Аулиетау и Аулиебулак

Находится на южном склоне горы Аулиетау в Кызыларайском горном массиве, в 12 км к ССВ от с. Шабанбай би (Актогайский р-н, Карагандинская обл.). Гора Аулиетау расположена в верховьях р. Каратал, на левом берегу. К югу от горы протекает речка Аулиебулак, левый приток р. Каратал. Пещера находится на 17 м выше основания горы в глубине одной из расселин, которыми изрезаны склоны Аулиетау.

Пещеру в горе Аулиетау показал в 2015 г. сотрудник Актогайского археолого- этнографического музея Тунгышбай Мукан. Кроме Ж. Курманкулова, С. Садыкова и Л.Н. Ермоленко деятельное участие в работах по обследованию пещеры принял Б. Казыбаев, Институт археологии им. А.Х. Маргулана.

Пещера входит в комплекс объектов аулие – здесь в названиях горы и реки отложилось слово «аулие» – Аулиетау, Аулиебулак. Именование природных объектов (гор, рек, пещер и т.д.) арабским словом аулие (аулийа’ – множественная форма арабского слова «вали» – «святой») зафиксировано в традициях некоторых тюркоязычных народов, исповедующих ислам, в частности казахов, кыргызов, башкир. Почитание объектов природы, коренящееся в домусульманских верованиях, в обыденном сознании воспринимается как принадлежность к мусульманской религии. По сообщению сотрудника Актогайского районного историко-краеведческого музея Т. Мукана, гора с пещерой и ручей, дающий начало речке Аулиебулак, сколько помнят старожилы, всегда были местом паломничества нуждающихся в исцелении.

По преданию, чудодейственную силу ручья открыли охотники, наблюдавшие, как излечивались раненые животные, которые ложились в воду или погружали в нее поврежденные конечности. Целительными свойствами наделялась и прилегающая к ручью поляна, куда скотоводы загоняли на ночь больных баранов. Легенд, связанных с пещерой, не известно. Исписанные автографами стены, осколки бутылочного стекла на полу и в яме верхнего уровня пещеры отнюдь не свидетельствуют о благоговейном к ней отношении современников. Пещера, как и окружающая местность, посещается в настоящее время отдыхающими людьми, но, по словам Т. Мукана, ее посещают также больные люди или бесплодные женщины, приезжающие в урочище с надеждой на выздоровление.

Пещера залегает в гранитном массиве, характеризующимся горизонтальным пластовым строением и вертикальной трещиноватостью. Купол над пещерой разрезан трещиной, идущей в меридиональном направлении. Аналогичным образом ориентирована и ось пещеры. Ее вход, обращенный на юг, имеет овальную форму. Размер входового отверстия в поперечнике 4,75 м, высота 3,6 м. Протяженность пещеры 20 м, наибольшая ее высота составляет 8,5 м. Строение пещеры ступенчатое трехуровневое. Первый (нижний) уровень представляет собой коридор длиной 8 м. В средней части коридора потолок значительно понижается. Высота коридора здесь составляет 2,2 м при ширине 3,75 м. На песчаном полу в этом месте лежат массивные каменные блоки, по всей видимости, отколовшиеся от потолка.

Внутри пещеры зафиксированы рисунки. Красные линии разных очертаний и интенсивности прослеживаются на потолке и стенах ниши. На каждом из уровней удалось различить по одному рисунку. Нанесенные охрой знаки открыты на нескольких памятниках наскального искусства Северо-Восточного и Восточного Казахстана, таких как скала на северо-западном берегу озера Жасыбай в Баянауле, грот Акбаур и др. З. Самашев датирует рисунки Акбаура эпохой палеометалла, хотя и признает сложность их датировки. Следует отметить, что знаки, обнаруженные на упомянутых памятниках, не идентичны и среди них не найдено соответствий рассмотренным выше знакам из ниши. Несмотря на приведенные аналогии, интерпретация рисунков в нише и пещере Аулие за исключением, пожалуй, фигуры оленя, проблематична.

Объект туризма.

Источники

Самашев З. Петроглифы Казахстана. – Алматы: Өнер, 2006. – 200 с.

Стасевич И.В. Практика поклонения сакральным объектам и предметам в современной культуре казахов и киргизов (в контексте изучения культа святых) // Культура Центральной Азии в условиях перемен. – СПб.: МАЭ РАН, 2013. – Вып. III. – С. 270–301.

