Сарайчик (Сарайшык, Сарайджук), городище
Находится в 50 км от г. Атырау, на правом берегу реки Жайык. Площадь более 100 га.
Развалины городища Сарайчик известны давно, их много раз описывали любители старины, в особенности члены Оренбургской ученой архивной комиссии, записки которых содержали только описание внешнего вида развалин и собранного с поверхности материала. История исследования городища началась во второй половине ХVІІІ в., когда городище обследовали П.Н. Рычков и П.С. Паллас, а А.Е. Алексеев в 1861 г. расчистил и изучил внутреннюю часть нескольких склепов. Первые археологические раскопки были проведены в 1937 году Н. Арзютовым. В 1950 г. его посетил с разведочными работами С.П. Толстов, возглавлявший Хорезмскую археолого-этнографическую экспедицию. Этим же годом датируется начало раскопок Западно-Казахстанской археологической экспедиции под руководством А.Х. Маргулана с участием Г.И. Пацевича. Позже на городище проводил работы Гурьевский отряд Средневолжской археологической экспедиции, в работе которой принимали участие В.К. Афанасьев, Л.Л. Галкин и В.В. Плахов. Широкомасштабные стационарные археологические раскопки на городище Сарайчик удалось начать лишь в 1996 г. под руководством заведующего отделом Института археологии им. А.Х. Маргулана З. Самашева. С 2004 по 2009 гг. городище исследовалось в рамках программы «Культурное наследие». В 2017 г. после восьмилетнего перерывана городище продолжены исследования, в том числе выполнен определенный объем работ по укреплению берега реки. В дальнейшем здесь планируется создание музейного комплекса под открытым небом и включение памятника в реестр туристических маршрутов.
Сарайчик, судя по письменным источникам, был основан в XIII в. для управления округами Улуса Жошы. В городе строились дворцы и административные здания, вокруг которых возникали кварталы вольных жителей, купцов и ремесленников. Город располагался на границе Европы и Азии, где пролегал караванный путь из стран Европы и столицы Золотой Орды Сарай на Волге в города Хорезма, Ирана, Индии и Китая. Удобное географическое расположение дало возможность городу стать крупным политическим, культурным и торгово-ремесленным центром.
В ходе археологических исследований встречены фрагментарные, перерезанные последующими постройками, жилища ХI–XII вв. и несколько фрагментов лепных черноглиняных сосудов кыпчакского (?) облика. Вероятно, что в то время здесь располагался небольшой городок, о котором упоминает османский хронист Хаджи Халиф, сообщавший, что у устья реки Яик (Жанку) есть город С.ван.дж (или С.ваи.х), который ранее был столицей куманов, а затем был отстроен и заселен ногаями, чьи «ханы» ныне живут там [цит. по: Трепавлов, 2002, с. 226].
Анализ полученного материала позволяет выделить четыре периода в жизни городища. Первый период – с середины XIII в. до начала правления хана Узбека, то есть до 1312 г. Самой ранней монетой, найденной в нижних слоях городища, является дирхем хана Менгу-Тимура (1266–1282), отчеканенный в городе Укек на Волге. К концу XIII в. относятся найденные в Сарайчике дирхемы Токтагу хана (1291–1313). Строительство города осуществлялось по единому плану. В архитектуре домов, внутреннем убранстве переплетались традиции городов Нижнего Поволжья, Хорезма и Сырдарьи. Дома возводились из сырцового кирпича, имели по 2–4 комнаты размером 4×5 м. В жилом помещении вдоль стен находилась лежанка-суфа, которая обогревалась дымоходными горизонтальными каналами. Стены штукатурились глиной и белились. Суфы покрывались войлочными коврами, фрагменты которых были встречены при расчистке помещений. Осваивалось пространство вокруг города. В выселках близ речных протоков находились посевные поля, сады и огороды, орошаемые при помощи чигирных установок. На этих участках встречаются фрагменты кувшинов из красной глины и чигирных сосудов.
Второй хронологический этап жизни города начался со второй четверти XIV века и пришелся на время наибольшей стабильности и расцвета империи при хане Узбеке. При нем расцвел и Сарайчик. Старые сооружения ломали и строили новые дома с прежней городской планировкой, но улицы и площади стали широкими. В это время возникли многокомнатные линейно спланированные дома под одной крышей с хозяйственными пристройками. Внутренние стены-перегородки часто делали каркасными, стены и суфы штукатурили и белили, украшали коврами и киизами. На городище, у обрыва реки, были обнаружены остатки бань. Они состояли из нескольких разнофункциональных помещений, сырцовые стены которых были облицованы декоративными плитками и водостойкой штукатуркой. Полы были выложены обожженным кирпичом и подогревались снизу. В это время распространение получают как общественные, так и усадебные, предназначенные для небольшого круга людей помещения. Хозяйственная деятельность горожан в это время в значительной мере выражалась в производстве различных товаров для города и степи. Основная доля приходилась на изделия гончарных мастерских. В юго-западной части городища в 1998 г. был раскопан участок, где предположительно находилась гончарная мастерская. На городище зафиксированы остатки однокамерных печей для обжига гончарных сосудов. Они были заглублены и имели предтопочные площадки производственного назначения, которые располагались, как правило, с западной стороны. Кроме гончарных существовали и кирпичеобжигательные печи, однаиз которых была исследована в 1950 г. экспедицией А.Х. Маргулана.
