Сарайчик (Сарайшык, Сарайджук), городище

Находится в 50 км от г. Атырау, на правом берегу реки Жайык. Площадь более 100 га.

Развалины городища Сарайчик известны давно, их много раз описывали любители старины, в особенности члены Оренбургской ученой архивной комиссии, записки которых содержали только описание внешнего вида развалин и собранного с поверхности материала. История исследования городища началась во второй половине ХVІІІ в., когда городище обследовали П.Н. Рычков и П.С. Паллас, а А.Е. Алексеев в 1861 г. расчистил и изучил внутреннюю часть нескольких склепов. Первые археологические раскопки были проведены в 1937 году Н. Арзютовым. В 1950 г. его посетил с разведочными работами С.П. Толстов, возглавлявший Хорезмскую археолого-этнографическую экспедицию. Этим же годом датируется начало раскопок Западно-Казахстанской археологической экспедиции под руководством А.Х. Маргулана с участием Г.И. Пацевича. Позже на городище проводил работы Гурьевский отряд Средневолжской археологической экспедиции, в работе которой принимали участие В.К. Афанасьев, Л.Л. Галкин и В.В. Плахов. Широкомасштабные стационарные археологические раскопки на городище Сарайчик удалось начать лишь в 1996 г. под руководством заведующего отделом Института археологии им. А.Х. Маргулана З. Самашева. С 2004 по 2009 гг. городище исследовалось в рамках программы «Культурное наследие». В 2017 г. после восьмилетнего перерывана городище продолжены исследования, в том числе выполнен определенный объем работ по укреплению берега реки. В дальнейшем здесь планируется создание музейного комплекса под открытым небом и включение памятника в реестр туристических маршрутов.

Сарайчик, судя по письменным источникам, был основан в XIII в. для управления округами Улуса Жошы. В городе строились дворцы и административные здания, вокруг которых возникали кварталы вольных жителей, купцов и ремесленников. Город располагался на границе Европы и Азии, где пролегал караванный путь из стран Европы и столицы Золотой Орды Сарай на Волге в города Хорезма, Ирана, Индии и Китая. Удобное географическое расположение дало возможность городу стать крупным политическим, культурным и торгово-ремесленным центром.

В ходе археологических исследований встречены фрагментарные, перерезанные последующими постройками, жилища ХI–XII вв. и несколько фрагментов лепных черноглиняных сосудов кыпчакского (?) облика. Вероятно, что в то время здесь располагался небольшой городок, о котором упоминает османский хронист Хаджи Халиф, сообщавший, что у устья реки Яик (Жанку) есть город С.ван.дж (или С.ваи.х), который ранее был столицей куманов, а затем был отстроен и заселен ногаями, чьи «ханы» ныне живут там [цит. по: Трепавлов, 2002, с. 226].

Анализ полученного материала позволяет выделить четыре периода в жизни городища. Первый период – с середины XIII в. до начала правления хана Узбека, то есть до 1312 г. Самой ранней монетой, найденной в нижних слоях городища, является дирхем хана Менгу-Тимура (1266–1282), отчеканенный в городе Укек на Волге. К концу XIII в. относятся найденные в Сарайчике дирхемы Токтагу хана (1291–1313). Строительство города осуществлялось по единому плану. В архитектуре домов, внутреннем убранстве переплетались традиции городов Нижнего Поволжья, Хорезма и Сырдарьи. Дома возводились из сырцового кирпича, имели по 2–4 комнаты размером 4×5 м. В жилом помещении вдоль стен находилась лежанка-суфа, которая обогревалась дымоходными горизонтальными каналами. Стены штукатурились глиной и белились. Суфы покрывались войлочными коврами, фрагменты которых были встречены при расчистке помещений. Осваивалось пространство вокруг города. В выселках близ речных протоков находились посевные поля, сады и огороды, орошаемые при помощи чигирных установок. На этих участках встречаются фрагменты кувшинов из красной глины и чигирных сосудов.

