Карнак, сакральный комплекс

Окрестности г. Туркестана изобилуют древними аулами/ кишлаками, которые имеют на своей территории два-три средневековых городища. Обычно они связаны также с несколькими сакральными объектами, которые являются местами поклонения и для многочисленных приезжающих паломников. Одним из таких центров, насыщенных культовыми памятниками, является аул Карнак, расположенный в 25 км к северу от Туркестана.

Помимо того что этот кишлак известен как место отливки знаменитого бронзового казана, что установлен по воле эмира Тимура в центре ханаки Ходжи Ахмеда Ясави, он оставался известным центром культуры и образованности. Именно в Карнаке получал образование отец известного казахского писателя Мухтара Ауэзова. Здесь паломники посещают старую мечеть-медресе Шаммат ишан. Ее основание и начальный этап связаны с именем суфийского проповедника ясавийской школы Шейха по имени Шаммат, жившего в XVII в.

Мечеть расположена с западной стороны городища, на торговой площади. Как архитектурный комплекс постройка сложилась к 1870-м годам. Здание мечети включает в себя большой зал для молитв, малый зал – хильвет с подземным гаром, хозяйственную комнату и коридор. Разновременность этапов строительства этих построек отразилась в планировочной композиции и в значительных перепадах высот уровня полов, достигающих 1,5 м. Сложение комплекса завершилось архитектурно-декоративной увязкой всех помещений, включенных в единый объем здания и получивших общее художественное оформление интерьеров в виде гипсовой лепнины и настенных росписей, отдаленно повторяющих убранство туркестанской ханаки Ахмеда Ясави (сталактиты, панель цоколя, голубой тон, растительный характер сюжетов настенных росписей). Дворовый фасад мечети оформлен высоким айваном с полихромной росписью деревянных потолочных деталей. Оба зала на фасаде выделены устройством ложных куполов, отчасти скрытых под поздней, железной крышей. Окончательно комплекс сформировался пристройкой медресе, представляющего собой Г-образную в плане одноэтажную постройку с многочисленными небольшими комнатами – худжрами, связанными общим айваном со стороны двора.

Далее к западу от городища, на противоположном берегу небольшой речушки Сай, на прилавках расположился старый некрополь, который явно возник еще в средневековье, но продолжает использоваться и поныне. На всем его обширном слегка наклонном пространстве видны множественные следы разной формы намогильных сооружений, каменные намогильники, руины наземных сагана, провалы подземных склепов и т.п. На кладбище имеется небольшая священная рощица с огромным (до 3,5 м в диаметре) многовековым тутовым деревом. По преданию, распространяемому местными духовными авторитетами, под его сенью в свое время отдыхал сам эмир Тимур.

В верхней части кладбища расположен почитаемый мазар имама Бахли. Он был одним из полководцев Кутейбы ибн Муслима. Мавзолей имеет вид «новодельной» простой вытянутой на 22 м постройки (шириной около 8 м) под двускатной крышей. Под ней длинная сагана над могилой святого. Гипертрофированно вытянутая сагана имама Бахи подобна намогильным сооружениям над (якобы) могилами Укуш ата и Садуакас ата. Все эти три личности народными преданиями позиционируются как первые миссионеры, распространители ислама, погибшие в борьбе за укрепление веры. В народном сознании они, естественно, наделяются выдающимися качествами и способностями. Якобы их жизненная сила, подкрепленная верой, была столь велика, что позволяла им расти даже после смерти. «Росли» с ними и намогильные сооружения.

Источники

Мұсабаев Қ. Ортағасырлық Сури қаласының орынын анықтау. Мәдени мұра Ұлттық жоба. URL: http:// www.madenimura.kz/kk/culture-legacy/excavationsmadenimura/ news-archaeology/izuchenirsrednevekovogogorodasuri/

Свод памятников истории и культуры Казахстана. – Алматы: КазЭнциклопедия, 1994. – Т. 1: ЮКО. – 368 с. – № 622.

Туякбаев М. Историческая топография и развитие городов и поселений Туркестанского оазиса (XIII– XIX вв.). – Алматы: ТОО «Эффект», 2009. – 208 с. – С. 118–119.

