Хантенгри/Хан-Тенгри

Хантенгри/Хан-Тенгри – высочайшая вершина Казахстана в Центральном ТяньШане, расположенная в 200 км к востоку от озера Иссык-Куль. Абсолютная высота пика Хан-Тенгри 6 995 м. По словам доктора географических наук Алдара Петровича Горбунова, правильное значение этого топонима – Небесный или Божественный Властелин, но не Властелин Неба. Небо в языческом мировоззрении рассматривается как высшее божество, оно неподвластно никому.

Кыргызы называют эту вершину подругому – Кантоо. Кыргызское слово кан имеет двоякий смысл, который определяется контекстом. Кан – это и «хан», это и «кровь». Часто толкователи топонима отдают предпочтение второму понятию. Первые и последние лучи солнца окрашивают гору в красноватый цвет, который резко выделяет вершину на фоне потемневших или еще не освещенных окружающих гор. Другие считают, что гора сложена из розоватого мрамора. Обе эти трактовки не приемлют топонимисты из Кыргызстана. Они считают, что перевод на русский язык означает Хан-, или Царь-гора. Действительно, Хан-Тенгри резко, по-царски выделяется своей величественностью на фоне соседних горных вершин. Хан-Тенгри находится на границе Казахстана и Кыргызстана и народами этих стран называется по-разному. Как же ее именовать на мировых картах? По логике казахстанских топонимистов – Хан-Тенгри. Это традиционный и очень древний термин. Кроме тюркских языков он присутствует и в других – в монгольском и даже шумерском. Переименование древних топонимов ведет к утрате некоторой сути истории.

Одно из ранних упоминаний Хан-Тенгри приведено в сочинении Ч.Ч. Валиханова. Он писал, что к северу от г. Кучи находится Хан-Тенгри-Ола. В действительности, в 240 км от Кучи, но к северо-западу, высится пирамида этой вершины. Хан-Тенгри мог быть впервые упомянут в китайских хрониках 1 200 лет назад, в любом случае этот топоним был известен многие века. В «Википедии» приводится информация о том, что с горой связана и одна из крупных топонимических ошибок в первом научном описании. Она относится к середине XIX в., когда эту вершину увидел и описал в 1856–1857 годах известный географ и путешественник П.П. Семёнов-Тянь-Шанский. Ослепленный величественным видом вершин и ледников, которые открылись перед ним с восточного перевала хребта Терскей Ала-Тоо, он самую высокую и красивейшую из них пирамиду определяет как легендарный пик Хан-Тенгри – высочайшую точку всего Тянь-Шаня. Он не увидел (просто не мог) за ней огромный снежно-ледниковый массив пограничного хребтаКакшаал-Тоо, доминирующий над всем Тянь-Шанем. Не обратив внимания на доводы проводников, что эту вершину местные киргизы знают как Кан-Тоо, а казахи – Кантау (в переводе «Кровавая гора»), П. Семёнов-Тянь- Шанский назвал остроконечную пирамиду пиком Хан-Тенгри и расположил его в центре узла Тянь-Шаньских хребтов, передвинув вершину на карте на 20 км к северу. Судя по всему, это не совсем так. С северного направления самой величественной вершиной выглядит та, за которой и было утверждено соответствующее название Хан-Тенгри.

Знаток истории Жетысу и ценитель природы В.Н. Проскурин восторженно пишет: «Повелитель духов, царь Небесного хребта, недоступная простому смертному вершина – такое сложилось мнение об этой грациозной мраморной трехгранной пирамиде, самой высокой в Казахстане». «Она похожа на гигантский остроконечный тюльпан, излучающий огненный свет», – сказал о вершине легенда казахстанского альпинизма Валерий Хрищатый. – Когда же солнечные лучи пересекаются облаками, то их движение проецируется на мраморные стены вершины, словно на экране разливается богатырская кровь. Подобный цветовой эффект заставлял первобытного человека падать ниц перед горой». Гора оставалась недоступной и неуловимой долгие времена. Она неизбежно привлекала внимание тысяч путешественников: купцов, миссионеров и паломников, проходивших в широтном или меридиональном направлении по Центральному Тянь-Шаню. Она то возникает, то снова теряется, будучи расположенной в обширном нагорье, суровом и обособленном, который называют царством холода.