Второй хронологический этап жизни города начался со второй четверти XIV века и пришелся на время наибольшей стабильности и расцвета империи при хане Узбеке. При нем расцвел и Сарайчик. Старые сооружения ломали и строили новые дома с прежней городской планировкой, но улицы и площади стали широкими. В это время возникли многокомнатные линейно спланированные дома под одной крышей с хозяйственными пристройками. Внутренние стены-перегородки часто делали каркасными, стены и суфы штукатурили и белили, украшали коврами и киизами. На городище, у обрыва реки, были обнаружены остатки бань. Они состояли из нескольких разнофункциональных помещений, сырцовые стены которых были облицованы декоративными плитками и водостойкой штукатуркой. Полы были выложены обожженным кирпичом и подогревались снизу. В это время распространение получают как общественные, так и усадебные, предназначенные для небольшого круга людей помещения. Хозяйственная деятельность горожан в это время в значительной мере выражалась в производстве различных товаров для города и степи. Основная доля приходилась на изделия гончарных мастерских. В юго-западной части городища в 1998 г. был раскопан участок, где предположительно находилась гончарная мастерская. На городище зафиксированы остатки однокамерных печей для обжига гончарных сосудов. Они были заглублены и имели предтопочные площадки производственного назначения, которые располагались, как правило, с западной стороны. Кроме гончарных существовали и кирпичеобжигательные печи, однаиз которых была исследована в 1950 г. экспедицией А.Х. Маргулана.

Третий хронологический период жизни города отражает события в Улусе, связанные с междоусобицей между группировками аристократии в борьбе за престол. Сарайчик в это время оказался под влиянием ханов Ак Орды, в которую входили земли потомков Жошы, Орду-Эджена и Шейбана от реки Жайык до Западно-Сибирской низменности. В 1370-е годы, судя по монетам, в городе возводят большие общественные здания. Одно из них, сооружение дворцового типа, было исследовано в 1997–2000 гг. Имевшее в основе своей архитектурную планировку здание «ханы» возводилось для почетных гостей, купцов, паломников, путешественников. Ранее находившиеся на этом месте строения были спланированы и забутованы. В здании было 25 помещений. Портальная часть имела широкий ступенчатый подъем с арочным входом, где на углах возвышались башенки, портал облицовывался кладкой из обожженного кирпича и украшался белым алебастровым декором в виде рельефных панелей. Перед входом располагалась площадь. Предположительно, сооружение было возведено потомком Жошы – Урусханом. Со временем к зданию были пристроены симметричные боковые крылья, а тыловая часть увеличилась за счет многочисленных пристроенных помещений, и количество комнат достигло сорока. Во многих пристроенных помещениях были найдены остатки ташнау из хумов, вкопанных в полы и перекрытых вогнутыми известняковыми дисками. Выявлены хозяйственные помещения разной направленности, в том числе коптильня для рыбы, ямы-зернохранилища с остатками проса. С западной стороны «хана» расчищен участок магистральной улицы, вымощенной кирпичом.

Четвертый этап в жизни города приходится на XV–XVI вв. В этот период население концентрируется в южном районе города. Политический центр Орды располагался на его основной территории – в степях между Жайыком и Волгой. Сарайчик же стал столицей ногаев. Сарайчик ногайского периода располагался в треугольнике, образуемом руслом Жайыка и его протокой Сорочинкой. Со всех сторон его защищали крепостные стены. Остатки укреплений сохранялись до середины XIX в. В 1824 г. историк и этнограф А.И. Левшин обратил внимание на главный въезд в крепость, отмеченный двумя треугольными бастионами. Крепость имела подпрямоугольную форму. Дома, возведенные в это время, были многокомнатными. Размеры домов были около 20×12 м. Помещения обогревались внутренними канами от топок с тандыром. Это традиционная, существующая с XIII в., система отопления жилых помещений. Здесь наряду с керамическими и другими изделиями найдены монеты как местной, так и среднеазиатской чеканки, а также крымские серебряные дирхемы. Помимо жилых домов, в юго-восточной части городища был обнаружен ряд технических печей, не имеющих отношения к обжигу кирпичей и керамических сосудов. Какого-либо печного припаса для обжига изделий также не встречено. Печи были сделаны в виде колодцев глубиной 1,5 м из сырцового кирпича. Стенки сохранили сильный прокал. Для топочных отверстий делались глубокие предтопочные ямы. Пока что аналогий производства в именно таких печах специалисты не обнаружили.

