Калмаккырган, гора

Находятся в 6–7 км на ЮЗ от аула Акшиман (Майский р-н, Павлодарская обл.). Горы представляют собой низкогорный массив Сарыарки, состоящий в основном из скальной гранитной породы.

С XVIII века Калмаккырган отмечается в исторических преданиях казахов как место сражения казахов и жонгар за степи Сарыарки. До середины XVIII в. данный низкогорный массив назывался Серектас. В XIX в. наименование Калмаккырган окончательно утверждается в качестве топонима данного низкогорного массива в сознании населения Павлодарского Прииртышья и становится названием волости (Калмаккырылганской) в составе Павлодарского уезда.

В исторической науке есть нескольно версий относительно датировки сражения на Калмаккыргане. В разделе «История заселения уезда», подготовленном Алиханом Бокейхановым в четвертом томе «Материалов по киргизскому землепользованию...», встречаем следующие строки: «Внук младшего сына Айдабола, Олжабай батыр, служивший Аблай хану, 160 лет тому назад, т.е. в 1730 году, появился в Баянаульских горах. Олжабай здесь застал калмыков, которые после долголетней борьбы были отброшены киргизами на юг. Столкновения последних с калмыками в приукрашенном виде воспеты киргизскими импровизаторами “ахынами”, которые изгнание калмыков всецело приписывают “храброму батыру Олжабаю и славному его хану Аблаю”. Вечными памятниками упомянутой борьбы, разыгравшейся между киргизами и калмыками на территории Павлодарского уезда, остаются в верхнем течении р. Чиддерты в юго-западном углу уезда –сопка Чурчуткырган и на юго-востоке уезда гора Калмаккырган…. “Кырган”, от глагола “Кырмак”, означает зарезанный. “Чурчут-кырган” и “Калмак-кырган” в вольномпереводе означают место поражения калмыков или бойня калмыков». Таким образом, по мнению А. Бокейханова, битва на Калмаккыргане была в начале 1730-х годов. Иного мнения придерживался Аликей Маргулан. Он предполагал, что сражение в Баянаульских горах, где погибает Жасыбай батыр, и разгром калмыков Олжабаем на Калмаккыргане произошли в 40-х годах XVIII века.

Очевидно, что низкогорный массив Калмаккырган стал ареной сражения в эпоху казахско-жонгарских войн. Главным действующим лицом казахского ополчения выступает Олжабай батыр, который мстит за смерть славного казахского батыра Жасыбая. В работе «История Сарыарки» известный знаток казахской истории Машхур-Жусуп Копеев пишет: «Казахи в Сарыарке появились и завладели ею в эпоху немного раньше времен Абылай хана. Казахи не захватили свободные земли, у которых не было хозяина. Сражаясь с калмыками насмерть в эпоху батыров – Каракерея Кабанбая, Канжыгалы Богенбая, каз дауысты Казыбека, Шакшакулы Жанибека, погибая, связав свою судьбу с военным образом жизни, “острием копья, силой плеча”, добыли эти земли... сколько знатных батыров погибло от стрел врага!?... те, кому судьба указала на смерть, умерли, те, кому приказала жить, остались живы, в конце концов казахи сумели отбить эти земли. В Баянаульских горах есть перевал Жасыбай, этот самый Жасыбай – известный казахский батыр, который погиб от стрелы врага, сражаясь с калмыками, на этом перевале похоронили батыра, поэтому перевал назвали Жасыбай. В предгорьях Кызылтау есть местность Калмаккырган – это место последнего сражения казахов с калмыками. Услышав о гибели Жасыбай батыра, Олжабай батыр выступил с армией против калмыков, загнал их, словно отару овец, и вырезалпоголовно, затем данную местность назвали Калмаккырган. После этих событий калмыки Сарыарку больше не видели». В другой версии данной работы в качестве соратника Олжабай батыра в битве автор называет Баймурата, выходца из рода тортуыл.

Согласно интерпретации Машхур-Жусупа, сражения в Баянаульских горах и на Калмаккыргане под руководством батыров Олжабая и Жасыбая решили будущую судьбу Сарыарки, и казахи стали хозяевами всей степи. Согласно народным преданиям, остатки калмыков прятались в небольшой пещере, расположенной в западной части Калмаккыргана.

