Ишан-Базар, мечеть

Находится в с. Аккойлы (Ордабасинский р-н, ЮКО). Имеет несколько названий: мечеть Кумеш (по названию речки), Аккойлы (по казахскому роду аккойлы, обитавшему здесь), Ак мечеть, мечеть Ахуна, Ишан-Базар.

Мечеть расположена у посёлка Аккойлы, на холме, в своеобразном центре Арысской долины. Место это было оживлённым, до революции являлось центром религиозно-общественной жизни всей округи. Сооружение монументальной загородной мечети также способствовало сакрализации природного ландшафта.

По местному преданию, в этой местности жили поэты Сагиндык и Егемберды. Последний около 30 лет учился в Бухаре, получил звание ишана; он был первым имамом мечети и устроил при ней медресе. Сын Егемберды Мади-кари также получил духовное образование в Бухаре. Он около 1886 г. начал постройку мечети, руководил строительством. Закладку фундамента вели два мастера из Ташкента, руководил строительством также ташкентский зодчий по имени Юсуп, о чём была оставлена надпись на арабском языке в интерьере мечети. Сооружалась мечеть на средства Мади и его сородичей при помощи окрестного населения. Возводилась около 30 лет. После закрытия в 1926 г. мечеть планомерно разрушалась в течение 40 лет, кирпич использовался для других построек. В этой мечети учился известный казахский поэт Нысанбайулы Нуралы (1857−1930).

В 1981–1983 гг. впервые была обследована в ходе паспортизации памятников архитектуры экспедицией института «Казпроектреставрация» Министерства культуры КазССР. Включена в Свод памятников истории и культуры Казахстана (Г.М. Камалова). В 1983 г. выполнен архитектурный обмер и заложены археологические шурфы для выявления фундаментов. В 1987 г. подготовлен проект реставрации мечети (институт «Казпроектреставрация»). Частично восстановлена в начале 1990-х гг.

Представляет собой редкий в Казахстане тип загородной мечети – намазгох (мусалла ал-ид – «место для моления в праздник»), или мусалла ал-идайн – «место для моления в оба праздника». Она предназначалась для больших массовых молений в дни двух главных годовых мусульманских праздников − ид аль-адха или ид аль-кабир, ид аль-курбан (араб.), курбанбайрам (тюрк.) и ид аль-фитр, ид ас-сагир (араб.), ураза-байрам (тюрк.). Назначение намазгох − служить местом собрания огромных масс людей; идея − единение всех в общей молитве к Богу.

Ишан-Базар – двурядная, пятипролётная мечеть с большим купольным объёмом в центре, с купольным айваном по главному фасаду. Портал её очень незначительно выделялся по объёму и высоте на фоне купольного айвана. Архитектурно-планировочное решение мечети Ишан-Базар было пространственным и неразрывно связанным с прилегающей к ней площадью.

Мечеть сложена из применявшегося в XIX в. обожженного кирпича размерами 27×14×7 см. Купола, арки и другие криволинейные элементы выведены из квадратного кирпича (25×25×5 см).

Сооружение состояло из девяти помещений − большого молитвенного зала (зимняя мечеть) с михрабом, прилегающими к нему с севера и юга парами квадратных комнат. С михрабным залом комнаты соединены арками, широкими настолько, что возникает впечатление свободного перетекания пространства. В углах здания устроены худжры для имама и учеников. Архитектурно Ишан-Базар медресе не является. Но культовое и общественно-культурное её значение было таково, что она переросла типологические рамки, становясь центром притяжения многих людей. Мечеть была праздничной, местом поминовения усопших, выполняла функции духовной школы и народного дома и, будучи монументальным архитектурным сооружением, выступала организующим началом в жизни всей округи.

