Казыкурт гора

Расположена в 40 км южнее г. Шымкента. Внешне горный массив Казыкурт представляет собой две возвышенности, замкнутые между собой седловиной.

В мировоззрении народов Центральной Азии гора Казыкурт имеет сакральное значение. Описанная в дореволюционное время В.И. Масальским, гора получила название Туркестанского Арарата. Несмотря на свою незначительную высоту в сравнении с другими горами, Казыкурт имеет громкую легенду, записанную и опубликованную А.А. Диваевым в конце XIX века. Согласно легенде, по своему статусу гора Казыкурт стояла выше всех гор Вселенной. Во время всемирного потопа, когда весь мир скрылся под водой, а вершина горы осталась непотопленной, к ней причалил ковчег Ноя. На горе в это время обитал Казыкурт ата. С этого времени гора и получила название Казыкурт.

Несомненно, народная этимология связывает происхождение топонима Казыкурт с антропонимом Казыкурт ата. Однако происхождение слова «Казыкурт» уходит в глубокую древность, доисламскую эпоху. Первое упоминание топонима встречается в произведении, составленном в середине IХ века Ибн Хордадбехом, использовавшем в своем труде более ранний материал, относящийся к VIII веку. Его сочинение «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик» –«Книга путей и стран» повествует о караванном маршруте между Шашем (Ташкент) и Испиджабом (Сайрам), где читаем: «[От аш-Шаша] до железных ворот 2 мили; [от аш-Шаша] до Кубала 2 фарсаха, затем до Гаркарда 6 фарсаха, далее по пустыне до Исбиджаба 4 фарсаха. Из аш-Шаша до [Исбиджаба] всего 13 фарсаха».

С. Волин, переводивший это сочинение, пишет: «В рукописях р.к.р.д., по-видимому, следует читать Газгерд; он, вероятно, тождествен с упомянутым Абдулла-наме… Казгердом – местностью около Сайрама».

Очевидно, слово состоит из двух частей Гар и Гурд (Гирд, Кард, Герд). При этом элемент Гар необходимо понимать как субстрат, который участвует в различных словообразовательных процессах и имеет большую территорию распространения в Евразии в названиях, дающих понятие гора. Сравним: др. иранское ‛gаri’ – гора, авестийское ‛garау’ – гора, индоевропейские параллели: араб ‛гора’ – ‛изолированный холм с твердыми склонами’, ‛останец’: грузинская ‛gora’ – ‛горка’, ‛холм’; тибетское ‛гархи’ – ‛крепость’.

Вторая часть топонима ‛курт’ также широко распространена на Евразийском континенте. Г.Е. Корнилов, изучавший евразийские лексические параллели, заметил наличие заимствования в тюркских, славянских и протославянских языках. Например, в тюркских: ‛курд’ – буквально ‛главная ставка’, ‛волчья стая’, ‛волк’, в коми – ‛дом’, в удмуртском – ‛дерево’, ‛селение’, ‛село’; в хантыйском ‛корт’ (курт) – ‛жилище или поселение’, а также в славянских параллелях, например, в украинском ‛гурт’ – группа, компания, толпа, гурьба, стадо’. По словам Г.Е. Корнилова, протославянское ‛гордъ’ отражено в литовском ‛гордос’ – ‛ограда’, готском – ‛дом’, албанском ‛гортх’– ‛забор’.

Любопытно, что топоформант ‛гурт’ (гурд) встречается и в иранских (западноиранских) языках в значениях ‛селение’, ‛стан’. А.Л. Хромов, изучавший иранскую топонимию Мавераннахра IХ–ХIII вв., объясняет появление топоформанта kird/gird на территории Согда распространением здесь христианства несторианского толка в VI–VII вв. н.э. (центром которого был Мерв), так как все названия этого периода упоминаются как названия селения христиан. Он же этот топоформант связывает этимологически со среднеперсидским ‛kart’ и древнеиранским ‛krta’, указывая, что названия с топоформантом ‛gird’ широко распространены в Закавказье и Иране.

Заманчиво развивать несторианскую линию происхождения топонима Казыкурт, при этом уместно вспомнить библейскую легенду о потопе и Ноевом ковчеге, опубликованную А.А. Диваевым. В то же время мы не исключаем, что легенда могла возникнуть и в более древнее время, в дохристианскую эпоху. Во всяком случае Джеймс Джордж Фрэзер убедительно показал нам в своей работе географию распространения и время этой великой катастрофы человечества.

Гора Казыкурт, связанная с легендой о Всемирном потопе, у всех религиозных концессий всегда несла в себе глобальный сакральный смысл бытия человечества от создания до Апокалипсиса. А те сакральные обряды (или же ритуальные посещения святых мест горы), которые, вероятно, уже существовали до несториан, были сразу же ими канонизированы, позже канонизированы и мусульманами. Это предположение доказывает сообщение Зайнуддина Васифи, где говорится, что в 1536 г. Хазрат Убайдаллах хан, двигаясь со своей армией, специально остановился лагерем под Казыкуртом и устроил беседу со Всевышним с покаянием и просьбами о помощи в своем походе.

