Хантау

Анализировать казахский ороним Хантау следует в совокупности с аналогичными топонимами других тюркоязычных народов. Так, при рассмотрении, казалось бы, таких ясных и прозрачных топонимов, как казахский Хантау, алтайский Каан-Кайа (Кангая), хакасский Ханголь, следует иметь в виду древний культ гор, скал. Ключ к пониманию значения этих географических названий дает тюркско-монгольский культовый термин «хан», который употребляется «перед или после имени шаманского духа или гения со значениями «самый почитаемый», «господствующий», «старший» [Цит. по: Манжигеев, 1978, с. 84].

На наш взгляд, и алтайский, и казахский оронимы составлены не из парных существительных, а из прилагательных (кан, хан) + существительные (кайа, тау) в соответствии с правилом, по которому прилагательное в тюркских языках должно стоять перед существительным. Слово «каан» (каган, кан, хан) стало существительным после приобретения им значения «властитель», «царь», «правитель». Можно утверждать, что для освящения, то есть для усиления власти и роли руководителя, эта духовная характеристика стала присуждаться главам племен, либо была узурпирована светскими вождями, вследствие чего стала титулом (существительным). Описательность термина («почитаемый» и др.) уже сама по себе является признаком первичности.

Титулы «самый почитаемый», «господствующий», «старший» у целого ряда древнетюркских, хотя и поздних ипостасей образа Вечного неба: Qan Mögke tngri, Qan Kisaγa tngri, Qan Ataγa tngri и т.д., указывают на существование пантеона «почитаемых». Учитывая сакральность характера таких объектов природы, как скалы и горы, а также соответствующее их наречение, следует признать, что алтайский Каан-Кайа (Кангая) не «ханская скала, утес или хан-утес», а «почитаемая скала», так же как казахский Хантау –«почитаемая гора». Верность предложенных интерпретаций демонстрирует топоним Хан-Тенгри. Имя верховного божества Тенгри, ставшее у принявших ислам тюрков синонимом Аллаха, не могло «усиливаться» земными титулами, даже самыми высокими (хан, царь, король, император), так как оно само в себе содержит высшее понятие. Поэтому приставка «хан» перед именем божества является прилагательным, а не существительным и отражает отношение человека к Богу, что не приземляет его имя. Хан-Тенгри –«господствующий Тенгри», или «самый почитаемый Тенгри», или «старший Тенгри». В этом же ряду видится хребет Хангай, который, вероятнее всего, первоначально звучал как Хангайа (Ханкайа) –«почитаемый или господствующий хребет (скала)». Хакасское озеро Ханголь никак не может быть кровавым озером. По-хакасски хан ‑ кровь, и в данном случае название гидронима – «почитаемое озеро». Образ Родины у тюрков связан с почитанием земли, вод (озер, рек), гор, скал. Неслучайность названий гор/скал Хантау, Хангай (Ханкая), Каан-Кайа (Кангая), озера Ханголь как «почитаемых» отражает древнетюркская надпись на скале севернее Абакана (Хакасская Республика): «Вам, – белая скала, родина, друг, – [желаю] доброй поры!» [Васильев, 1978, с. 93]. Здесь рядом с понятиями родина, друг стоит белая скала, сакральность которой позволяет ей находиться в одном ряду с этими высокими понятийными категориями.

Сакрализация гор Тянь-Шаньского хребта проявлялась издревле: это выражается, к примеру, в строительстве многочисленных громадных царских курганов саков, в географических названиях Тенгритаг (Тянь-Шань) – «Божественные горы», пика Хан-Тенгри – «Главный Тенгри». Здесь же находится одно из древнейших святилищ-храмов, возникшее в эпоху бронзы, – урочище Тамгалы.

Источники

Васильев Д.Д. Древнетюркская эпиграфика Южной Сибири // Тюркологический сборник. 1975. ‑ М.: ГРВЛ; «Восточная литература», 1978. – С. 92–101.

Манжигеев И.А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины: Опыт атеистической интерпретации. ‑ М.: Наука, 1978. – 127 с.

Молчанова О.Т. Топонимический словарь Горного Алтая. ‑ Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение АКИ, 1979. – 400 с.

Ақпарат
Сипаттама
Фото
Мұра атауы Хантау
Орналасқан жері Жамбылская область,

A PHP Error was encountered

Severity: Notice

Message: Trying to access array offset on value of type null

Filename: pages/heritages_page.php

Line Number: 101

Backtrace:

File: /var/www/archaeology.kz/application/views/pages/heritages_page.php
Line: 101
Function: _error_handler

File: /var/www/archaeology.kz/application/views/index.php
Line: 107
Function: include

File: /var/www/archaeology.kz/application/controllers/Main_page.php
Line: 265
Function: view

File: /var/www/archaeology.kz/index.php
Line: 316
Function: require_once

A PHP Error was encountered

Severity: Notice

Message: Trying to access array offset on value of type null

Filename: pages/heritages_page.php

Line Number: 101

Backtrace:

File: /var/www/archaeology.kz/application/views/pages/heritages_page.php
Line: 101
Function: _error_handler

File: /var/www/archaeology.kz/application/views/index.php
Line: 107
Function: include

File: /var/www/archaeology.kz/application/controllers/Main_page.php
Line: 265
Function: view

File: /var/www/archaeology.kz/index.php
Line: 316
Function: require_once

Мұраның авторлары
Мұраның дереккөздері Cакральная география Казахстана: Реестр объектов природы, археологии, этнографии и культовой архитектуры / Под общей редакцией академика НАН РК Байтанаева Б.А. – Алматы: Институт археологии им. А.Х. Маргулана, 2017. – Вып. 1. – 904 с.
Мұра түрі Сакральные объекты
Мұра типі Памятник природы

Анализировать казахский ороним Хантау следует в совокупности с аналогичными топонимами других тюркоязычных народов. Так, при рассмотрении, казалось бы, таких ясных и прозрачных топонимов, как казахский Хантау, алтайский Каан-Кайа (Кангая), хакасский Ханголь, следует иметь в виду древний культ гор, скал. Ключ к пониманию значения этих географических названий дает тюркско-монгольский культовый термин «хан», который употребляется «перед или после имени шаманского духа или гения со значениями «самый почитаемый», «господствующий», «старший» [Цит. по: Манжигеев, 1978, с. 84].

На наш взгляд, и алтайский, и казахский оронимы составлены не из парных существительных, а из прилагательных (кан, хан) + существительные (кайа, тау) в соответствии с правилом, по которому прилагательное в тюркских языках должно стоять перед существительным. Слово «каан» (каган, кан, хан) стало существительным после приобретения им значения «властитель», «царь», «правитель». Можно утверждать, что для освящения, то есть для усиления власти и роли руководителя, эта духовная характеристика стала присуждаться главам племен, либо была узурпирована светскими вождями, вследствие чего стала титулом (существительным). Описательность термина («почитаемый» и др.) уже сама по себе является признаком первичности.

Титулы «самый почитаемый», «господствующий», «старший» у целого ряда древнетюркских, хотя и поздних ипостасей образа Вечного неба: Qan Mögke tngri, Qan Kisaγa tngri, Qan Ataγa tngri и т.д., указывают на существование пантеона «почитаемых». Учитывая сакральность характера таких объектов природы, как скалы и горы, а также соответствующее их наречение, следует признать, что алтайский Каан-Кайа (Кангая) не «ханская скала, утес или хан-утес», а «почитаемая скала», так же как казахский Хантау –«почитаемая гора». Верность предложенных интерпретаций демонстрирует топоним Хан-Тенгри. Имя верховного божества Тенгри, ставшее у принявших ислам тюрков синонимом Аллаха, не могло «усиливаться» земными титулами, даже самыми высокими (хан, царь, король, император), так как оно само в себе содержит высшее понятие. Поэтому приставка «хан» перед именем божества является прилагательным, а не существительным и отражает отношение человека к Богу, что не приземляет его имя. Хан-Тенгри –«господствующий Тенгри», или «самый почитаемый Тенгри», или «старший Тенгри». В этом же ряду видится хребет Хангай, который, вероятнее всего, первоначально звучал как Хангайа (Ханкайа) –«почитаемый или господствующий хребет (скала)». Хакасское озеро Ханголь никак не может быть кровавым озером. По-хакасски хан ‑ кровь, и в данном случае название гидронима – «почитаемое озеро». Образ Родины у тюрков связан с почитанием земли, вод (озер, рек), гор, скал. Неслучайность названий гор/скал Хантау, Хангай (Ханкая), Каан-Кайа (Кангая), озера Ханголь как «почитаемых» отражает древнетюркская надпись на скале севернее Абакана (Хакасская Республика): «Вам, – белая скала, родина, друг, – [желаю] доброй поры!» [Васильев, 1978, с. 93]. Здесь рядом с понятиями родина, друг стоит белая скала, сакральность которой позволяет ей находиться в одном ряду с этими высокими понятийными категориями.

Сакрализация гор Тянь-Шаньского хребта проявлялась издревле: это выражается, к примеру, в строительстве многочисленных громадных царских курганов саков, в географических названиях Тенгритаг (Тянь-Шань) – «Божественные горы», пика Хан-Тенгри – «Главный Тенгри». Здесь же находится одно из древнейших святилищ-храмов, возникшее в эпоху бронзы, – урочище Тамгалы.

Источники

Васильев Д.Д. Древнетюркская эпиграфика Южной Сибири // Тюркологический сборник. 1975. ‑ М.: ГРВЛ; «Восточная литература», 1978. – С. 92–101.

Манжигеев И.А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины: Опыт атеистической интерпретации. ‑ М.: Наука, 1978. – 127 с.

Молчанова О.Т. Топонимический словарь Горного Алтая. ‑ Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение АКИ, 1979. – 400 с.