Значительно украшал мечеть развитый айван, обращённый на восток, к молящимся. Его глубоко затенённые ячейки составляли контраст с глухой гладкой поверхностью наружных стен. Над всем сооружением господствовал лапидарный объём купола, перекрывавшего главный молитвенный зал. Он покоился на конструкции из арочных и щитовидных парусов. Переход от квадратного плана к основаниям небольших сфероконических куполов в помещениях, примыкающих к михрабному залу с севера и юга, осуществлён с помощью небольших щитовидных парусов, опирающихся на стрельчатые арки по осям стен. Наиболее вероятно, что ряд стрельчатых куполов на щитовидных парусах перекрывал сквозные галереи айвана.

В западной стене главного зала устроен нарядный михраб, сама стена разбита на панно и картуши с традиционным орнаментальным мотивом вазы с распустившимся букетом. Стену завершала узкая лента гириха из синих восьмиконечных звезд, как бы разрезанных по горизонтали пополам. Над большими панно помещались меньшие с эпиграфикой. Программа эпиграфического декора включает в себя цитаты из Корана и хадисов. Некоторые из них можно было прочесть и реконструировать.

Памятник архитектуры республиканского значения. С 1982 г. охраняется государством. Объект паломничества и религиозного туризма.

Источники

Байтанаев Б.А., Ёлгин. Намазгох в Южном Казахстане (Мечеть Ишан-Базар) // Известия НАН РК: Сер. обществ. наук. – 2011. – № 3. – С. 139–151.

Камалова Г.М. Мечеть Ишан-Базар // Свод памятников истории и культуры Казахстана. – Алма-Ата: Гл. ред. «Қазақ энциклопедиясы», 1994. – Т. 1: ЮКО. – 368 с. – С. 94.

Baitanayev B.А., Yolgin Yu.А. Islamic architecture on the territory of south Kazakhstan // Oriente Moderno: Nuova serie, anno XXVI (LXXXVII). – I. ‑ 2007. Studies of Central Asia. – P. 36–52.

Ақпарат
Сипаттама
Карта
Фото
Мұра атауы Ишан-Базар, мечеть
Орналасқан жері Түркістан облысы, Ордабасинский район
Мұраның авторлары
Мұраның дереккөздері Cакральная география Казахстана: Реестр объектов природы, археологии, этнографии и культовой архитектуры / Под общей редакцией академика НАН РК Байтанаева Б.А. – Алматы: Институт археологии им. А.Х. Маргулана, 2017. – Вып. 1. – 904 с.
Мұра түрі Сооружения монументального искусства
Мұраның санаты Памятники истории и культуры республиканского значения
Мұра типі Мавзолей

Находится в с. Аккойлы (Ордабасинский р-н, ЮКО). Имеет несколько названий: мечеть Кумеш (по названию речки), Аккойлы (по казахскому роду аккойлы, обитавшему здесь), Ак мечеть, мечеть Ахуна, Ишан-Базар.

Мечеть расположена у посёлка Аккойлы, на холме, в своеобразном центре Арысской долины. Место это было оживлённым, до революции являлось центром религиозно-общественной жизни всей округи. Сооружение монументальной загородной мечети также способствовало сакрализации природного ландшафта.

По местному преданию, в этой местности жили поэты Сагиндык и Егемберды. Последний около 30 лет учился в Бухаре, получил звание ишана; он был первым имамом мечети и устроил при ней медресе. Сын Егемберды Мади-кари также получил духовное образование в Бухаре. Он около 1886 г. начал постройку мечети, руководил строительством. Закладку фундамента вели два мастера из Ташкента, руководил строительством также ташкентский зодчий по имени Юсуп, о чём была оставлена надпись на арабском языке в интерьере мечети. Сооружалась мечеть на средства Мади и его сородичей при помощи окрестного населения. Возводилась около 30 лет. После закрытия в 1926 г. мечеть планомерно разрушалась в течение 40 лет, кирпич использовался для других построек. В этой мечети учился известный казахский поэт Нысанбайулы Нуралы (1857−1930).

В 1981–1983 гг. впервые была обследована в ходе паспортизации памятников архитектуры экспедицией института «Казпроектреставрация» Министерства культуры КазССР. Включена в Свод памятников истории и культуры Казахстана (Г.М. Камалова). В 1983 г. выполнен архитектурный обмер и заложены археологические шурфы для выявления фундаментов. В 1987 г. подготовлен проект реставрации мечети (институт «Казпроектреставрация»). Частично восстановлена в начале 1990-х гг.