Традиции, обычаи и ритуал поклонения сакральным зонам Казыкурта, возникшие в глубокой древности, соблюдаются и по сей день. Как у подножия, так и на самой горе, имеется несколько священных мест: «Ак-бура», «Тамшы бастау», «Кеме калган», «Казыгурт-ата», «Шилтир-ата», «Ангир-ата», «Оспан-ата» и др. Все перечисленные объекты поклонения высоко почитаемы, их посещают различные паломники и туристы.

Источники

Бадаи ал-Вакаи // Материалы по истории казахских ханств ХV–ХVIII вв. – Алма-Ата: Наука, 1969. – С. 172–184. Байтанаев Б.А. Вопросы локализации Гаркурда-Газгирда // Известия МОН РК, НАН РК. Сер. обществ. наук. – 2003. – № 1. – С. 126–137.

Волин С. Сведения арабских источников IХ–ХVI вв. о долине реки Талас и смежных районах // ТИИАЭ. – 1960. – Т. 8. – С. 72–92.

Диваев А.А. Легенда о Казыкуртовском ковчеге // Сборник материалов для статистики Сырдарьинской области. – Ташкент, 1896. – Т. 5. – С. 1–11.

Корнилов Г.Е. Евразийские лексические параллели. – Чебоксары, 1973. – Ч. 1. – 183 с.

Масальский В.И. Россия: Полное географическое описание нашего отечества. – СПб., 1913. – Т. 19. – 861 с.

Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. – М.: Картгеоцентр-Геодезиздат, 1999. – Изд. 2; перераб. и доп.: в 2-х томах. – Т. 1. – 340 с.

Фрэзер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете. – М.: Политиздат, 1989. – 542 с.

Хромов А.Л. О структурных особенностях иранской топонимии Мавераннахра в период IХ–ХIII вв. // Восточная филология. – Душанбе, 1974. – Вып. 3. – С. 3–25.

Ақпарат
Сипаттама
Карта
Фото
Мұра атауы Казыкурт гора
Орналасқан жері Түркістан облысы, Казыгуртский район
Мұраның авторлары
Мұраның дереккөздері Cакральная география Казахстана: Реестр объектов природы, археологии, этнографии и культовой архитектуры / Под общей редакцией академика НАН РК Байтанаева Б.А. – Алматы: Институт археологии им. А.Х. Маргулана, 2017. – Вып. 1. – 904 с.
Мұра түрі Сакральные объекты

Расположена в 40 км южнее г. Шымкента. Внешне горный массив Казыкурт представляет собой две возвышенности, замкнутые между собой седловиной.

В мировоззрении народов Центральной Азии гора Казыкурт имеет сакральное значение. Описанная в дореволюционное время В.И. Масальским, гора получила название Туркестанского Арарата. Несмотря на свою незначительную высоту в сравнении с другими горами, Казыкурт имеет громкую легенду, записанную и опубликованную А.А. Диваевым в конце XIX века. Согласно легенде, по своему статусу гора Казыкурт стояла выше всех гор Вселенной. Во время всемирного потопа, когда весь мир скрылся под водой, а вершина горы осталась непотопленной, к ней причалил ковчег Ноя. На горе в это время обитал Казыкурт ата. С этого времени гора и получила название Казыкурт.

Несомненно, народная этимология связывает происхождение топонима Казыкурт с антропонимом Казыкурт ата. Однако происхождение слова «Казыкурт» уходит в глубокую древность, доисламскую эпоху. Первое упоминание топонима встречается в произведении, составленном в середине IХ века Ибн Хордадбехом, использовавшем в своем труде более ранний материал, относящийся к VIII веку. Его сочинение «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик» –«Книга путей и стран» повествует о караванном маршруте между Шашем (Ташкент) и Испиджабом (Сайрам), где читаем: «[От аш-Шаша] до железных ворот 2 мили; [от аш-Шаша] до Кубала 2 фарсаха, затем до Гаркарда 6 фарсаха, далее по пустыне до Исбиджаба 4 фарсаха. Из аш-Шаша до [Исбиджаба] всего 13 фарсаха».

С. Волин, переводивший это сочинение, пишет: «В рукописях р.к.р.д., по-видимому, следует читать Газгерд; он, вероятно, тождествен с упомянутым Абдулла-наме… Казгердом – местностью около Сайрама».