Третий хронологический период жизни города отражает события в Улусе, связанные с междоусобицей между группировками аристократии в борьбе за престол. Сарайчик в это время оказался под влиянием ханов Ак Орды, в которую входили земли потомков Жошы, Орду-Эджена и Шейбана от реки Жайык до Западно-Сибирской низменности. В 1370-е годы, судя по монетам, в городе возводят большие общественные здания. Одно из них, сооружение дворцового типа, было исследовано в 1997–2000 гг. Имевшее в основе своей архитектурную планировку здание «ханы» возводилось для почетных гостей, купцов, паломников, путешественников. Ранее находившиеся на этом месте строения были спланированы и забутованы. В здании было 25 помещений. Портальная часть имела широкий ступенчатый подъем с арочным входом, где на углах возвышались башенки, портал облицовывался кладкой из обожженного кирпича и украшался белым алебастровым декором в виде рельефных панелей. Перед входом располагалась площадь. Предположительно, сооружение было возведено потомком Жошы – Урусханом. Со временем к зданию были пристроены симметричные боковые крылья, а тыловая часть увеличилась за счет многочисленных пристроенных помещений, и количество комнат достигло сорока. Во многих пристроенных помещениях были найдены остатки ташнау из хумов, вкопанных в полы и перекрытых вогнутыми известняковыми дисками. Выявлены хозяйственные помещения разной направленности, в том числе коптильня для рыбы, ямы-зернохранилища с остатками проса. С западной стороны «хана» расчищен участок магистральной улицы, вымощенной кирпичом.
Четвертый этап в жизни города приходится на XV–XVI вв. В этот период население концентрируется в южном районе города. Политический центр Орды располагался на его основной территории – в степях между Жайыком и Волгой. Сарайчик же стал столицей ногаев. Сарайчик ногайского периода располагался в треугольнике, образуемом руслом Жайыка и его протокой Сорочинкой. Со всех сторон его защищали крепостные стены. Остатки укреплений сохранялись до середины XIX в. В 1824 г. историк и этнограф А.И. Левшин обратил внимание на главный въезд в крепость, отмеченный двумя треугольными бастионами. Крепость имела подпрямоугольную форму. Дома, возведенные в это время, были многокомнатными. Размеры домов были около 20×12 м. Помещения обогревались внутренними канами от топок с тандыром. Это традиционная, существующая с XIII в., система отопления жилых помещений. Здесь наряду с керамическими и другими изделиями найдены монеты как местной, так и среднеазиатской чеканки, а также крымские серебряные дирхемы. Помимо жилых домов, в юго-восточной части городища был обнаружен ряд технических печей, не имеющих отношения к обжигу кирпичей и керамических сосудов. Какого-либо печного припаса для обжига изделий также не встречено. Печи были сделаны в виде колодцев глубиной 1,5 м из сырцового кирпича. Стенки сохранили сильный прокал. Для топочных отверстий делались глубокие предтопочные ямы. Пока что аналогий производства в именно таких печах специалисты не обнаружили.
Оставленные жителями кварталы города впоследствии были превращены в некрополь и приобрели значение святого места. Множество погребений стали устраивать в заброшенных районах города. В их локализации прослеживается закономерность в расположении захоронений в определенных участках городища, что связано с разными традициями погребений у различных родов, а также указывает на многонациональный состав населения. Из обрядов захоронений выделяются совершенные в склепах – корханах. Пока исследователям удалось выделить около шести видов корхан. Они позволяют проследить взаимоотношения между городом и степью, между исламом и традиционными доисламскими верованиями, а также между социальными слоями населения.
Значимость Сарайчика подчеркивалась существованием здесь пантеона ханов Золотой Орды, захоронений знаменитых людей и мусульманских проповедников. По сведениям Абулгази Баhадур хана, в Сарайчике похоронен знаменитый хан Золотой Орды Менгу-Тимур (1266–1280). Он первым стал чеканить монеты от своего имени в Золотой Орде. В Сарайчике проходила инвеститурная процедура вступления на ханский престол Золотой Орды Жанибеком (1341–1357), Бердибеком (1357–1359) и другими представителями Джучидов. Один из самых выдающихся казахских ханов Касым (1511–1524) сделал Сарайчик своей столицей. Известно, что при правлении Касым хана территория Казахского государства достигла предела современного Казахстана с численностью населения более миллиона человек. Позже, при преемниках Касыма, Сарайчик был временно утрачен и вновь включен в состав Казахского ханства в 1568 г. при Хакназар хане. В Сарайчике были похоронены несколько ханов Золотой Орды и другие исторические личности, среди которых Менгу-Тимур (1266–1281), Токтай (1280–1312), Жанибек (1341–1357), Бердибек (1357–1359), голова Тохтамыша (1380–1406); несколько ногайских князей и мурзы, а также казахский хан Касым (1511–1524).