В ХХ в. началась другая история сакрализации этой вершины. Осталась она недоступной и в 1902 г. для первой экспедиции Г. Мерцбахера. Первое восхождение на вершину совершено в 1931 г. Михаилом Погребецким и еще двумя альпинистами. Приведем описание яркого впечатления от одного из вечеров под Хан-Тенгри: «Надвигался вечер. Мягкие тени легли от гор на долину. Солнце золотило верхушки гребней. От края и до края, вдоль всего горизонта в ледниках и снегах стояла великая тянь-шаньская стена. Вся она горела золотисто-оранжевыми и красными тонами заката, а Хан-Тенгри пылал сверху, как гигантский граненый рубин, вправленный в тёмно-бирюзовое небо. Но вот солнце погрузилось за горизонт, небо потемнело, краски стали тускнеть, оранжевые тона сменились розовыми, розовые – фиолетовыми, затем пепельными и только Хан-Тенгри горел кроваво-красным огнем расплавленного металла на тёмном небе. Постепенно горы погрузились в мрак и наконец вовсе растворились в сгустившихся сумерках. За ними медленно погас и Хан-Тенгри».

В 1936 г. экспедиция алма-атинских альпинистов (группа Е. Колокольникова) покорила «повелителя духов». Потом было еще много покорений этой величественной вершины по разным маршрутам, в том числе и А.Н. Марьяшевым в 1962 г.Анатолий Букреев, 21 раз покорявший гималайские восьмитысячники (рекорд СНГ), говорил, что Хан-Тенгри, возможно, самый красивый пик в мире из-за его правильно расположенных ребер и геометрической пирамидальной симметрии. Гора является излюбленным местом, где альпинисты из разных стран, в первую очередь из стран СНГ, проверяют свои силы. Рекорды восхожденияна гору различаются по маршрутам и условиям, принадлежат разным спортсменам, сообщают об этом различные источники, но суть в том, что эта суровая и совершенная гора уже более ста лет привлекает ведущих альпинистов со всего мира. Тем самым долгие века, как минимум с этапа средних веков, информация о Хан-Тенгри собиралась, мифологизировалась и сакрализировалась. За последнее столетие сакральность этого объекта не стала «меньшей», большинство альпинистов приходило сюда атеистами, а уходили романтиками. Естественное влияние экстремальных условий в тени уникальной и величественной красоты этого природного памятника Центральной Азии, который зовет и неизбежно меняет людей в ходе испытаний, заставляя задуматься о «вечности».

Это одно из самых красивейших мест Казахстана и известнейших по всему миру, предназначенное для элитарного туризма. Каждый год привлекает сотни туристов со всего мира.

Источники

Погребецкий М.Т. В глубь Центрального Тянь-Шаня // К вершинам советской земли: сб., посвящ. 25-летию советского альпинизма. – М.: Географгиз, 1949. – 575 с. ‑ С. 361

Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. – Алма-Ата: Гл. ред. Казахской советской энциклопедии, 1985. – Т. 2. – 416 с.

Горбунов А. Хантенгри. Краткий энциклопедический словарь исторических топонимов Казахстана / Сост. И.В. Ерофеева. – Алматы: Каз. НИИ Культуры, 2014 – 528 с.

Проскурин В.Н. Хан-Тенгри – гора тысячелетий // РГО Клуб альпинистов «Санкт-Петербург» /Website

Ақпарат
Сипаттама
Карта
Фото
Мұра атауы Хантенгри/Хан-Тенгри
Орналасқан жері Алматинская область,

A PHP Error was encountered

Severity: Notice

Message: Trying to access array offset on value of type null

Filename: pages/heritages_page.php

Line Number: 101

Backtrace:

File: /var/www/archaeology.kz/application/views/pages/heritages_page.php
Line: 101
Function: _error_handler

File: /var/www/archaeology.kz/application/views/index.php
Line: 107
Function: include

File: /var/www/archaeology.kz/application/controllers/Main_page.php
Line: 265
Function: view