Оставленные жителями кварталы города впоследствии были превращены в некрополь и приобрели значение святого места. Множество погребений стали устраивать в заброшенных районах города. В их локализации прослеживается закономерность в расположении захоронений в определенных участках городища, что связано с разными традициями погребений у различных родов, а также указывает на многонациональный состав населения. Из обрядов захоронений выделяются совершенные в склепах – корханах. Пока исследователям удалось выделить около шести видов корхан. Они позволяют проследить взаимоотношения между городом и степью, между исламом и традиционными доисламскими верованиями, а также между социальными слоями населения.

Значимость Сарайчика подчеркивалась существованием здесь пантеона ханов Золотой Орды, захоронений знаменитых людей и мусульманских проповедников. По сведениям Абулгази Баhадур хана, в Сарайчике похоронен знаменитый хан Золотой Орды Менгу-Тимур (1266–1280). Он первым стал чеканить монеты от своего имени в Золотой Орде. В Сарайчике проходила инвеститурная процедура вступления на ханский престол Золотой Орды Жанибеком (1341–1357), Бердибеком (1357–1359) и другими представителями Джучидов. Один из самых выдающихся казахских ханов Касым (1511–1524) сделал Сарайчик своей столицей. Известно, что при правлении Касым хана территория Казахского государства достигла предела современного Казахстана с численностью населения более миллиона человек. Позже, при преемниках Касыма, Сарайчик был временно утрачен и вновь включен в состав Казахского ханства в 1568 г. при Хакназар хане. В Сарайчике были похоронены несколько ханов Золотой Орды и другие исторические личности, среди которых Менгу-Тимур (1266–1281), Токтай (1280–1312), Жанибек (1341–1357), Бердибек (1357–1359), голова Тохтамыша (1380–1406); несколько ногайских князей и мурзы, а также казахский хан Касым (1511–1524).

После распада Золотой Орды с 1391 г. Сарайчик становится центром Мангытского Юрта, окончательно сформировавшегося в самостоятельное государство – Ногайскую Орду к 40-м гг. XVI в. Сарайчик и в последний период своего существования оставался местом захоронения элиты Дешт-и Кыпчака. Здесь располагалась усыпальница всех ногайских правителей и элиты. По мнению некоторых историков, в Сарайчике был погребен один из основателей казахского ханства Жанибек, по мнению других, произошла путаница золотоордынского хана с одноименным казахским ханом, и в действительности в Сарайчике покоится Жанибек – правитель Золотой Орды. В ногайской легенде о Тохтамыше и Едиге о Сарайчике говорится буквально – «хандарды қойған Сарайшық, хансүйегі кие деп», т.е. «Сарайчик, где погребены ханы, и кости ханов заповедны» [цит. по: Бартольд, 1966]. Вместе с ногайской знатью и казахскими ханами в некрополе покоятся и сеиды, считающиеся потомками Мухаммеда из особо почитаемой группы духовенства. Они оставили яркий след в культуре ногаев и казахов.

Источники

Аитова С.М., Самашев З.С. Джучидские монеты с городища Сарайчик // Известия МН-НАН РК. Сер. обществ. наук. – 1998. – № 1. – С. 35–41.

Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. (пер. с англ. Ю.В. Готье). – Л., 1937. – С. 173–193.

