Акмечеть (Акмолда), пещера

Уникальный природный и сакральный объект Южного Казахстана находится в 10 км к северу от аула Акмешит, в 30 км от населенного пункта Шаян, в 80–90 км от г. Шымкента (Алгабасский р-н, ЮКО).

Пещера представляет собой значительное пространство внутри известняковых скал, которыми сложены юго-западные склоны Каратау: большой зал, высотой около 30 м, длиной 135 м, шириной около 65 м, вытянутый по линии ЮЗ–СВ. Температура воздуха 9–17° – комфортная и в жару, и в мороз. Произрастают карагач, тутовник, виноград, наблюдаются интересные естественные эффекты. Если встать посредине пещеры и посмотреть вверх, то можно заметить дождь из капель (слезы Акмолды), стекающих со свода пещеры. Постоянно раздается пение птиц.

К пещере Акмечеть имеют отношение несколько легенд. Первая и основная гласит: в старину здесь была подземная мечеть, которая являлась одним из важных мест на сакральной карте Южного Казахстана. Из центрального зала в четыре стороны света расходились подземные ходы, шириной в две повозки, соединяя окрестные крепости. Со временем подземные ходы завалило, и мечеть опустела… Легенды о существовании мечети в этой пещере передавалась из поколения в поколение. В начале ХХ в. купол мечети частично обвалился, и она была явлена миру. После широкого провала свода открылся доступ света в пещеру. Вместе с этим стали наблюдаться и уникальные локальные естественные явления, связанные с взаимодействиями сред: постоянной – подземной и изменяющейся поверхностной. Еще и сейчас видны глыбы обвалившейся породы, почти полностью покрытые почвой. Почва оказалась благодатной, на ней выросла трава и роща – до 40 деревьев тутовника. Около половины из них никогда не освещалось прямыми солнечными лучами. Последние десятки лет в пещеру вел практически вертикальный 10-метровый спуск, оборудованный теперьметаллической лестницей. Открывающийся вид поражает. Перед посетителями предстает огромный подземный зал с высокими темными сводами, протянувшийся на десятки метров.

Местный шыракшы продолжает дело своего отца, живет рядом с пещерой и водит туда паломников. От его домика тропа по бетонным ступенькам спускается в ущелье, а затем поднимается к пещере. Пещера производит неизгладимое впечатление благодаря своей грандиозности, уникальным климатическим условиям, к которым легко «цепляется» не одна легенда, ландшафт. Смотритель проводит специфические «сакральные» экскурсии: рассказывает о чтимых местах, легендах, совершает молитвы, рассказывая о чудесах, регулярно повторяющихся здесь.

Видимо, сейчас уже трудно будет достоверно подтвердить существование здесь мечети в средние века без проведения широкомасштабных археологических исследований, но это вполне возможно, поскольку первые мечети устраивались в природном окружении, важно было обустроить михраб с ориентировкой на Кыблу. Похожие вентилируемые пещеры вполне подходили под подобные объекты, пока не были построены рукотворные раннесредневековые культовые объекты с заданными параметрами: ориентировкой, планировкой, размерами и т.д., строго соответствующим требованиям канона. Вообще, предварительные археологические исследования были проведены на большинстве известных пещер хребта Каратау, которыми изобилует регион. Природные условия Южного Казахстана способствуют сложению культа пещеры, где весь год созданы идеальные условия для жизни и главное – для отправления культа. Впрочем, как и на значительной территории Евразии, в гротах и пещерах повсеместно создавались сакральные места в древности и средневековье.

Так, Х.А. Алпысбаев сообщает об исследованиях пещер региона Каратау, приводит их описание, в том числе и пещеры Акмечеть. Он сообщает интересные факты, в частности, что дно пещеры находится ниже русла р. Курсай (у которой находится пещера) на 8 м. В отдельных углах пещеры имеются сталактиты. На дне пещеры ученый заметил много костных останков ископаемых животных. Шурфовка, проведенная Х.А. Алпысбаевым в глубине пещеры, дала каменные орудия неолита, рядом с пещерой им были найдены изделия ашельско-мустьерского облика.

Тем самым, пещеры Южного Казахстана привлекали население с эпохи каменного века, в пользу этого говорят открытия археологов. Но и в более поздние времена пещеры использовались, в средние века, возможно, проповедниками ислама, его служителями. Чаще всего сакральные легенды доносят лишь небольшую часть о реальных событиях древности. Пещера Акмечеть является подобным уникальным памятником, куда приходят многие паломники помолиться, попросить о насущном, независимо от религиозной принадлежности. Вполне возможно, что многие просьбы и желания исполняются.

Источники

Алпысбаев Х. Предварительные итоги изучения памятников каменного века в пещерах Южного Казахстана в 1969–1970 гг. // Успехи среднеазиатской археологии. – Л., 1972. – Вып. 1. – С. 29–31.

Жапарханов С.Ж. Пещера Акмечеть // Казахская ССР. Краткая энциклопедия: гл. ред. Р.Н. Нургалиев. – Алма-Ата: 1991. – Т. 2: Природа. Естественные ресурсы. Население. Экономика. Народное благосостояние. – 607 с.