После распада Золотой Орды с 1391 г. Сарайчик становится центром Мангытского Юрта, окончательно сформировавшегося в самостоятельное государство – Ногайскую Орду к 40-м гг. XVI в. Сарайчик и в последний период своего существования оставался местом захоронения элиты Дешт-и Кыпчака. Здесь располагалась усыпальница всех ногайских правителей и элиты. По мнению некоторых историков, в Сарайчике был погребен один из основателей казахского ханства Жанибек, по мнению других, произошла путаница золотоордынского хана с одноименным казахским ханом, и в действительности в Сарайчике покоится Жанибек – правитель Золотой Орды. В ногайской легенде о Тохтамыше и Едиге о Сарайчике говорится буквально – «хандарды қойған Сарайшық, хансүйегі кие деп», т.е. «Сарайчик, где погребены ханы, и кости ханов заповедны» [цит. по: Бартольд, 1966]. Вместе с ногайской знатью и казахскими ханами в некрополе покоятся и сеиды, считающиеся потомками Мухаммеда из особо почитаемой группы духовенства. Они оставили яркий след в культуре ногаев и казахов.
Источники
Аитова С.М., Самашев З.С. Джучидские монеты с городища Сарайчик // Известия МН-НАН РК. Сер. обществ. наук. – 1998. – № 1. – С. 35–41.
Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. (пер. с англ. Ю.В. Готье). – Л., 1937. – С. 173–193.
Арзютов Н. Отчет о раскопках, произведенных в 1937 г. на месте развалин золотоордынского города Сарайчика // Изв. АН КазССР. Сер. археол. – 1949. – Вып. 2. – С. 126–134.
Афанасьев В.К., Бисенов С.Б., Галкин Л.Л. Работы в Западном Казахстане // АО–1975. – 1976. – С. 513–514.
Бартольд В.В. К вопросу о погребальных обрядах турков и монголов. Соч. – М., 1966. – Т. IV. – С. 377–396.
Кастанье И. А. Древности Киргизской степи и Оренбургского края. – ТОУАК. – Оренбург: типолитография т-ва «Каримов, Хусаинов и К°», 1910. – Вып. 22. – 332 с., 21 л. ил. – С. 96.
Кожа М., Самашев З. Новые материалы к изучению бань золотоордынского времени // Вестник КазНУ. Сер. историч. – 2006. – № 2 (41). – С. 159–174.
Кузнецова О.В. Поливная керамика Сарайчика // Генуэзская Газария и Золотая Орда. Сер. «Археологические источники Восточной Европы». – Кишинев: StratumPlus, 2015. – С. 167–179.
Маргулан А.Х. Из истории городов и строительного искусства древнего Казахстана. – Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1950. – 122 с.
Пацевич Г.И. Гончарная печь на городище Сарайчик // ТИИАЭ. – 1956. – Т. 1: Археология. – С. 221–224.
Пацевич Г.И. Печь для обжига кирпича в древнем городе Сарайчике // КСИИМК. – 1957. – Вып. 69. – С. 111–114.
Самашев З.С. Исследование золотоордынского города Сарайчик // Проблемы изучения и сохранения исторического наследия. – Алматы, 1998. – С. 137– 162.
Самашев З.С., Кожаков Д.А., Талеев Д. Сарайчик: проблемы исследования великого города // Проблемы изучения и сохранения исторического наследия. – Алматы, 1998. – С. 240–245.
Самашев З.С., Галкин Л.Л., Касенов М.С., Талеев Д., Кожаков Д., Гончаров Е.Ю. Совместные казахско- российские исследованияна золотоордынском городище Сарайчик // АО–1997. – 1999. – С. 347.
Самашев З., Плахов В. Об одном архитектурном комплексе Сарайчика // История цивилизации и духовной культуры кочевников: матер. пленарного заседания Междунар. научн.-практич. конф., посвящ. 100-летию академика А.Х. Маргулана. – Павлодар, 2004. – С. 60–78.
Самашев З., Кожа М. Элитный культовый комплекс Сарайчика // Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. – Уральск, 2007. – № 1. – С. 236–257.
Самашев З., Кузнецова О.В., Плахов В.В. Керамика Сарайчика. – Алматы: Археология, 2008. – 263 с.
Самашев З., Бурнашева Р., Базылхан Н., Плахов В. Монеты Сарайчика. – Алматы: Археология, 2006. – 184 с.
Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингизхана. – Алматы, 2001. – С. 4–171. Тасмагамбетов И.Н., Самашев З. Сарайчик. – Алматы: ОФ «Берел», 2001. – 320 с.
Толстов С.П. Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция Академии наук 1950 г. // СА. – 1953. – Т. 18. – С. 301–325.
Трепавлов В.В. Сарайчук: переправа, некрополь, столица, развалины // Тюркологический сборник- 2001. Золотая Орда и ее наследие. – М., 2002. – С. 225–244.
Фотографии, использованные при подготовке статьи, предоставлены З. Самашевым из личного архива. Снимки выполнены в разные годы З. Самашевым, Ю.Ф. Черкашиным, О.В. Беляловым, В.П. Соболевым.