File: /var/www/archaeology.kz/index.php
Line: 316
Function: require_once

A PHP Error was encountered

Severity: Notice

Message: Trying to access array offset on value of type null

Filename: pages/heritages_page.php

Line Number: 101

Backtrace:

File: /var/www/archaeology.kz/application/views/pages/heritages_page.php
Line: 101
Function: _error_handler

File: /var/www/archaeology.kz/application/views/index.php
Line: 107
Function: include

File: /var/www/archaeology.kz/application/controllers/Main_page.php
Line: 265
Function: view

File: /var/www/archaeology.kz/index.php
Line: 316
Function: require_once

Мұраның авторлары
Мұра түрі Сакральные объекты
Мұра типі Памятник природы

Хантенгри/Хан-Тенгри – высочайшая вершина Казахстана в Центральном ТяньШане, расположенная в 200 км к востоку от озера Иссык-Куль. Абсолютная высота пика Хан-Тенгри 6 995 м. По словам доктора географических наук Алдара Петровича Горбунова, правильное значение этого топонима – Небесный или Божественный Властелин, но не Властелин Неба. Небо в языческом мировоззрении рассматривается как высшее божество, оно неподвластно никому.

Кыргызы называют эту вершину подругому – Кантоо. Кыргызское слово кан имеет двоякий смысл, который определяется контекстом. Кан – это и «хан», это и «кровь». Часто толкователи топонима отдают предпочтение второму понятию. Первые и последние лучи солнца окрашивают гору в красноватый цвет, который резко выделяет вершину на фоне потемневших или еще не освещенных окружающих гор. Другие считают, что гора сложена из розоватого мрамора. Обе эти трактовки не приемлют топонимисты из Кыргызстана. Они считают, что перевод на русский язык означает Хан-, или Царь-гора. Действительно, Хан-Тенгри резко, по-царски выделяется своей величественностью на фоне соседних горных вершин. Хан-Тенгри находится на границе Казахстана и Кыргызстана и народами этих стран называется по-разному. Как же ее именовать на мировых картах? По логике казахстанских топонимистов – Хан-Тенгри. Это традиционный и очень древний термин. Кроме тюркских языков он присутствует и в других – в монгольском и даже шумерском. Переименование древних топонимов ведет к утрате некоторой сути истории.

Одно из ранних упоминаний Хан-Тенгри приведено в сочинении Ч.Ч. Валиханова. Он писал, что к северу от г. Кучи находится Хан-Тенгри-Ола. В действительности, в 240 км от Кучи, но к северо-западу, высится пирамида этой вершины. Хан-Тенгри мог быть впервые упомянут в китайских хрониках 1 200 лет назад, в любом случае этот топоним был известен многие века. В «Википедии» приводится информация о том, что с горой связана и одна из крупных топонимических ошибок в первом научном описании. Она относится к середине XIX в., когда эту вершину увидел и описал в 1856–1857 годах известный географ и путешественник П.П. Семёнов-Тянь-Шанский. Ослепленный величественным видом вершин и ледников, которые открылись перед ним с восточного перевала хребта Терскей Ала-Тоо, он самую высокую и красивейшую из них пирамиду определяет как легендарный пик Хан-Тенгри – высочайшую точку всего Тянь-Шаня. Он не увидел (просто не мог) за ней огромный снежно-ледниковый массив пограничного хребтаКакшаал-Тоо, доминирующий над всем Тянь-Шанем. Не обратив внимания на доводы проводников, что эту вершину местные киргизы знают как Кан-Тоо, а казахи – Кантау (в переводе «Кровавая гора»), П. Семёнов-Тянь- Шанский назвал остроконечную пирамиду пиком Хан-Тенгри и расположил его в центре узла Тянь-Шаньских хребтов, передвинув вершину на карте на 20 км к северу. Судя по всему, это не совсем так. С северного направления самой величественной вершиной выглядит та, за которой и было утверждено соответствующее название Хан-Тенгри.

