Ордабасы – символ единения народа

Гора Ордабасы расположена на левом берегу р. Бадам, в 40 км к западу от г. Шымкента.

Казахско-жонгарская война, начавшаяся в 1640-е годы, имела продолжение и в XVIIІ в., в результате жонгары в 1723 г., разгромив казахские войска, завоевали столицу казахского ханства – Туркестан и овладели огромной территорией от Алтая до Ташкента. Это время тяжких испытаний, выпавших на долю казахов, известное под названием «Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама». В такие тяжкие дни на берегу реки Бадам, на возвышенном холме, ханы – Абулхаир, Абульмамбет, Самеке, Жолбарс и Толе бий, Казыбек бий, а также известные батыры – Богенбай, Кабанбай, Жанибек, Наурызбай и другие – собираются на курултай, чтобы сплотить народ и дать отпор жонгарским захватчикам, где главнокомандующим выбирают Абулхаира. Во время выбора полководца приносят в жертву белого коня, кровью которого скрепляют клятву верности воинскому долгу и полководцу. Поднимают знамя с изображением волка (обладающего определенной символикой в культуре тюрков), батыры дают клятву, целуя острие своих мечей со словами, что не отдадут ни пяди земли врагу. Таким образом, данная местность в виду историчности событий, с ней связанных, по традиции ырым, место, откуда Казахское ханство начало свое возрождение. Этот высокий холм на юге Казахстана отложился в народной памяти под названием Ордабасы. В результате объединения трех казахских жузов и вновь обретенной солидарности народа последующие кровавые битвы с жонгарами, такие как битва при Буланты-Блеуты (1728), Аныракайская битва (1730), завершаются победой объединенных казахских войск. Ордабасы – символ благой солидарности, независимости и свободы. С тех пор вот уже почти три столетия казахский народ почитает местность Ордабасы и считает ее сакральной. Во время празднования Наурыза и Курбан-айта существовала традиция приношения жертвы (как правило, коня) на вершине этого холма. Позднее, во время российской колонизации, затем репрессий советской власти, традиция была предана забвению.

Почти забытую историю Ордабасы в 1920 г. открыл и научно обосновал М. Тынышбаев. В 1994 г. здесь была установлена стела (авторы: скульптор А. Мамырбаев и архитектор Г. Садырбаев). Высота стелы 28 м. Это напоминание потомкам о тех героических событиях. Трехгранная стела облицована плитами из белого мрамора. Каждая грань как будто направлена на каждую из сторон Казахстана: на запад – в сторону Сырдарьи, на север – к горам Каратау и на юго-восток – к горам Казыгурт. На каждой грани стелы прикреплены таблички с высказываниями трех великих биев. Мемориал воздвигнут в 2001 г. в год 275-летия знаменитого курултая и в год 10-летия независимости Казахстана. Здесь же расположена трибуна, где в 1993 г. президенты Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана подписали договор о вечной дружбе. Рядом с центральным въездом на территорию заповедника находится небольшое здание в виде пирамиды, где расположен музей. Основу экспозиции составляют интересные археологические экспонаты, найденные на территории заповедника. Особое внимание привлекают прекрасно сохранившийся сакский меч‑акинак, а также подробные карты, иллюстрирующие ход казахско-жонгарской войны. В фондах музея насчитывается 1 376 единиц хранения. Неподалеку от музея находится оригинальное каменное строение Бильгетас.

Историко-архитектурный памятник республиканского значения.

Источники

Қазақстан тарихы. 5-тт. – Алматы: Атамұра, 2002. – 3-т. – 765 б.

Қозыбаев М. Тарихи зерде. 2-тт. – Алматы, 1998. – 1 т. – 340 б.

Сейфуллин С. Шығармалары. 12-тт. – Алма-Ата, 1964. – 6-т. – 460 б.

Тоқтабай А.У. Қазақ жылқысының тарихы. – Алматы: Алматыкітап, 2010. – 497 б.

Тынышбаев М. История Казахского народа. – Алматы: Қазақ университеті, 1993. – 290 с.