Арзютов Н. Отчет о раскопках, произведенных в 1937 г. на месте развалин золотоордынского города Сарайчика // Изв. АН КазССР. Сер. археол. – 1949. – Вып. 2. – С. 126–134.

Афанасьев В.К., Бисенов С.Б., Галкин Л.Л. Работы в Западном Казахстане // АО–1975. – 1976. – С. 513–514.

Бартольд В.В. К вопросу о погребальных обрядах турков и монголов. Соч. – М., 1966. – Т. IV. – С. 377–396.

Кастанье И. А. Древности Киргизской степи и Оренбургского края. – ТОУАК. – Оренбург: типолитография т-ва «Каримов, Хусаинов и К°», 1910. – Вып. 22. – 332 с., 21 л. ил. – С. 96.

Кожа М., Самашев З. Новые материалы к изучению бань золотоордынского времени // Вестник КазНУ. Сер. историч. – 2006. – № 2 (41). – С. 159–174.

Кузнецова О.В. Поливная керамика Сарайчика // Генуэзская Газария и Золотая Орда. Сер. «Археологические источники Восточной Европы». – Кишинев: StratumPlus, 2015. – С. 167–179.

Маргулан А.Х. Из истории городов и строительного искусства древнего Казахстана. – Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1950. – 122 с.

Пацевич Г.И. Гончарная печь на городище Сарайчик // ТИИАЭ. – 1956. – Т. 1: Археология. – С. 221–224.

Пацевич Г.И. Печь для обжига кирпича в древнем городе Сарайчике // КСИИМК. – 1957. – Вып. 69. – С. 111–114.

Самашев З.С. Исследование золотоордынского города Сарайчик // Проблемы изучения и сохранения исторического наследия. – Алматы, 1998. – С. 137– 162.

Самашев З.С., Кожаков Д.А., Талеев Д. Сарайчик: проблемы исследования великого города // Проблемы изучения и сохранения исторического наследия. – Алматы, 1998. – С. 240–245.

Самашев З.С., Галкин Л.Л., Касенов М.С., Талеев Д., Кожаков Д., Гончаров Е.Ю. Совместные казахско- российские исследованияна золотоордынском городище Сарайчик // АО–1997. – 1999. – С. 347.

Самашев З., Плахов В. Об одном архитектурном комплексе Сарайчика // История цивилизации и духовной культуры кочевников: матер. пленарного заседания Междунар. научн.-практич. конф., посвящ. 100-летию академика А.Х. Маргулана. – Павлодар, 2004. – С. 60–78.

Самашев З., Кожа М. Элитный культовый комплекс Сарайчика // Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. – Уральск, 2007. – № 1. – С. 236–257.

Самашев З., Кузнецова О.В., Плахов В.В. Керамика Сарайчика. – Алматы: Археология, 2008. – 263 с.

Самашев З., Бурнашева Р., Базылхан Н., Плахов В. Монеты Сарайчика. – Алматы: Археология, 2006. – 184 с.

Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингизхана. – Алматы, 2001. – С. 4–171. Тасмагамбетов И.Н., Самашев З. Сарайчик. – Алматы: ОФ «Берел», 2001. – 320 с.

Толстов С.П. Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция Академии наук 1950 г. // СА. – 1953. – Т. 18. – С. 301–325.

Трепавлов В.В. Сарайчук: переправа, некрополь, столица, развалины // Тюркологический сборник- 2001. Золотая Орда и ее наследие. – М., 2002. – С. 225–244.

Фотографии, использованные при подготовке статьи, предоставлены З. Самашевым из личного архива. Снимки выполнены в разные годы З. Самашевым, Ю.Ф. Черкашиным, О.В. Беляловым, В.П. Соболевым.