Ақпарат
Сипаттама
Карта
Фото
Мұра атауы Акмечеть (Акмолда), пещера
Орналасқан жері Түркістан облысы, Байдибекский район
Мұраның дереккөздері Cакральная география Казахстана: Реестр объектов природы, археологии, этнографии и культовой архитектуры / Под общей редакцией академика НАН РК Байтанаева Б.А. – Алматы: Институт археологии им. А.Х. Маргулана, 2017. – Вып. 1. – 904 с.
Мұра түрі Сакральные объекты
Мұра типі Памятник природы

Уникальный природный и сакральный объект Южного Казахстана находится в 10 км к северу от аула Акмешит, в 30 км от населенного пункта Шаян, в 80–90 км от г. Шымкента (Алгабасский р-н, ЮКО).

Пещера представляет собой значительное пространство внутри известняковых скал, которыми сложены юго-западные склоны Каратау: большой зал, высотой около 30 м, длиной 135 м, шириной около 65 м, вытянутый по линии ЮЗ–СВ. Температура воздуха 9–17° – комфортная и в жару, и в мороз. Произрастают карагач, тутовник, виноград, наблюдаются интересные естественные эффекты. Если встать посредине пещеры и посмотреть вверх, то можно заметить дождь из капель (слезы Акмолды), стекающих со свода пещеры. Постоянно раздается пение птиц.

К пещере Акмечеть имеют отношение несколько легенд. Первая и основная гласит: в старину здесь была подземная мечеть, которая являлась одним из важных мест на сакральной карте Южного Казахстана. Из центрального зала в четыре стороны света расходились подземные ходы, шириной в две повозки, соединяя окрестные крепости. Со временем подземные ходы завалило, и мечеть опустела… Легенды о существовании мечети в этой пещере передавалась из поколения в поколение. В начале ХХ в. купол мечети частично обвалился, и она была явлена миру. После широкого провала свода открылся доступ света в пещеру. Вместе с этим стали наблюдаться и уникальные локальные естественные явления, связанные с взаимодействиями сред: постоянной – подземной и изменяющейся поверхностной. Еще и сейчас видны глыбы обвалившейся породы, почти полностью покрытые почвой. Почва оказалась благодатной, на ней выросла трава и роща – до 40 деревьев тутовника. Около половины из них никогда не освещалось прямыми солнечными лучами. Последние десятки лет в пещеру вел практически вертикальный 10-метровый спуск, оборудованный теперьметаллической лестницей. Открывающийся вид поражает. Перед посетителями предстает огромный подземный зал с высокими темными сводами, протянувшийся на десятки метров.

Местный шыракшы продолжает дело своего отца, живет рядом с пещерой и водит туда паломников. От его домика тропа по бетонным ступенькам спускается в ущелье, а затем поднимается к пещере. Пещера производит неизгладимое впечатление благодаря своей грандиозности, уникальным климатическим условиям, к которым легко «цепляется» не одна легенда, ландшафт. Смотритель проводит специфические «сакральные» экскурсии: рассказывает о чтимых местах, легендах, совершает молитвы, рассказывая о чудесах, регулярно повторяющихся здесь.

Видимо, сейчас уже трудно будет достоверно подтвердить существование здесь мечети в средние века без проведения широкомасштабных археологических исследований, но это вполне возможно, поскольку первые мечети устраивались в природном окружении, важно было обустроить михраб с ориентировкой на Кыблу. Похожие вентилируемые пещеры вполне подходили под подобные объекты, пока не были построены рукотворные раннесредневековые культовые объекты с заданными параметрами: ориентировкой, планировкой, размерами и т.д., строго соответствующим требованиям канона. Вообще, предварительные археологические исследования были проведены на большинстве известных пещер хребта Каратау, которыми изобилует регион. Природные условия Южного Казахстана способствуют сложению культа пещеры, где весь год созданы идеальные условия для жизни и главное – для отправления культа. Впрочем, как и на значительной территории Евразии, в гротах и пещерах повсеместно создавались сакральные места в древности и средневековье.

Так, Х.А. Алпысбаев сообщает об исследованиях пещер региона Каратау, приводит их описание, в том числе и пещеры Акмечеть. Он сообщает интересные факты, в частности, что дно пещеры находится ниже русла р. Курсай (у которой находится пещера) на 8 м. В отдельных углах пещеры имеются сталактиты. На дне пещеры ученый заметил много костных останков ископаемых животных. Шурфовка, проведенная Х.А. Алпысбаевым в глубине пещеры, дала каменные орудия неолита, рядом с пещерой им были найдены изделия ашельско-мустьерского облика.

Тем самым, пещеры Южного Казахстана привлекали население с эпохи каменного века, в пользу этого говорят открытия археологов. Но и в более поздние времена пещеры использовались, в средние века, возможно, проповедниками ислама, его служителями. Чаще всего сакральные легенды доносят лишь небольшую часть о реальных событиях древности. Пещера Акмечеть является подобным уникальным памятником, куда приходят многие паломники помолиться, попросить о насущном, независимо от религиозной принадлежности. Вполне возможно, что многие просьбы и желания исполняются.

Источники

Алпысбаев Х. Предварительные итоги изучения памятников каменного века в пещерах Южного Казахстана в 1969–1970 гг. // Успехи среднеазиатской археологии. – Л., 1972. – Вып. 1. – С. 29–31.

Жапарханов С.Ж. Пещера Акмечеть // Казахская ССР. Краткая энциклопедия: гл. ред. Р.Н. Нургалиев. – Алма-Ата: 1991. – Т. 2: Природа. Естественные ресурсы. Население. Экономика. Народное благосостояние. – 607 с.