Карасакал, некрополь

Расположен в 61 км к юго-западу от пос. Жаркамыс (Байганинский р-н, Актюбинская обл.). На комплексе насчитывается не менее 1 000 надгробных сооружений, многие из которых (глинобитные и меловые) сохранились лишь в следах.

Подробные сведения об эпониме среди населения противоречивы. Согласно современной «восстановительной» эпитафии, им является Бактыбай Толесулы – казахский батыр из племени алим рода шекты (кабак) по прозвищу Карасакал, который, по некоторым данным, жил в 1720–1780-х гг. Захоронение Карасакала, отмеченное деревянным шестом с надписью, находится в северо-западной оконечности бейита.

Однако некоторые информаторы считают, что Карасакал был по происхождению башкир. Об этом свидетельствует айтыс Кердери Абубакира с одним «ногаем» на ярмарке в г. Темире, когда Абубакир укоряет его за то, что он не ищет могилу своего предка, который лежит в казахской земле. В этой связи интересно отметить сведения о башкирском батыре Карасакале, поднявшем в 1740 г. восстание против царизма в Башкирии и впоследствии бежавшем за Яик в казахские степи. Назвавшись братом Галдан-Церена, он и поддержавшие его казахи подверглись, однако, преследованиям со стороны последнего. Умер Карасакал, по свидетельству казака Матвея Арапова, весной 1749 г. Но точного места захоронения он не указал. Эта атрибуция памятника вызывает также сомнения в связи с приводимым М. Леваневским преданием, из которого вытекает, что кладбище «Карасакал аулие» на восточном берегу Эмбы уже существовало во второй четверти XVIII в. [Наряду с этим следует отметить, что по проблеме эпонима некрополя в настоящее время имеются и др. версии (Т. Тлеукабылулы)]. Характерно, что в эпосе о Кобланды также упоминается калмыцкий батыр Кара; Карасакал зафиксирован и в алтайском эпосе «Ал-Тойчи».

Возвращаясь к характеристике некрополя, отметим, что он делится на две части: южную (более раннюю) и северную, относящуюся к середине XIX – началу XX в. Центральная часть комплекса слабо насыщенна надгробиями. Южная половина в основном представлена оградками и оградками с кулпытасами, сложенными из камня-плитняка. Северная часть некрополя более насыщенна разнообразными (архитектурно-художественными) типами памятников. Некрополь отличается многообразием типов мавзолеев и саганатамов, среди которых встречаются великолепные образцы зодчества и камнерезного искусства. Наиболее значительным памятником комплекса является мавзолей Индибая постройки 1886–1887 гг. (1304 г. х.). Композиция мавзолея, построенного из пиленых блоков известняка, образована прямоугольным остовом и шлемовидным куполом. Поверхности памятника первоначально были богато декорированы плоскорельефным (снаружи) и контурным (в интерьере) декором с покраской орнамента. Значительную группу сооружений составляют саганатамы из опиленных блоков. Характерно, что для них здесь обнаруживаются возможные прототипы – архаичные ограды из сырцового кирпича и плитняка. Многие из них, как и саганатамы, имеют в южной стенке вход, обрамленный плитами. Очень разнообразны и многочисленны на Карасакалаулие малые формы погребально-культовой архитектуры. Судя по эпиграфике и тамговым знакам на кулпытасах, на некрополе захоранивались представители различных родов Младшего жуза: адай, табын, ожырай, кете, шекты и др. Многообразие разновременных памятников бейита Карасакал позволяет наметить основные пути генезиса погребально-культового зодчества в долине Эмбы в эпоху позднего средневековья и нового времени.

Некрополь Карасакал в летнее время посещается паломниками, в основном жителями Байганинского района Актюбинской области.

Источники

Ажигали С.Е. У берегов Прикаспийской истории – Тарих тағылымы [2-я кн. из серии «Каспий қайраңы»]. Познават. издание. – Алматы: Джулдас и компания, 2000. – 328 с. (Соавт.: Ж. Адаев).

Ажигали С.Е. Архитектура кочевников – феномен истории и культуры Евразии (памятники Арало-Каспийского региона). – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2002. – 654 с.

Ажигали С.Е. Выдающиеся памятники архитектуры Актюбинской области: Фотовыставка. Научно- информационное издание. – Алматы – Актобе, 2015. – 52 с.

Ажигали С.Е., Бекназаров Р.А. Отчет Актюбинской комплексной этноархитектурной экспедиции 2005 г. (АктКЭАЭ–2005). – Актобе – Алматы, 2010. – 90 с.

Ақтөбе облысының көрнекті халықтық сәулет өнерінің ескерткіштері / Кітап-альбом, құраст.-авт.: Р.А. Бекназаров, С.Е. Ажіғали, Г.Б. Избасарова, Қ.Қ. Рахбаев (аударма Г.К. Кушкарова). – Ақтөбе: ТОО «Litera», 2015. – 160 б. (қазақша, орысша, ағылшынша) Ақтөбе: Энциклопедия. – Ақтөбе: Отандастар- Полиграфия, 2001. – 330 б.