Очевидно, слово состоит из двух частей Гар и Гурд (Гирд, Кард, Герд). При этом элемент Гар необходимо понимать как субстрат, который участвует в различных словообразовательных процессах и имеет большую территорию распространения в Евразии в названиях, дающих понятие гора. Сравним: др. иранское ‛gаri’ – гора, авестийское ‛garау’ – гора, индоевропейские параллели: араб ‛гора’ – ‛изолированный холм с твердыми склонами’, ‛останец’: грузинская ‛gora’ – ‛горка’, ‛холм’; тибетское ‛гархи’ – ‛крепость’.

Вторая часть топонима ‛курт’ также широко распространена на Евразийском континенте. Г.Е. Корнилов, изучавший евразийские лексические параллели, заметил наличие заимствования в тюркских, славянских и протославянских языках. Например, в тюркских: ‛курд’ – буквально ‛главная ставка’, ‛волчья стая’, ‛волк’, в коми – ‛дом’, в удмуртском – ‛дерево’, ‛селение’, ‛село’; в хантыйском ‛корт’ (курт) – ‛жилище или поселение’, а также в славянских параллелях, например, в украинском ‛гурт’ – группа, компания, толпа, гурьба, стадо’. По словам Г.Е. Корнилова, протославянское ‛гордъ’ отражено в литовском ‛гордос’ – ‛ограда’, готском – ‛дом’, албанском ‛гортх’– ‛забор’.

Любопытно, что топоформант ‛гурт’ (гурд) встречается и в иранских (западноиранских) языках в значениях ‛селение’, ‛стан’. А.Л. Хромов, изучавший иранскую топонимию Мавераннахра IХ–ХIII вв., объясняет появление топоформанта kird/gird на территории Согда распространением здесь христианства несторианского толка в VI–VII вв. н.э. (центром которого был Мерв), так как все названия этого периода упоминаются как названия селения христиан. Он же этот топоформант связывает этимологически со среднеперсидским ‛kart’ и древнеиранским ‛krta’, указывая, что названия с топоформантом ‛gird’ широко распространены в Закавказье и Иране.

Заманчиво развивать несторианскую линию происхождения топонима Казыкурт, при этом уместно вспомнить библейскую легенду о потопе и Ноевом ковчеге, опубликованную А.А. Диваевым. В то же время мы не исключаем, что легенда могла возникнуть и в более древнее время, в дохристианскую эпоху. Во всяком случае Джеймс Джордж Фрэзер убедительно показал нам в своей работе географию распространения и время этой великой катастрофы человечества.

Гора Казыкурт, связанная с легендой о Всемирном потопе, у всех религиозных концессий всегда несла в себе глобальный сакральный смысл бытия человечества от создания до Апокалипсиса. А те сакральные обряды (или же ритуальные посещения святых мест горы), которые, вероятно, уже существовали до несториан, были сразу же ими канонизированы, позже канонизированы и мусульманами. Это предположение доказывает сообщение Зайнуддина Васифи, где говорится, что в 1536 г. Хазрат Убайдаллах хан, двигаясь со своей армией, специально остановился лагерем под Казыкуртом и устроил беседу со Всевышним с покаянием и просьбами о помощи в своем походе.

Традиции, обычаи и ритуал поклонения сакральным зонам Казыкурта, возникшие в глубокой древности, соблюдаются и по сей день. Как у подножия, так и на самой горе, имеется несколько священных мест: «Ак-бура», «Тамшы бастау», «Кеме калган», «Казыгурт-ата», «Шилтир-ата», «Ангир-ата», «Оспан-ата» и др. Все перечисленные объекты поклонения высоко почитаемы, их посещают различные паломники и туристы.

Источники

Бадаи ал-Вакаи // Материалы по истории казахских ханств ХV–ХVIII вв. – Алма-Ата: Наука, 1969. – С. 172–184. Байтанаев Б.А. Вопросы локализации Гаркурда-Газгирда // Известия МОН РК, НАН РК. Сер. обществ. наук. – 2003. – № 1. – С. 126–137.

Волин С. Сведения арабских источников IХ–ХVI вв. о долине реки Талас и смежных районах // ТИИАЭ. – 1960. – Т. 8. – С. 72–92.

Диваев А.А. Легенда о Казыкуртовском ковчеге // Сборник материалов для статистики Сырдарьинской области. – Ташкент, 1896. – Т. 5. – С. 1–11.

Корнилов Г.Е. Евразийские лексические параллели. – Чебоксары, 1973. – Ч. 1. – 183 с.

Масальский В.И. Россия: Полное географическое описание нашего отечества. – СПб., 1913. – Т. 19. – 861 с.

Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. – М.: Картгеоцентр-Геодезиздат, 1999. – Изд. 2; перераб. и доп.: в 2-х томах. – Т. 1. – 340 с.

Фрэзер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете. – М.: Политиздат, 1989. – 542 с.

Хромов А.Л. О структурных особенностях иранской топонимии Мавераннахра в период IХ–ХIII вв. // Восточная филология. – Душанбе, 1974. – Вып. 3. – С. 3–25.