Жылаган ата, родник и пещера

Расположены в 80 км к северо-западу от г. Туркестана (Бабайкурганский сельский округ, Туркестанская область).

Местом притяжения для паломников служит периодически изливающийся со скалы высотой 10–12 м родник. Периодичность, так же как и причины этого природного феномена, неизвестны. Пещера расположена в 45–50 м от родника. Высота прохода в пещеру 3–4 м, ширина 8–9 м, глубина около 50–60 м.

По существующей легенде, в этой пещере до сих пор обитает Жылаган ата. Родник местные жители называют слезами Жылаган ата. Недалеко от пещеры расположен небольшой мавзолей. По поверью, женщина, не имеющая детей, должна здесь переночевать, чтобы родить ребенка.

В переводе на русский язык название местности Жылаган ата означает «Плачущий дедушка». В легенде говорится о живших здесь пожилых супругах Курышхан ата и Шаш ана, которые не имели детей. Они обратились к Всевышнему с просьбой послать ребенка, который утешил бы их в старости. Услышав молитву, Аллах поставил супругам условие: семь лет носить матери своего долгожданного ребенка в кожаном мешке, пока он не встанет на ноги. Долго носила пожилая женщина нелегкую ношу. Не выдержав, однажды взмолилась, мол, не по силам мне такое испытание! В тот же миг еще не рожденный младенец выпорхнул, будто ангел, и стал быстро удаляться со словами: «Вы не дотерпели всего один день до моего рождения, и теперь я покидаю вас навсегда». Он удалился в расщелины скал и исчез в пещере на вершине горы. Присел на камень отец так и не рожденного малыша, убитый горем, и рыдал горько и безутешно. На том месте возник водопад из его слез. И плакалискалы на противоположном берегу речки, где лила слезы бедная мать. Удаляясь, ангел сказал обоим: «Возвращаясь в аул, не оглядывайтесь, тогда родник принесет свои чистые воды живущим там людям». Но не выдержала Шаш ана и взглянула напоследок на удаляющегося ангела. И пропали воды в том месте, так и не дойдя до аула.

Входит в состав Государственного историко-культурного музея-заповедника «Азрет Султан» как памятник религиозно-духовного значения. Активно посещается паломниками, которые, несмотря на труднодоступность данного объекта, в летний сезон купаются в целительных водах родника Жылаган ата.

Источники

Хашимов М.А. Религиозные памятники Центральной Азии. – Алматы: Изд-во «Сага», 2001. – 252 с. – С. 146.

Түркістан өңіріндегі тарихи-мәдени ескерткіштер: деректі тарихи-танымдық жинақ. – Алматы: «Информ-Арна» баспасы, 2016. – С. 129.

Ақпарат
Сипаттама
Карта
Фото
Мұра атауы Жылаган ата, родник и пещера
Орналасқан жері Түркістан облысы, Город Туркестан
Мұраның авторлары
Мұраның дереккөздері Cакральная география Казахстана: Реестр объектов природы, археологии, этнографии и культовой архитектуры / Под общей редакцией академика НАН РК Байтанаева Б.А. – Алматы: Институт археологии им. А.Х. Маргулана, 2017. – Вып. 1. – 904 с.
Мұра түрі Сакральные объекты
Мұра типі Памятник природы

Расположены в 80 км к северо-западу от г. Туркестана (Бабайкурганский сельский округ, Туркестанская область).

Местом притяжения для паломников служит периодически изливающийся со скалы высотой 10–12 м родник. Периодичность, так же как и причины этого природного феномена, неизвестны. Пещера расположена в 45–50 м от родника. Высота прохода в пещеру 3–4 м, ширина 8–9 м, глубина около 50–60 м.

По существующей легенде, в этой пещере до сих пор обитает Жылаган ата. Родник местные жители называют слезами Жылаган ата. Недалеко от пещеры расположен небольшой мавзолей. По поверью, женщина, не имеющая детей, должна здесь переночевать, чтобы родить ребенка.

В переводе на русский язык название местности Жылаган ата означает «Плачущий дедушка». В легенде говорится о живших здесь пожилых супругах Курышхан ата и Шаш ана, которые не имели детей. Они обратились к Всевышнему с просьбой послать ребенка, который утешил бы их в старости. Услышав молитву, Аллах поставил супругам условие: семь лет носить матери своего долгожданного ребенка в кожаном мешке, пока он не встанет на ноги. Долго носила пожилая женщина нелегкую ношу. Не выдержав, однажды взмолилась, мол, не по силам мне такое испытание! В тот же миг еще не рожденный младенец выпорхнул, будто ангел, и стал быстро удаляться со словами: «Вы не дотерпели всего один день до моего рождения, и теперь я покидаю вас навсегда». Он удалился в расщелины скал и исчез в пещере на вершине горы. Присел на камень отец так и не рожденного малыша, убитый горем, и рыдал горько и безутешно. На том месте возник водопад из его слез. И плакалискалы на противоположном берегу речки, где лила слезы бедная мать. Удаляясь, ангел сказал обоим: «Возвращаясь в аул, не оглядывайтесь, тогда родник принесет свои чистые воды живущим там людям». Но не выдержала Шаш ана и взглянула напоследок на удаляющегося ангела. И пропали воды в том месте, так и не дойдя до аула.

Входит в состав Государственного историко-культурного музея-заповедника «Азрет Султан» как памятник религиозно-духовного значения. Активно посещается паломниками, которые, несмотря на труднодоступность данного объекта, в летний сезон купаются в целительных водах родника Жылаган ата.

Источники

Хашимов М.А. Религиозные памятники Центральной Азии. – Алматы: Изд-во «Сага», 2001. – 252 с. – С. 146.

Түркістан өңіріндегі тарихи-мәдени ескерткіштер: деректі тарихи-танымдық жинақ. – Алматы: «Информ-Арна» баспасы, 2016. – С. 129.