Знаток истории Жетысу и ценитель природы В.Н. Проскурин восторженно пишет: «Повелитель духов, царь Небесного хребта, недоступная простому смертному вершина – такое сложилось мнение об этой грациозной мраморной трехгранной пирамиде, самой высокой в Казахстане». «Она похожа на гигантский остроконечный тюльпан, излучающий огненный свет», – сказал о вершине легенда казахстанского альпинизма Валерий Хрищатый. – Когда же солнечные лучи пересекаются облаками, то их движение проецируется на мраморные стены вершины, словно на экране разливается богатырская кровь. Подобный цветовой эффект заставлял первобытного человека падать ниц перед горой». Гора оставалась недоступной и неуловимой долгие времена. Она неизбежно привлекала внимание тысяч путешественников: купцов, миссионеров и паломников, проходивших в широтном или меридиональном направлении по Центральному Тянь-Шаню. Она то возникает, то снова теряется, будучи расположенной в обширном нагорье, суровом и обособленном, который называют царством холода.

В ХХ в. началась другая история сакрализации этой вершины. Осталась она недоступной и в 1902 г. для первой экспедиции Г. Мерцбахера. Первое восхождение на вершину совершено в 1931 г. Михаилом Погребецким и еще двумя альпинистами. Приведем описание яркого впечатления от одного из вечеров под Хан-Тенгри: «Надвигался вечер. Мягкие тени легли от гор на долину. Солнце золотило верхушки гребней. От края и до края, вдоль всего горизонта в ледниках и снегах стояла великая тянь-шаньская стена. Вся она горела золотисто-оранжевыми и красными тонами заката, а Хан-Тенгри пылал сверху, как гигантский граненый рубин, вправленный в тёмно-бирюзовое небо. Но вот солнце погрузилось за горизонт, небо потемнело, краски стали тускнеть, оранжевые тона сменились розовыми, розовые – фиолетовыми, затем пепельными и только Хан-Тенгри горел кроваво-красным огнем расплавленного металла на тёмном небе. Постепенно горы погрузились в мрак и наконец вовсе растворились в сгустившихся сумерках. За ними медленно погас и Хан-Тенгри».

В 1936 г. экспедиция алма-атинских альпинистов (группа Е. Колокольникова) покорила «повелителя духов». Потом было еще много покорений этой величественной вершины по разным маршрутам, в том числе и А.Н. Марьяшевым в 1962 г.Анатолий Букреев, 21 раз покорявший гималайские восьмитысячники (рекорд СНГ), говорил, что Хан-Тенгри, возможно, самый красивый пик в мире из-за его правильно расположенных ребер и геометрической пирамидальной симметрии. Гора является излюбленным местом, где альпинисты из разных стран, в первую очередь из стран СНГ, проверяют свои силы. Рекорды восхожденияна гору различаются по маршрутам и условиям, принадлежат разным спортсменам, сообщают об этом различные источники, но суть в том, что эта суровая и совершенная гора уже более ста лет привлекает ведущих альпинистов со всего мира. Тем самым долгие века, как минимум с этапа средних веков, информация о Хан-Тенгри собиралась, мифологизировалась и сакрализировалась. За последнее столетие сакральность этого объекта не стала «меньшей», большинство альпинистов приходило сюда атеистами, а уходили романтиками. Естественное влияние экстремальных условий в тени уникальной и величественной красоты этого природного памятника Центральной Азии, который зовет и неизбежно меняет людей в ходе испытаний, заставляя задуматься о «вечности».

Это одно из самых красивейших мест Казахстана и известнейших по всему миру, предназначенное для элитарного туризма. Каждый год привлекает сотни туристов со всего мира.

Источники

Погребецкий М.Т. В глубь Центрального Тянь-Шаня // К вершинам советской земли: сб., посвящ. 25-летию советского альпинизма. – М.: Географгиз, 1949. – 575 с. ‑ С. 361

Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. – Алма-Ата: Гл. ред. Казахской советской энциклопедии, 1985. – Т. 2. – 416 с.

Горбунов А. Хантенгри. Краткий энциклопедический словарь исторических топонимов Казахстана / Сост. И.В. Ерофеева. – Алматы: Каз. НИИ Культуры, 2014 – 528 с.

Проскурин В.Н. Хан-Тенгри – гора тысячелетий // РГО Клуб альпинистов «Санкт-Петербург» /Website