Калмаккырган, как и другие известные места сражений эпохи казахско-жонгарских войн, является объектом уникальной исторической памяти казахского народа, выдающимся природным памятником, насыщенным историческими преданиями. Значимость Калмаккыргана как сакрального объекта заключается в том, что в сознании казахов Среднего жуза Калмаккырган ассоциируется с местом последнего сражения, где решалась судьба всей Сарыарки.

Источники

Аллаберген Қ. Он сан Орта жүзге ұран болған Ер Олжабай // Олжабай батыр – ел қаһарманық: Олжабай Толыбай ұлының 300 жылдығына орай ғыл.-практ. конф. матер. – Павлодар, 2013. – 34–38-бб.

Век казахско-джунгарского противостояния / Под. ред. Е.М. Арын, отв. ред. Ж.О. Артыкбаев; сост. Н.Е. Кузембаев. – Павлодар: ТОО НПФ «ЭКО», 2006. – 274 с.

Еңсебаев Т.А. Павлодар өңірінің тарихы туралы очерктер / бас ред. А. Нухұлы. – Павлодар: Павлодар мемлекеттік педагогикалық институты, 2017. – Т. 1 – 188 б.

Мәшһүр-Жүсіп Көпейұлы. Сарыарқа тарихы (1, 2, 3 нұсқа) // Мәшһүр-Жүсіп Көпейұлы. Шығармалары. – Павлодар: «ЭКО» ҒӨФ, 2006. – 8 т. – 452 б. – 264– 290-бб.

Тұрышев А.Қ. Мәшһүр-Жүсіп шығармасындағы «Олжабай» батыр бейнесі // Олжабай батыр – ел қаһарманық: Олжабай Толыбай ұлының 300 жылдығына орай ғыл.практ. конф. матер. – Павлодар, 2013. – 38–44-бб.

Ақпарат
Сипаттама
Карта
Фото
Мұра атауы Калмаккырган, гора
Орналасқан жері Павлодар облысы, Майский район
Мұраның авторлары
Мұраның дереккөздері Cакральная география Казахстана: Реестр объектов природы, археологии, этнографии и культовой архитектуры / Под общей редакцией академика НАН РК Байтанаева Б.А. – Алматы: Институт археологии им. А.Х. Маргулана, 2017. – Вып. 1. – 904 с.
Мұра түрі Сакральные объекты
Мұра типі Исторический ландшафт Памятник природы

Находятся в 6–7 км на ЮЗ от аула Акшиман (Майский р-н, Павлодарская обл.). Горы представляют собой низкогорный массив Сарыарки, состоящий в основном из скальной гранитной породы.

С XVIII века Калмаккырган отмечается в исторических преданиях казахов как место сражения казахов и жонгар за степи Сарыарки. До середины XVIII в. данный низкогорный массив назывался Серектас. В XIX в. наименование Калмаккырган окончательно утверждается в качестве топонима данного низкогорного массива в сознании населения Павлодарского Прииртышья и становится названием волости (Калмаккырылганской) в составе Павлодарского уезда.

В исторической науке есть нескольно версий относительно датировки сражения на Калмаккыргане. В разделе «История заселения уезда», подготовленном Алиханом Бокейхановым в четвертом томе «Материалов по киргизскому землепользованию...», встречаем следующие строки: «Внук младшего сына Айдабола, Олжабай батыр, служивший Аблай хану, 160 лет тому назад, т.е. в 1730 году, появился в Баянаульских горах. Олжабай здесь застал калмыков, которые после долголетней борьбы были отброшены киргизами на юг. Столкновения последних с калмыками в приукрашенном виде воспеты киргизскими импровизаторами “ахынами”, которые изгнание калмыков всецело приписывают “храброму батыру Олжабаю и славному его хану Аблаю”. Вечными памятниками упомянутой борьбы, разыгравшейся между киргизами и калмыками на территории Павлодарского уезда, остаются в верхнем течении р. Чиддерты в юго-западном углу уезда –сопка Чурчуткырган и на юго-востоке уезда гора Калмаккырган…. “Кырган”, от глагола “Кырмак”, означает зарезанный. “Чурчут-кырган” и “Калмак-кырган” в вольномпереводе означают место поражения калмыков или бойня калмыков». Таким образом, по мнению А. Бокейханова, битва на Калмаккыргане была в начале 1730-х годов. Иного мнения придерживался Аликей Маргулан. Он предполагал, что сражение в Баянаульских горах, где погибает Жасыбай батыр, и разгром калмыков Олжабаем на Калмаккыргане произошли в 40-х годах XVIII века.

