Мартобе, поселение
Находится в 5 км к востоку от центра с. Сайрам, слева от автомобильной дороги Сайрам – Карамурт. В настоящее время Сайрам вместе с Мартобе вошёл в состав г. Шымкента.
Первые исследователи Мартобе считают, что первоначальную планировку памятника воссоздать невозможно. В ходе хозяйственной деятельности человека значительная часть памятника археологии утрачена. Оставшаяся одна треть Мартобе, по их мнению, и является сохранившимися частями цитадели городища. В 2000 г. на поселении Мартобе были произведены археологические работы, которые установили время функционирования Мартобе по верхнему строительному горизонту I–IV вв.
Между тем данный сакральный объект в истории казахского народа имеет исключительное значение. На этом холме казахскими ханами, султанами и биями принимались судьбоносные решения. По этому поводу у Н.И. Гродекова читаем: «Бий Султан и Халби знают, что все три орды ежегодно собирались для совещаний (маслагат) на холме Мартубе (в горах около Сайрама). Предметами совещаний служили вопросы о том, где зимовать, где летовать, как достигнуть спокойствия (буйтсек тынчыймыз) и как воевать. Но бий Султан утверждает положительно, что они не изменяли обычаев (расм). До нового собрания орд решения последнего собрания не нарушались (бузбейды). При Тауке-хане собрались семь биев, “джети джаргыш”, или, вернее, “джети джаргы”, т.е. семь сотрудников (иш биттиретугун). В числе их было три знатных бия, по одному из каждой орды: из Великой –Туле, из Средней – Каздаусты Казбек, т.е. Казбек с голосом гуся (звучным), из Малой – Айтеке».
Местность Мартобе, занятая ранее под пастбища, находится на восточной окраине предместья средневекового Сайрама. Собирать огромную массу народа на узких улочках средневекового города в ту пору было делом практически невозможным. Несомненно, Мартобе как место для проведения маслихата казахскими ханами был выбран не случайно. Известно, что в 1513 г. жители Сайрама обратились к Касымхану с просьбой взять их под свое подданство и вручили «ключи от города». В ту пору шла война между Бабуром и Шайбанидами. Население Сайрама и городов его округи к тому времени устало от междоусобных войн, нуждалось в надежном правителе, который мог бы взять их под свою опеку.
По свидетельству Мухаммеда Хайдара Дулати, Касымхану удалось объединить, подчинить себе разрозненные племена Дешт-и Кыпчака и создать мощное казахское ханство, чего не удавалось сделать никому после Жошы хана/ Джучи хана, и поэтому выбрать его в качестве государя было верным решением. Очевидно, проведение маслихата на Мартобе для обсуждения важных государственных вопросов было изначально определено Касымханом и стало традиционным при последующих казахских правителях.
Памятник археологии Мартобе значится в списке памятников истории и культуры местного значения, находится под государственной охраной.
Объект туризма.
Источники
Байтанаев Б.А. Стратиграфия поселения Мартобе // Вестник университета «Кайнар». – 2006. – № 4. – С. 73–74.
Гродеков Н.И. Киргизы и каракиргизы Сыр-Дарьинской области: юридический быт. – М.: ИВЛ, 2011. – 566 с.
Дулати Мухаммед Хайдар. Тарих-и Рашиди (Рашидова история) / пер. с перс. яз. – 2-е изд. доп. – Алматы: Санат, 1999. – 656 с.
Свод памятников истории и культуры Казахстана. – Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 1994. – Т. I: ЮКО. – 368 с.