Ақпарат
Сипаттама
Карта
Фото
Мұра атауы Аулиетау и Аулиебулак
Орналасқан жері Карагандинская область, Актогайский район
Мұраның авторлары
Мұраның дереккөздері Cакральная география Казахстана: Реестр объектов природы, археологии, этнографии и культовой архитектуры / Под общей редакцией академика НАН РК Байтанаева Б.А. – Алматы: Институт археологии им. А.Х. Маргулана, 2017. – Вып. 1. – 904 с.
Мұра түрі Сакральные объекты
Мұра типі Памятник природы

Находится на южном склоне горы Аулиетау в Кызыларайском горном массиве, в 12 км к ССВ от с. Шабанбай би (Актогайский р-н, Карагандинская обл.). Гора Аулиетау расположена в верховьях р. Каратал, на левом берегу. К югу от горы протекает речка Аулиебулак, левый приток р. Каратал. Пещера находится на 17 м выше основания горы в глубине одной из расселин, которыми изрезаны склоны Аулиетау.

Пещеру в горе Аулиетау показал в 2015 г. сотрудник Актогайского археолого- этнографического музея Тунгышбай Мукан. Кроме Ж. Курманкулова, С. Садыкова и Л.Н. Ермоленко деятельное участие в работах по обследованию пещеры принял Б. Казыбаев, Институт археологии им. А.Х. Маргулана.

Пещера входит в комплекс объектов аулие – здесь в названиях горы и реки отложилось слово «аулие» – Аулиетау, Аулиебулак. Именование природных объектов (гор, рек, пещер и т.д.) арабским словом аулие (аулийа’ – множественная форма арабского слова «вали» – «святой») зафиксировано в традициях некоторых тюркоязычных народов, исповедующих ислам, в частности казахов, кыргызов, башкир. Почитание объектов природы, коренящееся в домусульманских верованиях, в обыденном сознании воспринимается как принадлежность к мусульманской религии. По сообщению сотрудника Актогайского районного историко-краеведческого музея Т. Мукана, гора с пещерой и ручей, дающий начало речке Аулиебулак, сколько помнят старожилы, всегда были местом паломничества нуждающихся в исцелении.

По преданию, чудодейственную силу ручья открыли охотники, наблюдавшие, как излечивались раненые животные, которые ложились в воду или погружали в нее поврежденные конечности. Целительными свойствами наделялась и прилегающая к ручью поляна, куда скотоводы загоняли на ночь больных баранов. Легенд, связанных с пещерой, не известно. Исписанные автографами стены, осколки бутылочного стекла на полу и в яме верхнего уровня пещеры отнюдь не свидетельствуют о благоговейном к ней отношении современников. Пещера, как и окружающая местность, посещается в настоящее время отдыхающими людьми, но, по словам Т. Мукана, ее посещают также больные люди или бесплодные женщины, приезжающие в урочище с надеждой на выздоровление.

Пещера залегает в гранитном массиве, характеризующимся горизонтальным пластовым строением и вертикальной трещиноватостью. Купол над пещерой разрезан трещиной, идущей в меридиональном направлении. Аналогичным образом ориентирована и ось пещеры. Ее вход, обращенный на юг, имеет овальную форму. Размер входового отверстия в поперечнике 4,75 м, высота 3,6 м. Протяженность пещеры 20 м, наибольшая ее высота составляет 8,5 м. Строение пещеры ступенчатое трехуровневое. Первый (нижний) уровень представляет собой коридор длиной 8 м. В средней части коридора потолок значительно понижается. Высота коридора здесь составляет 2,2 м при ширине 3,75 м. На песчаном полу в этом месте лежат массивные каменные блоки, по всей видимости, отколовшиеся от потолка.

Внутри пещеры зафиксированы рисунки. Красные линии разных очертаний и интенсивности прослеживаются на потолке и стенах ниши. На каждом из уровней удалось различить по одному рисунку. Нанесенные охрой знаки открыты на нескольких памятниках наскального искусства Северо-Восточного и Восточного Казахстана, таких как скала на северо-западном берегу озера Жасыбай в Баянауле, грот Акбаур и др. З. Самашев датирует рисунки Акбаура эпохой палеометалла, хотя и признает сложность их датировки. Следует отметить, что знаки, обнаруженные на упомянутых памятниках, не идентичны и среди них не найдено соответствий рассмотренным выше знакам из ниши. Несмотря на приведенные аналогии, интерпретация рисунков в нише и пещере Аулие за исключением, пожалуй, фигуры оленя, проблематична.

Объект туризма.

Источники

Самашев З. Петроглифы Казахстана. – Алматы: Өнер, 2006. – 200 с.

Стасевич И.В. Практика поклонения сакральным объектам и предметам в современной культуре казахов и киргизов (в контексте изучения культа святых) // Культура Центральной Азии в условиях перемен. – СПб.: МАЭ РАН, 2013. – Вып. III. – С. 270–301.