Едыге бий, билик тас

XVIII в. Находится в Далбинских горах, в 2–3 км к юго-западу от с. Мурынтал (Баянаульский р-н, Павлодарская обл.). Представляет собой природный объект, состоящий из двух каменных валунов, расположенных друг на друге.

Едыге бий являлся знаменитым бием казахского общества. Происходил из родовой ветви жанкозы рода айдабол племени аргын Среднего жуза. Его предок Айдабол бий был одним из выдающихся биев Казахского ханства. Отец Едыге являлся знаменитым батыром Толебаем. В памяти народа остались сведения о разрешенных спорах и делах Едыге бия, его крылатые фразы. Например, собиратель казахских преданий Машхур-Жусуп Копеев пишет о решениях Едыге споров среди представителей племени уйсун, о беседе Едыге с Толе бием, о разборах собственных снов Едыге бием, о сватовстве с Тогас бием, об утешении Жангир хана в связи с утратой сына и другие рассказы.

Едыге был отцом известных на всю Сарыарку двух биев – Шона и Торайгыра. Шон стал первым ага-султаном Баянаульского внешнего округа, открытого в 1833 г. Согласно преданиям, записанным Машхур-Жусупом, до рождения детей Едыге видел сны, которые затем характеризовали его детей. До рождения на свет Шона, во сне он держал беркута с добычей под крылом. Добычу беркут поедал, закрыв крыльями. Когда родился Кигара, отец видел во сне самца фазана. А накануне рождения сына Торайгыра, во сне он держал степного сокола. Сокол взлетел над озером и вернулся с добычей. Но добычу не трогал. Свои сны Едыге би толковал следующим образом: Шон будет использовать свое положение для личной наживы, Кигара будет годен только для выпаса скота, а Торайгыр станет моим соколом, самым благородным из людей. Предсказания знаменитого бия сбылись. Торайгыр славился в степи как справедливый, честный бий, достойный своего отца. Казахи всегда искали защиты от притеснений у него. Торайгыр бий жил близ озера, впоследствии названного его именем.

Огромные камни-валуны возле села Мурынтал, лежащие друг на друге, по преданиям стали местом судебных решений Едыге бия. Именно на этом месте знаменитый бий разбирал дела, решал споры и наказывал виновных. По рассказам местных аксакалов, Едыге взбирался на эти камни, используя верблюда – акнара. Казахи Сарыарки восхваляли Едыге таким выражением: «Едыге бий цену мужчины решал двумя словами» («Ердің құнын екі ауыз сөзбен шешеді»).

Память о личности и деятельности Едыге бия связана с почтительным отношением к местам, связанным с ним. Казахи Прииртышья с особенным сакральным трепетом относятся к билик тас Едыге бия, расположенному в живописной природной зоне и богатой на различные легенды местности.

Источники

Мәшһүр-Жүсіп Көпейұлы. Шығармалары. – Павлодар: ЭКО ҒӨФ, 2008. – 12 т. – 363 б. – 77–79-бб.

Мәшһүр-Жүсіп Көпейұлы. Шығармалары. – Павлодар: ЭКО ҒӨФ, 2008. – 11 т. – 360 б. – 198–203-бб.

Ақпарат
Сипаттама
Карта
Фото
Мұра атауы Едыге бий, билик тас
Орналасқан жері Павлодар облысы, Баянаульский район
Мұраның авторлары
Мұраның дереккөздері Cакральная география Казахстана: Реестр объектов природы, археологии, этнографии и культовой архитектуры / Под общей редакцией академика НАН РК Байтанаева Б.А. – Алматы: Институт археологии им. А.Х. Маргулана, 2017. – Вып. 1. – 904 с.
Мұра түрі Сакральные объекты
Мұра типі Памятник природы

XVIII в. Находится в Далбинских горах, в 2–3 км к юго-западу от с. Мурынтал (Баянаульский р-н, Павлодарская обл.). Представляет собой природный объект, состоящий из двух каменных валунов, расположенных друг на друге.

Едыге бий являлся знаменитым бием казахского общества. Происходил из родовой ветви жанкозы рода айдабол племени аргын Среднего жуза. Его предок Айдабол бий был одним из выдающихся биев Казахского ханства. Отец Едыге являлся знаменитым батыром Толебаем. В памяти народа остались сведения о разрешенных спорах и делах Едыге бия, его крылатые фразы. Например, собиратель казахских преданий Машхур-Жусуп Копеев пишет о решениях Едыге споров среди представителей племени уйсун, о беседе Едыге с Толе бием, о разборах собственных снов Едыге бием, о сватовстве с Тогас бием, об утешении Жангир хана в связи с утратой сына и другие рассказы.

Едыге был отцом известных на всю Сарыарку двух биев – Шона и Торайгыра. Шон стал первым ага-султаном Баянаульского внешнего округа, открытого в 1833 г. Согласно преданиям, записанным Машхур-Жусупом, до рождения детей Едыге видел сны, которые затем характеризовали его детей. До рождения на свет Шона, во сне он держал беркута с добычей под крылом. Добычу беркут поедал, закрыв крыльями. Когда родился Кигара, отец видел во сне самца фазана. А накануне рождения сына Торайгыра, во сне он держал степного сокола. Сокол взлетел над озером и вернулся с добычей. Но добычу не трогал. Свои сны Едыге би толковал следующим образом: Шон будет использовать свое положение для личной наживы, Кигара будет годен только для выпаса скота, а Торайгыр станет моим соколом, самым благородным из людей. Предсказания знаменитого бия сбылись. Торайгыр славился в степи как справедливый, честный бий, достойный своего отца. Казахи всегда искали защиты от притеснений у него. Торайгыр бий жил близ озера, впоследствии названного его именем.

Огромные камни-валуны возле села Мурынтал, лежащие друг на друге, по преданиям стали местом судебных решений Едыге бия. Именно на этом месте знаменитый бий разбирал дела, решал споры и наказывал виновных. По рассказам местных аксакалов, Едыге взбирался на эти камни, используя верблюда – акнара. Казахи Сарыарки восхваляли Едыге таким выражением: «Едыге бий цену мужчины решал двумя словами» («Ердің құнын екі ауыз сөзбен шешеді»).

Память о личности и деятельности Едыге бия связана с почтительным отношением к местам, связанным с ним. Казахи Прииртышья с особенным сакральным трепетом относятся к билик тас Едыге бия, расположенному в живописной природной зоне и богатой на различные легенды местности.

Источники

Мәшһүр-Жүсіп Көпейұлы. Шығармалары. – Павлодар: ЭКО ҒӨФ, 2008. – 12 т. – 363 б. – 77–79-бб.

Мәшһүр-Жүсіп Көпейұлы. Шығармалары. – Павлодар: ЭКО ҒӨФ, 2008. – 11 т. – 360 б. – 198–203-бб.