Ақпарат
Сипаттама
Карта
Фото
Мұра атауы Ордабасы – символ единения народа
Орналасқан жері Түркістан облысы, Ордабасинский район
Мұраның авторлары
Мұраның дереккөздері Cакральная география Казахстана: Реестр объектов природы, археологии, этнографии и культовой архитектуры / Под общей редакцией академика НАН РК Байтанаева Б.А. – Алматы: Институт археологии им. А.Х. Маргулана, 2017. – Вып. 1. – 904 с.
Мұра түрі Сакральные объекты
Мұра типі Исторический ландшафт

Гора Ордабасы расположена на левом берегу р. Бадам, в 40 км к западу от г. Шымкента.

Казахско-жонгарская война, начавшаяся в 1640-е годы, имела продолжение и в XVIIІ в., в результате жонгары в 1723 г., разгромив казахские войска, завоевали столицу казахского ханства – Туркестан и овладели огромной территорией от Алтая до Ташкента. Это время тяжких испытаний, выпавших на долю казахов, известное под названием «Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама». В такие тяжкие дни на берегу реки Бадам, на возвышенном холме, ханы – Абулхаир, Абульмамбет, Самеке, Жолбарс и Толе бий, Казыбек бий, а также известные батыры – Богенбай, Кабанбай, Жанибек, Наурызбай и другие – собираются на курултай, чтобы сплотить народ и дать отпор жонгарским захватчикам, где главнокомандующим выбирают Абулхаира. Во время выбора полководца приносят в жертву белого коня, кровью которого скрепляют клятву верности воинскому долгу и полководцу. Поднимают знамя с изображением волка (обладающего определенной символикой в культуре тюрков), батыры дают клятву, целуя острие своих мечей со словами, что не отдадут ни пяди земли врагу. Таким образом, данная местность в виду историчности событий, с ней связанных, по традиции ырым, место, откуда Казахское ханство начало свое возрождение. Этот высокий холм на юге Казахстана отложился в народной памяти под названием Ордабасы. В результате объединения трех казахских жузов и вновь обретенной солидарности народа последующие кровавые битвы с жонгарами, такие как битва при Буланты-Блеуты (1728), Аныракайская битва (1730), завершаются победой объединенных казахских войск. Ордабасы – символ благой солидарности, независимости и свободы. С тех пор вот уже почти три столетия казахский народ почитает местность Ордабасы и считает ее сакральной. Во время празднования Наурыза и Курбан-айта существовала традиция приношения жертвы (как правило, коня) на вершине этого холма. Позднее, во время российской колонизации, затем репрессий советской власти, традиция была предана забвению.

Почти забытую историю Ордабасы в 1920 г. открыл и научно обосновал М. Тынышбаев. В 1994 г. здесь была установлена стела (авторы: скульптор А. Мамырбаев и архитектор Г. Садырбаев). Высота стелы 28 м. Это напоминание потомкам о тех героических событиях. Трехгранная стела облицована плитами из белого мрамора. Каждая грань как будто направлена на каждую из сторон Казахстана: на запад – в сторону Сырдарьи, на север – к горам Каратау и на юго-восток – к горам Казыгурт. На каждой грани стелы прикреплены таблички с высказываниями трех великих биев. Мемориал воздвигнут в 2001 г. в год 275-летия знаменитого курултая и в год 10-летия независимости Казахстана. Здесь же расположена трибуна, где в 1993 г. президенты Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана подписали договор о вечной дружбе. Рядом с центральным въездом на территорию заповедника находится небольшое здание в виде пирамиды, где расположен музей. Основу экспозиции составляют интересные археологические экспонаты, найденные на территории заповедника. Особое внимание привлекают прекрасно сохранившийся сакский меч‑акинак, а также подробные карты, иллюстрирующие ход казахско-жонгарской войны. В фондах музея насчитывается 1 376 единиц хранения. Неподалеку от музея находится оригинальное каменное строение Бильгетас.

Историко-архитектурный памятник республиканского значения.

Источники

Қазақстан тарихы. 5-тт. – Алматы: Атамұра, 2002. – 3-т. – 765 б.

Қозыбаев М. Тарихи зерде. 2-тт. – Алматы, 1998. – 1 т. – 340 б.

Сейфуллин С. Шығармалары. 12-тт. – Алма-Ата, 1964. – 6-т. – 460 б.

Тоқтабай А.У. Қазақ жылқысының тарихы. – Алматы: Алматыкітап, 2010. – 497 б.

Тынышбаев М. История Казахского народа. – Алматы: Қазақ университеті, 1993. – 290 с.