Ақпарат
Сипаттама
Карта
Фото
Мұра атауы Сарайчик (Сарайшык, Сарайджук), городище
Орналасқан жері Атырауская область, Махамбетский район
Мұраның авторлары
Мұраның дереккөздері Cакральная география Казахстана: Реестр объектов природы, археологии, этнографии и культовой архитектуры / Под общей редакцией академика НАН РК Байтанаева Б.А. – Алматы: Институт археологии им. А.Х. Маргулана, 2017. – Вып. 1. – 904 с.
Мұра түрі Памятники археологии
Мұраның санаты Памятники истории и культуры республиканского значения
Мұра типі Городище

Находится в 50 км от г. Атырау, на правом берегу реки Жайык. Площадь более 100 га.

Развалины городища Сарайчик известны давно, их много раз описывали любители старины, в особенности члены Оренбургской ученой архивной комиссии, записки которых содержали только описание внешнего вида развалин и собранного с поверхности материала. История исследования городища началась во второй половине ХVІІІ в., когда городище обследовали П.Н. Рычков и П.С. Паллас, а А.Е. Алексеев в 1861 г. расчистил и изучил внутреннюю часть нескольких склепов. Первые археологические раскопки были проведены в 1937 году Н. Арзютовым. В 1950 г. его посетил с разведочными работами С.П. Толстов, возглавлявший Хорезмскую археолого-этнографическую экспедицию. Этим же годом датируется начало раскопок Западно-Казахстанской археологической экспедиции под руководством А.Х. Маргулана с участием Г.И. Пацевича. Позже на городище проводил работы Гурьевский отряд Средневолжской археологической экспедиции, в работе которой принимали участие В.К. Афанасьев, Л.Л. Галкин и В.В. Плахов. Широкомасштабные стационарные археологические раскопки на городище Сарайчик удалось начать лишь в 1996 г. под руководством заведующего отделом Института археологии им. А.Х. Маргулана З. Самашева. С 2004 по 2009 гг. городище исследовалось в рамках программы «Культурное наследие». В 2017 г. после восьмилетнего перерывана городище продолжены исследования, в том числе выполнен определенный объем работ по укреплению берега реки. В дальнейшем здесь планируется создание музейного комплекса под открытым небом и включение памятника в реестр туристических маршрутов.

Сарайчик, судя по письменным источникам, был основан в XIII в. для управления округами Улуса Жошы. В городе строились дворцы и административные здания, вокруг которых возникали кварталы вольных жителей, купцов и ремесленников. Город располагался на границе Европы и Азии, где пролегал караванный путь из стран Европы и столицы Золотой Орды Сарай на Волге в города Хорезма, Ирана, Индии и Китая. Удобное географическое расположение дало возможность городу стать крупным политическим, культурным и торгово-ремесленным центром.

В ходе археологических исследований встречены фрагментарные, перерезанные последующими постройками, жилища ХI–XII вв. и несколько фрагментов лепных черноглиняных сосудов кыпчакского (?) облика. Вероятно, что в то время здесь располагался небольшой городок, о котором упоминает османский хронист Хаджи Халиф, сообщавший, что у устья реки Яик (Жанку) есть город С.ван.дж (или С.ваи.х), который ранее был столицей куманов, а затем был отстроен и заселен ногаями, чьи «ханы» ныне живут там [цит. по: Трепавлов, 2002, с. 226].

Анализ полученного материала позволяет выделить четыре периода в жизни городища. Первый период – с середины XIII в. до начала правления хана Узбека, то есть до 1312 г. Самой ранней монетой, найденной в нижних слоях городища, является дирхем хана Менгу-Тимура (1266–1282), отчеканенный в городе Укек на Волге. К концу XIII в. относятся найденные в Сарайчике дирхемы Токтагу хана (1291–1313). Строительство города осуществлялось по единому плану. В архитектуре домов, внутреннем убранстве переплетались традиции городов Нижнего Поволжья, Хорезма и Сырдарьи. Дома возводились из сырцового кирпича, имели по 2–4 комнаты размером 4×5 м. В жилом помещении вдоль стен находилась лежанка-суфа, которая обогревалась дымоходными горизонтальными каналами. Стены штукатурились глиной и белились. Суфы покрывались войлочными коврами, фрагменты которых были встречены при расчистке помещений. Осваивалось пространство вокруг города. В выселках близ речных протоков находились посевные поля, сады и огороды, орошаемые при помощи чигирных установок. На этих участках встречаются фрагменты кувшинов из красной глины и чигирных сосудов.