Представляет собой редкий в Казахстане тип загородной мечети – намазгох (мусалла ал-ид – «место для моления в праздник»), или мусалла ал-идайн – «место для моления в оба праздника». Она предназначалась для больших массовых молений в дни двух главных годовых мусульманских праздников − ид аль-адха или ид аль-кабир, ид аль-курбан (араб.), курбанбайрам (тюрк.) и ид аль-фитр, ид ас-сагир (араб.), ураза-байрам (тюрк.). Назначение намазгох − служить местом собрания огромных масс людей; идея − единение всех в общей молитве к Богу.

Ишан-Базар – двурядная, пятипролётная мечеть с большим купольным объёмом в центре, с купольным айваном по главному фасаду. Портал её очень незначительно выделялся по объёму и высоте на фоне купольного айвана. Архитектурно-планировочное решение мечети Ишан-Базар было пространственным и неразрывно связанным с прилегающей к ней площадью.

Мечеть сложена из применявшегося в XIX в. обожженного кирпича размерами 27×14×7 см. Купола, арки и другие криволинейные элементы выведены из квадратного кирпича (25×25×5 см).

Сооружение состояло из девяти помещений − большого молитвенного зала (зимняя мечеть) с михрабом, прилегающими к нему с севера и юга парами квадратных комнат. С михрабным залом комнаты соединены арками, широкими настолько, что возникает впечатление свободного перетекания пространства. В углах здания устроены худжры для имама и учеников. Архитектурно Ишан-Базар медресе не является. Но культовое и общественно-культурное её значение было таково, что она переросла типологические рамки, становясь центром притяжения многих людей. Мечеть была праздничной, местом поминовения усопших, выполняла функции духовной школы и народного дома и, будучи монументальным архитектурным сооружением, выступала организующим началом в жизни всей округи.

Значительно украшал мечеть развитый айван, обращённый на восток, к молящимся. Его глубоко затенённые ячейки составляли контраст с глухой гладкой поверхностью наружных стен. Над всем сооружением господствовал лапидарный объём купола, перекрывавшего главный молитвенный зал. Он покоился на конструкции из арочных и щитовидных парусов. Переход от квадратного плана к основаниям небольших сфероконических куполов в помещениях, примыкающих к михрабному залу с севера и юга, осуществлён с помощью небольших щитовидных парусов, опирающихся на стрельчатые арки по осям стен. Наиболее вероятно, что ряд стрельчатых куполов на щитовидных парусах перекрывал сквозные галереи айвана.

В западной стене главного зала устроен нарядный михраб, сама стена разбита на панно и картуши с традиционным орнаментальным мотивом вазы с распустившимся букетом. Стену завершала узкая лента гириха из синих восьмиконечных звезд, как бы разрезанных по горизонтали пополам. Над большими панно помещались меньшие с эпиграфикой. Программа эпиграфического декора включает в себя цитаты из Корана и хадисов. Некоторые из них можно было прочесть и реконструировать.

Памятник архитектуры республиканского значения. С 1982 г. охраняется государством. Объект паломничества и религиозного туризма.

Источники

Байтанаев Б.А., Ёлгин. Намазгох в Южном Казахстане (Мечеть Ишан-Базар) // Известия НАН РК: Сер. обществ. наук. – 2011. – № 3. – С. 139–151.

Камалова Г.М. Мечеть Ишан-Базар // Свод памятников истории и культуры Казахстана. – Алма-Ата: Гл. ред. «Қазақ энциклопедиясы», 1994. – Т. 1: ЮКО. – 368 с. – С. 94.

Baitanayev B.А., Yolgin Yu.А. Islamic architecture on the territory of south Kazakhstan // Oriente Moderno: Nuova serie, anno XXVI (LXXXVII). – I. ‑ 2007. Studies of Central Asia. – P. 36–52.