Очевидно, что низкогорный массив Калмаккырган стал ареной сражения в эпоху казахско-жонгарских войн. Главным действующим лицом казахского ополчения выступает Олжабай батыр, который мстит за смерть славного казахского батыра Жасыбая. В работе «История Сарыарки» известный знаток казахской истории Машхур-Жусуп Копеев пишет: «Казахи в Сарыарке появились и завладели ею в эпоху немного раньше времен Абылай хана. Казахи не захватили свободные земли, у которых не было хозяина. Сражаясь с калмыками насмерть в эпоху батыров – Каракерея Кабанбая, Канжыгалы Богенбая, каз дауысты Казыбека, Шакшакулы Жанибека, погибая, связав свою судьбу с военным образом жизни, “острием копья, силой плеча”, добыли эти земли... сколько знатных батыров погибло от стрел врага!?... те, кому судьба указала на смерть, умерли, те, кому приказала жить, остались живы, в конце концов казахи сумели отбить эти земли. В Баянаульских горах есть перевал Жасыбай, этот самый Жасыбай – известный казахский батыр, который погиб от стрелы врага, сражаясь с калмыками, на этом перевале похоронили батыра, поэтому перевал назвали Жасыбай. В предгорьях Кызылтау есть местность Калмаккырган – это место последнего сражения казахов с калмыками. Услышав о гибели Жасыбай батыра, Олжабай батыр выступил с армией против калмыков, загнал их, словно отару овец, и вырезалпоголовно, затем данную местность назвали Калмаккырган. После этих событий калмыки Сарыарку больше не видели». В другой версии данной работы в качестве соратника Олжабай батыра в битве автор называет Баймурата, выходца из рода тортуыл.

Согласно интерпретации Машхур-Жусупа, сражения в Баянаульских горах и на Калмаккыргане под руководством батыров Олжабая и Жасыбая решили будущую судьбу Сарыарки, и казахи стали хозяевами всей степи. Согласно народным преданиям, остатки калмыков прятались в небольшой пещере, расположенной в западной части Калмаккыргана.

Калмаккырган, как и другие известные места сражений эпохи казахско-жонгарских войн, является объектом уникальной исторической памяти казахского народа, выдающимся природным памятником, насыщенным историческими преданиями. Значимость Калмаккыргана как сакрального объекта заключается в том, что в сознании казахов Среднего жуза Калмаккырган ассоциируется с местом последнего сражения, где решалась судьба всей Сарыарки.

Источники

Аллаберген Қ. Он сан Орта жүзге ұран болған Ер Олжабай // Олжабай батыр – ел қаһарманық: Олжабай Толыбай ұлының 300 жылдығына орай ғыл.-практ. конф. матер. – Павлодар, 2013. – 34–38-бб.

Век казахско-джунгарского противостояния / Под. ред. Е.М. Арын, отв. ред. Ж.О. Артыкбаев; сост. Н.Е. Кузембаев. – Павлодар: ТОО НПФ «ЭКО», 2006. – 274 с.

Еңсебаев Т.А. Павлодар өңірінің тарихы туралы очерктер / бас ред. А. Нухұлы. – Павлодар: Павлодар мемлекеттік педагогикалық институты, 2017. – Т. 1 – 188 б.

Мәшһүр-Жүсіп Көпейұлы. Сарыарқа тарихы (1, 2, 3 нұсқа) // Мәшһүр-Жүсіп Көпейұлы. Шығармалары. – Павлодар: «ЭКО» ҒӨФ, 2006. – 8 т. – 452 б. – 264– 290-бб.

Тұрышев А.Қ. Мәшһүр-Жүсіп шығармасындағы «Олжабай» батыр бейнесі // Олжабай батыр – ел қаһарманық: Олжабай Толыбай ұлының 300 жылдығына орай ғыл.практ. конф. матер. – Павлодар, 2013. – 38–44-бб.