Второй хронологический этап жизни города начался со второй четверти XIV века и пришелся на время наибольшей стабильности и расцвета империи при хане Узбеке. При нем расцвел и Сарайчик. Старые сооружения ломали и строили новые дома с прежней городской планировкой, но улицы и площади стали широкими. В это время возникли многокомнатные линейно спланированные дома под одной крышей с хозяйственными пристройками. Внутренние стены-перегородки часто делали каркасными, стены и суфы штукатурили и белили, украшали коврами и киизами. На городище, у обрыва реки, были обнаружены остатки бань. Они состояли из нескольких разнофункциональных помещений, сырцовые стены которых были облицованы декоративными плитками и водостойкой штукатуркой. Полы были выложены обожженным кирпичом и подогревались снизу. В это время распространение получают как общественные, так и усадебные, предназначенные для небольшого круга людей помещения. Хозяйственная деятельность горожан в это время в значительной мере выражалась в производстве различных товаров для города и степи. Основная доля приходилась на изделия гончарных мастерских. В юго-западной части городища в 1998 г. был раскопан участок, где предположительно находилась гончарная мастерская. На городище зафиксированы остатки однокамерных печей для обжига гончарных сосудов. Они были заглублены и имели предтопочные площадки производственного назначения, которые располагались, как правило, с западной стороны. Кроме гончарных существовали и кирпичеобжигательные печи, однаиз которых была исследована в 1950 г. экспедицией А.Х. Маргулана.

Третий хронологический период жизни города отражает события в Улусе, связанные с междоусобицей между группировками аристократии в борьбе за престол. Сарайчик в это время оказался под влиянием ханов Ак Орды, в которую входили земли потомков Жошы, Орду-Эджена и Шейбана от реки Жайык до Западно-Сибирской низменности. В 1370-е годы, судя по монетам, в городе возводят большие общественные здания. Одно из них, сооружение дворцового типа, было исследовано в 1997–2000 гг. Имевшее в основе своей архитектурную планировку здание «ханы» возводилось для почетных гостей, купцов, паломников, путешественников. Ранее находившиеся на этом месте строения были спланированы и забутованы. В здании было 25 помещений. Портальная часть имела широкий ступенчатый подъем с арочным входом, где на углах возвышались башенки, портал облицовывался кладкой из обожженного кирпича и украшался белым алебастровым декором в виде рельефных панелей. Перед входом располагалась площадь. Предположительно, сооружение было возведено потомком Жошы – Урусханом. Со временем к зданию были пристроены симметричные боковые крылья, а тыловая часть увеличилась за счет многочисленных пристроенных помещений, и количество комнат достигло сорока. Во многих пристроенных помещениях были найдены остатки ташнау из хумов, вкопанных в полы и перекрытых вогнутыми известняковыми дисками. Выявлены хозяйственные помещения разной направленности, в том числе коптильня для рыбы, ямы-зернохранилища с остатками проса. С западной стороны «хана» расчищен участок магистральной улицы, вымощенной кирпичом.