Ақпарат
Сипаттама
Карта
Фото
Мұра атауы Карнак, сакральный комплекс
Орналасқан жері Түркістан облысы, Город Кентау
Мұраның авторлары
Мұраның дереккөздері Cакральная география Казахстана: Реестр объектов природы, археологии, этнографии и культовой архитектуры / Под общей редакцией академика НАН РК Байтанаева Б.А. – Алматы: Институт археологии им. А.Х. Маргулана, 2017. – Вып. 1. – 904 с.
Мұра түрі Сакральные объекты
Мұра типі Комплекс

Окрестности г. Туркестана изобилуют древними аулами/ кишлаками, которые имеют на своей территории два-три средневековых городища. Обычно они связаны также с несколькими сакральными объектами, которые являются местами поклонения и для многочисленных приезжающих паломников. Одним из таких центров, насыщенных культовыми памятниками, является аул Карнак, расположенный в 25 км к северу от Туркестана.

Помимо того что этот кишлак известен как место отливки знаменитого бронзового казана, что установлен по воле эмира Тимура в центре ханаки Ходжи Ахмеда Ясави, он оставался известным центром культуры и образованности. Именно в Карнаке получал образование отец известного казахского писателя Мухтара Ауэзова. Здесь паломники посещают старую мечеть-медресе Шаммат ишан. Ее основание и начальный этап связаны с именем суфийского проповедника ясавийской школы Шейха по имени Шаммат, жившего в XVII в.

Мечеть расположена с западной стороны городища, на торговой площади. Как архитектурный комплекс постройка сложилась к 1870-м годам. Здание мечети включает в себя большой зал для молитв, малый зал – хильвет с подземным гаром, хозяйственную комнату и коридор. Разновременность этапов строительства этих построек отразилась в планировочной композиции и в значительных перепадах высот уровня полов, достигающих 1,5 м. Сложение комплекса завершилось архитектурно-декоративной увязкой всех помещений, включенных в единый объем здания и получивших общее художественное оформление интерьеров в виде гипсовой лепнины и настенных росписей, отдаленно повторяющих убранство туркестанской ханаки Ахмеда Ясави (сталактиты, панель цоколя, голубой тон, растительный характер сюжетов настенных росписей). Дворовый фасад мечети оформлен высоким айваном с полихромной росписью деревянных потолочных деталей. Оба зала на фасаде выделены устройством ложных куполов, отчасти скрытых под поздней, железной крышей. Окончательно комплекс сформировался пристройкой медресе, представляющего собой Г-образную в плане одноэтажную постройку с многочисленными небольшими комнатами – худжрами, связанными общим айваном со стороны двора.

Далее к западу от городища, на противоположном берегу небольшой речушки Сай, на прилавках расположился старый некрополь, который явно возник еще в средневековье, но продолжает использоваться и поныне. На всем его обширном слегка наклонном пространстве видны множественные следы разной формы намогильных сооружений, каменные намогильники, руины наземных сагана, провалы подземных склепов и т.п. На кладбище имеется небольшая священная рощица с огромным (до 3,5 м в диаметре) многовековым тутовым деревом. По преданию, распространяемому местными духовными авторитетами, под его сенью в свое время отдыхал сам эмир Тимур.

В верхней части кладбища расположен почитаемый мазар имама Бахли. Он был одним из полководцев Кутейбы ибн Муслима. Мавзолей имеет вид «новодельной» простой вытянутой на 22 м постройки (шириной около 8 м) под двускатной крышей. Под ней длинная сагана над могилой святого. Гипертрофированно вытянутая сагана имама Бахи подобна намогильным сооружениям над (якобы) могилами Укуш ата и Садуакас ата. Все эти три личности народными преданиями позиционируются как первые миссионеры, распространители ислама, погибшие в борьбе за укрепление веры. В народном сознании они, естественно, наделяются выдающимися качествами и способностями. Якобы их жизненная сила, подкрепленная верой, была столь велика, что позволяла им расти даже после смерти. «Росли» с ними и намогильные сооружения.

Источники

Мұсабаев Қ. Ортағасырлық Сури қаласының орынын анықтау. Мәдени мұра Ұлттық жоба. URL: http:// www.madenimura.kz/kk/culture-legacy/excavationsmadenimura/ news-archaeology/izuchenirsrednevekovogogorodasuri/

Свод памятников истории и культуры Казахстана. – Алматы: КазЭнциклопедия, 1994. – Т. 1: ЮКО. – 368 с. – № 622.

Туякбаев М. Историческая топография и развитие городов и поселений Туркестанского оазиса (XIII– XIX вв.). – Алматы: ТОО «Эффект», 2009. – 208 с. – С. 118–119.