Подземная мечеть Бекет-ата и некрополь старый Бейнеу

Подземная мечеть Бекет-Ата имеет особый статус среди казахстанских религиозных сакральных объектов. По своему значению и влиянию на социум эта мечеть сопоставима с такими святынями, как мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави и мечеть Омара в Иерусалиме. Находясь в труднодоступной местности, вырубленная в известковых скальных образованиях, мечеть является для паломников одним из самых желанных объектов. В состав комплекса входит надгробие, белостенная мечеть на вершине горы, и, собственно, сама подземная мечеть. Бекет-ата (Бекет Мурзагул-улы) (1750–1813) выходец из племени адай рода мунал.

С юности отличался мудростью суждений и искусностью в военном деле. Попав как паломник к святыне Шопан-ата, молодой воин увидел вещий сон (аян). Шопан-ата велел учиться самому, а потом учить других. Много лет отучившись в Хиве у знаменитого суфия Бакыржан-хаджи, Бекет вернулся в родные края. В молодости он прославился как искусный военачальник и храбрый воин. Желая установить мир и согласие на родине, Бекет становится на путь религии. Пройдя обучение в Хиве у знаменитого суфия Бакыржан –кажы и став суфием, Бекет возвращается на родину и строит четыре скальные мечети.

Первая мечеть в Кульсарах – Ак-мечеть, вторая в меловых скалах недалеко от поселка Бейнеу, третья – в Байшатыре, на плато Устюрт, и четвертая подземная мечеть вырублена в скальном массиве урочища Огланды. Среди всех четырех мечетей, именно комплекс в Огланды является духовным и научным центром. К тому же здесь находится и могила святого. Суфий, мистик, архитектор, мудрец и учитель, Бекет-ата является своеобразным защитником своей земли и покровителем мудрых и справедливых.

 


Ақпарат
Сипаттама
Карта
Мұра атауы Подземная мечеть Бекет-ата и некрополь старый Бейнеу
Орналасқан жері Маңғыстау облысы, Бейнеуский район
Мұра түрі Ансамбли и комплексы
Мұраның санаты Памятники истории и культуры республиканского значения
Мұра типі Некрополь Комплекс Мечеть

Подземная мечеть Бекет-Ата имеет особый статус среди казахстанских религиозных сакральных объектов. По своему значению и влиянию на социум эта мечеть сопоставима с такими святынями, как мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави и мечеть Омара в Иерусалиме. Находясь в труднодоступной местности, вырубленная в известковых скальных образованиях, мечеть является для паломников одним из самых желанных объектов. В состав комплекса входит надгробие, белостенная мечеть на вершине горы, и, собственно, сама подземная мечеть. Бекет-ата (Бекет Мурзагул-улы) (1750–1813) выходец из племени адай рода мунал.

С юности отличался мудростью суждений и искусностью в военном деле. Попав как паломник к святыне Шопан-ата, молодой воин увидел вещий сон (аян). Шопан-ата велел учиться самому, а потом учить других. Много лет отучившись в Хиве у знаменитого суфия Бакыржан-хаджи, Бекет вернулся в родные края. В молодости он прославился как искусный военачальник и храбрый воин. Желая установить мир и согласие на родине, Бекет становится на путь религии. Пройдя обучение в Хиве у знаменитого суфия Бакыржан –кажы и став суфием, Бекет возвращается на родину и строит четыре скальные мечети.

Первая мечеть в Кульсарах – Ак-мечеть, вторая в меловых скалах недалеко от поселка Бейнеу, третья – в Байшатыре, на плато Устюрт, и четвертая подземная мечеть вырублена в скальном массиве урочища Огланды. Среди всех четырех мечетей, именно комплекс в Огланды является духовным и научным центром. К тому же здесь находится и могила святого. Суфий, мистик, архитектор, мудрец и учитель, Бекет-ата является своеобразным защитником своей земли и покровителем мудрых и справедливых.