Четвертый этап в жизни города приходится на XV–XVI вв. В этот период население концентрируется в южном районе города. Политический центр Орды располагался на его основной территории – в степях между Жайыком и Волгой. Сарайчик же стал столицей ногаев. Сарайчик ногайского периода располагался в треугольнике, образуемом руслом Жайыка и его протокой Сорочинкой. Со всех сторон его защищали крепостные стены. Остатки укреплений сохранялись до середины XIX в. В 1824 г. историк и этнограф А.И. Левшин обратил внимание на главный въезд в крепость, отмеченный двумя треугольными бастионами. Крепость имела подпрямоугольную форму. Дома, возведенные в это время, были многокомнатными. Размеры домов были около 20×12 м. Помещения обогревались внутренними канами от топок с тандыром. Это традиционная, существующая с XIII в., система отопления жилых помещений. Здесь наряду с керамическими и другими изделиями найдены монеты как местной, так и среднеазиатской чеканки, а также крымские серебряные дирхемы. Помимо жилых домов, в юго-восточной части городища был обнаружен ряд технических печей, не имеющих отношения к обжигу кирпичей и керамических сосудов. Какого-либо печного припаса для обжига изделий также не встречено. Печи были сделаны в виде колодцев глубиной 1,5 м из сырцового кирпича. Стенки сохранили сильный прокал. Для топочных отверстий делались глубокие предтопочные ямы. Пока что аналогий производства в именно таких печах специалисты не обнаружили.

Оставленные жителями кварталы города впоследствии были превращены в некрополь и приобрели значение святого места. Множество погребений стали устраивать в заброшенных районах города. В их локализации прослеживается закономерность в расположении захоронений в определенных участках городища, что связано с разными традициями погребений у различных родов, а также указывает на многонациональный состав населения. Из обрядов захоронений выделяются совершенные в склепах – корханах. Пока исследователям удалось выделить около шести видов корхан. Они позволяют проследить взаимоотношения между городом и степью, между исламом и традиционными доисламскими верованиями, а также между социальными слоями населения.

Значимость Сарайчика подчеркивалась существованием здесь пантеона ханов Золотой Орды, захоронений знаменитых людей и мусульманских проповедников. По сведениям Абулгази Баhадур хана, в Сарайчике похоронен знаменитый хан Золотой Орды Менгу-Тимур (1266–1280). Он первым стал чеканить монеты от своего имени в Золотой Орде. В Сарайчике проходила инвеститурная процедура вступления на ханский престол Золотой Орды Жанибеком (1341–1357), Бердибеком (1357–1359) и другими представителями Джучидов. Один из самых выдающихся казахских ханов Касым (1511–1524) сделал Сарайчик своей столицей. Известно, что при правлении Касым хана территория Казахского государства достигла предела современного Казахстана с численностью населения более миллиона человек. Позже, при преемниках Касыма, Сарайчик был временно утрачен и вновь включен в состав Казахского ханства в 1568 г. при Хакназар хане. В Сарайчике были похоронены несколько ханов Золотой Орды и другие исторические личности, среди которых Менгу-Тимур (1266–1281), Токтай (1280–1312), Жанибек (1341–1357), Бердибек (1357–1359), голова Тохтамыша (1380–1406); несколько ногайских князей и мурзы, а также казахский хан Касым (1511–1524).

После распада Золотой Орды с 1391 г. Сарайчик становится центром Мангытского Юрта, окончательно сформировавшегося в самостоятельное государство – Ногайскую Орду к 40-м гг. XVI в. Сарайчик и в последний период своего существования оставался местом захоронения элиты Дешт-и Кыпчака. Здесь располагалась усыпальница всех ногайских правителей и элиты. По мнению некоторых историков, в Сарайчике был погребен один из основателей казахского ханства Жанибек, по мнению других, произошла путаница золотоордынского хана с одноименным казахским ханом, и в действительности в Сарайчике покоится Жанибек – правитель Золотой Орды. В ногайской легенде о Тохтамыше и Едиге о Сарайчике говорится буквально – «хандарды қойған Сарайшық, хансүйегі кие деп», т.е. «Сарайчик, где погребены ханы, и кости ханов заповедны» [цит. по: Бартольд, 1966]. Вместе с ногайской знатью и казахскими ханами в некрополе покоятся и сеиды, считающиеся потомками Мухаммеда из особо почитаемой группы духовенства. Они оставили яркий след в культуре ногаев и казахов.