Тілеуқабылұлы, Төлепберген. «Қарасақал әулие қорымы» және Айнық (Қарасақал) батыр // Әлім-Сақ (ж., Қызылорда). – 2017. – № 6 (99). – 13–17-бб.__

Ақпарат
Сипаттама
Карта
Фото
Мұра атауы Карасакал, некрополь
Орналасқан жері Ақтөбе облысы, Байганинский район
Мұраның авторлары
Мұраның дереккөздері Cакральная география Казахстана: Реестр объектов природы, археологии, этнографии и культовой архитектуры / Под общей редакцией академика НАН РК Байтанаева Б.А. – Алматы: Институт археологии им. А.Х. Маргулана, 2017. – Вып. 1. – 904 с.
Мұра түрі Ансамбли и комплексы
Мұраның санаты Памятники истории и культуры республиканского значения
Мұра типі Некрополь

Расположен в 61 км к юго-западу от пос. Жаркамыс (Байганинский р-н, Актюбинская обл.). На комплексе насчитывается не менее 1 000 надгробных сооружений, многие из которых (глинобитные и меловые) сохранились лишь в следах.

Подробные сведения об эпониме среди населения противоречивы. Согласно современной «восстановительной» эпитафии, им является Бактыбай Толесулы – казахский батыр из племени алим рода шекты (кабак) по прозвищу Карасакал, который, по некоторым данным, жил в 1720–1780-х гг. Захоронение Карасакала, отмеченное деревянным шестом с надписью, находится в северо-западной оконечности бейита.

Однако некоторые информаторы считают, что Карасакал был по происхождению башкир. Об этом свидетельствует айтыс Кердери Абубакира с одним «ногаем» на ярмарке в г. Темире, когда Абубакир укоряет его за то, что он не ищет могилу своего предка, который лежит в казахской земле. В этой связи интересно отметить сведения о башкирском батыре Карасакале, поднявшем в 1740 г. восстание против царизма в Башкирии и впоследствии бежавшем за Яик в казахские степи. Назвавшись братом Галдан-Церена, он и поддержавшие его казахи подверглись, однако, преследованиям со стороны последнего. Умер Карасакал, по свидетельству казака Матвея Арапова, весной 1749 г. Но точного места захоронения он не указал. Эта атрибуция памятника вызывает также сомнения в связи с приводимым М. Леваневским преданием, из которого вытекает, что кладбище «Карасакал аулие» на восточном берегу Эмбы уже существовало во второй четверти XVIII в. [Наряду с этим следует отметить, что по проблеме эпонима некрополя в настоящее время имеются и др. версии (Т. Тлеукабылулы)]. Характерно, что в эпосе о Кобланды также упоминается калмыцкий батыр Кара; Карасакал зафиксирован и в алтайском эпосе «Ал-Тойчи».

Возвращаясь к характеристике некрополя, отметим, что он делится на две части: южную (более раннюю) и северную, относящуюся к середине XIX – началу XX в. Центральная часть комплекса слабо насыщенна надгробиями. Южная половина в основном представлена оградками и оградками с кулпытасами, сложенными из камня-плитняка. Северная часть некрополя более насыщенна разнообразными (архитектурно-художественными) типами памятников. Некрополь отличается многообразием типов мавзолеев и саганатамов, среди которых встречаются великолепные образцы зодчества и камнерезного искусства. Наиболее значительным памятником комплекса является мавзолей Индибая постройки 1886–1887 гг. (1304 г. х.). Композиция мавзолея, построенного из пиленых блоков известняка, образована прямоугольным остовом и шлемовидным куполом. Поверхности памятника первоначально были богато декорированы плоскорельефным (снаружи) и контурным (в интерьере) декором с покраской орнамента. Значительную группу сооружений составляют саганатамы из опиленных блоков. Характерно, что для них здесь обнаруживаются возможные прототипы – архаичные ограды из сырцового кирпича и плитняка. Многие из них, как и саганатамы, имеют в южной стенке вход, обрамленный плитами. Очень разнообразны и многочисленны на Карасакалаулие малые формы погребально-культовой архитектуры. Судя по эпиграфике и тамговым знакам на кулпытасах, на некрополе захоранивались представители различных родов Младшего жуза: адай, табын, ожырай, кете, шекты и др. Многообразие разновременных памятников бейита Карасакал позволяет наметить основные пути генезиса погребально-культового зодчества в долине Эмбы в эпоху позднего средневековья и нового времени.

Некрополь Карасакал в летнее время посещается паломниками, в основном жителями Байганинского района Актюбинской области.

Источники

Ажигали С.Е. У берегов Прикаспийской истории – Тарих тағылымы [2-я кн. из серии «Каспий қайраңы»]. Познават. издание. – Алматы: Джулдас и компания, 2000. – 328 с. (Соавт.: Ж. Адаев).

Ажигали С.Е. Архитектура кочевников – феномен истории и культуры Евразии (памятники Арало-Каспийского региона). – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2002. – 654 с.

Ажигали С.Е. Выдающиеся памятники архитектуры Актюбинской области: Фотовыставка. Научно- информационное издание. – Алматы – Актобе, 2015. – 52 с.

Ажигали С.Е., Бекназаров Р.А. Отчет Актюбинской комплексной этноархитектурной экспедиции 2005 г. (АктКЭАЭ–2005). – Актобе – Алматы, 2010. – 90 с.

Ақтөбе облысының көрнекті халықтық сәулет өнерінің ескерткіштері / Кітап-альбом, құраст.-авт.: Р.А. Бекназаров, С.Е. Ажіғали, Г.Б. Избасарова, Қ.Қ. Рахбаев (аударма Г.К. Кушкарова). – Ақтөбе: ТОО «Litera», 2015. – 160 б. (қазақша, орысша, ағылшынша) Ақтөбе: Энциклопедия. – Ақтөбе: Отандастар- Полиграфия, 2001. – 330 б.

Тілеуқабылұлы, Төлепберген. «Қарасақал әулие қорымы» және Айнық (Қарасақал) батыр // Әлім-Сақ (ж., Қызылорда). – 2017. – № 6 (99). – 13–17-бб.__