Источники

Аитова С.М., Самашев З.С. Джучидские монеты с городища Сарайчик // Известия МН-НАН РК. Сер. обществ. наук. – 1998. – № 1. – С. 35–41.

Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. (пер. с англ. Ю.В. Готье). – Л., 1937. – С. 173–193.

Арзютов Н. Отчет о раскопках, произведенных в 1937 г. на месте развалин золотоордынского города Сарайчика // Изв. АН КазССР. Сер. археол. – 1949. – Вып. 2. – С. 126–134.

Афанасьев В.К., Бисенов С.Б., Галкин Л.Л. Работы в Западном Казахстане // АО–1975. – 1976. – С. 513–514.

Бартольд В.В. К вопросу о погребальных обрядах турков и монголов. Соч. – М., 1966. – Т. IV. – С. 377–396.

Кастанье И. А. Древности Киргизской степи и Оренбургского края. – ТОУАК. – Оренбург: типолитография т-ва «Каримов, Хусаинов и К°», 1910. – Вып. 22. – 332 с., 21 л. ил. – С. 96.

Кожа М., Самашев З. Новые материалы к изучению бань золотоордынского времени // Вестник КазНУ. Сер. историч. – 2006. – № 2 (41). – С. 159–174.

Кузнецова О.В. Поливная керамика Сарайчика // Генуэзская Газария и Золотая Орда. Сер. «Археологические источники Восточной Европы». – Кишинев: StratumPlus, 2015. – С. 167–179.

Маргулан А.Х. Из истории городов и строительного искусства древнего Казахстана. – Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1950. – 122 с.

Пацевич Г.И. Гончарная печь на городище Сарайчик // ТИИАЭ. – 1956. – Т. 1: Археология. – С. 221–224.

Пацевич Г.И. Печь для обжига кирпича в древнем городе Сарайчике // КСИИМК. – 1957. – Вып. 69. – С. 111–114.

Самашев З.С. Исследование золотоордынского города Сарайчик // Проблемы изучения и сохранения исторического наследия. – Алматы, 1998. – С. 137– 162.

Самашев З.С., Кожаков Д.А., Талеев Д. Сарайчик: проблемы исследования великого города // Проблемы изучения и сохранения исторического наследия. – Алматы, 1998. – С. 240–245.

Самашев З.С., Галкин Л.Л., Касенов М.С., Талеев Д., Кожаков Д., Гончаров Е.Ю. Совместные казахско- российские исследованияна золотоордынском городище Сарайчик // АО–1997. – 1999. – С. 347.

Самашев З., Плахов В. Об одном архитектурном комплексе Сарайчика // История цивилизации и духовной культуры кочевников: матер. пленарного заседания Междунар. научн.-практич. конф., посвящ. 100-летию академика А.Х. Маргулана. – Павлодар, 2004. – С. 60–78.

Самашев З., Кожа М. Элитный культовый комплекс Сарайчика // Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. – Уральск, 2007. – № 1. – С. 236–257.

Самашев З., Кузнецова О.В., Плахов В.В. Керамика Сарайчика. – Алматы: Археология, 2008. – 263 с.

Самашев З., Бурнашева Р., Базылхан Н., Плахов В. Монеты Сарайчика. – Алматы: Археология, 2006. – 184 с.

Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингизхана. – Алматы, 2001. – С. 4–171. Тасмагамбетов И.Н., Самашев З. Сарайчик. – Алматы: ОФ «Берел», 2001. – 320 с.

Толстов С.П. Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция Академии наук 1950 г. // СА. – 1953. – Т. 18. – С. 301–325.

Трепавлов В.В. Сарайчук: переправа, некрополь, столица, развалины // Тюркологический сборник- 2001. Золотая Орда и ее наследие. – М., 2002. – С. 225–244.

Фотографии, использованные при подготовке статьи, предоставлены З. Самашевым из личного архива. Снимки выполнены в разные годы З. Самашевым, Ю.Ф. Черкашиным, О.В. Беляловым, В.П. Соболевым.