Бухар жырау, мавзолей.

Мавзолей Бухар жырау расположен у подножия горы Далба в 25 км к северу от села Шалкар (Бухар- Жырауский р-н, Карагандинская обл.).

Бухар Калкаманулы (1693–1787 гг., по другим данным 1668–1781 гг.) – известный жырау. Родился и вырос у подножия г. Далба (ныне Баянаульский р-н, Павлодарская обл.). Бухар происходит из племени аргын Среднего жуза, а его предки относились к знатным старшинам и родоначальникам. Отец Калкаман также был известен как храбрый батыр. Имя получил по местности, где родился (территория современного Узбекистана). В народе Бухар жырау называли «Комекей аулие» («Святая гортань»). Бухар жырау стал влиятельным бием, абызом, советником при ханах Тауке и Абылай. Бухар жырау принимал участие в составлении свода законов Тауке хана «Жеты жаргы» («Семь уложений»), а также в решении государственных дел. Жырау были не только жыршы, они являлись защитниками рядовых кочевников. Бухар жырау выделялся правдивостью, искренностью. Ведь издавна к слову жырау внимательно прислушивались в народе, с ними советовались по важнейшим вопросам жизни народа. Порой их почитали больше, чем самих ханов, т.к. жырау, обладавшие даром ясновидения и пророчества, слыли самыми мудрыми, вещими среди соплеменников, обладая знаниями, недоступными прочим смертным.

Бухар жырау принадлежит видное место в истории казахской литературы. Он создал много песен-размышлений, выражавших идею сохранения и упрочения независимости. Одна из стержневых тем сочинений Бухар жырау – любовь к Родине, патриотизм. В своих стихах он воспевал хана Абылая как прогрессивного государственного деятеля. Оба они мечтали об объединении многочисленных казахских племен в единое сильное государство. Мы видим во многих толгау поэта, главного идеолога Казахского ханства, посвященных Абылай хану, искренние гражданские чувства, глубокую любовь к Родине и скорбь за ее судьбу в годы тяжелых испытаний. Будучи человеком гордого и независимого нрава, он, как советник хана, стремился активно влиять на политику Абылая, смело высказывая свои мысли. Содержание строк раскрывает деятельность хана Абылая, который, по словам жырау, стал властителем на золотом троне, объединив три жуза. Он помогал сиротам и вдовам, не причиняя никому вреда, правил справедливо и мудро.

...Хан Абылай атандың,

Дүниеден шықпай еш мінің,

Алтын тақтың үстінде

Үш жүздің басын құрадың,

Жетім менен жесірге

Ешбір жаман қылмадың.

Әділдікпен жүрдің сен,

Әдепті іске кірдің сен...

В поэме «Сабалак» Бухар жырау описал торжество провозглашения Абылая ханом. Бухар увидел предназначение, миссию Абылай хана. Высок был общественно-политический престиж Бухар жырау. Он повсюду сопутствовал Абылаю, побывал во всех сопредельных регионах, граничащих с казахскими жузами. Расцвету его творчества способствовало хорошее знание языков различных групп тюркских народов, а также арабского, персидского, ойратского (жонгарского), китайского. Абылай ценил в жырау не только ораторское красноречие и хорошее знание «обычного права», но и дипломатические способности, почтительное уважение к нему народа.

Одна из стержневых тем сочинений Бухар жырау – любовь к Родине, патриотизм. Бухар жырау был признан лучшим певцом не только «белой», но и «черной кости». Он прославил Богенбая, Кабанбая, Жаныбека, Олжабая и других батыров в ярких исторических эпосах. В них отразилась героическая борьба казахов против жонгарских завоевателей. Богенбай батыр, предводитель в борьбе с жонгарами, почитал за честь свою дружбу с Бухар жырау. Бухар не был простым, пусть и высокоталантливым, регистратором событий. Он интерпретировал, анализировал, обобщал их. Главной идеей великого жырау всегда оставалась идея объединения народа. Именно благодаря ему, внушал вещий певец, одерживали казахи в прошлом, одерживают ныне и будут одерживать в будущем свои победы. Он мечтал о независимом и сильном казахском государстве.

Его стихи содержат философские рассуждения о сущности жизни. Философское осмысление жизни, стремление к познанию Бухар жырау нашли отражение в его творчестве. Тысячелетняя культура, история и философия кочевника наложили отпечаток на темы толгау, поднимавшие актуальные вопросы морального, этического характера.

Известный казахский мыслитель, историк, этнограф, собиратель устного народного творчества Машхур-Жусуп Копейулы записал собранные произведения Бухар жырау, объединил их и передал рукописному фонду. Он нашел могилу жырау, первым установил знак над надгробием. В 1993 г. был торжественно отмечен 325-летний юбилей со дня рождения Бухар жырау, на месте захоронения возведен мавзолей, автором которого является архитектор А. Сауменов. Высота мавзолея достигает 12 м. Основание – в виде равностороннего треугольника, на котором возвышаются три пирамиды. Они символизируют три казахских жуза (Старший, Средний и Младший). Главную пирамиду венчает золотой полумесяц – символ исламской религии, украшающий многие мавзолеи Казахстана. Сам мавзолей напоминает мужской головной убор. Изнутри и снаружи он облицован белым мрамором.

Труды народного мудреца лишь сейчас стали предметом фундаментальных исследований. Наследие великого жырау невозможно всесторонне оценить, ибо многое распылено по архивным фондам. Материал, доступный широкому кругу читалей, – всего лишь крупицы сочинений поэта. В настоящее время в арсенале специалистов кроме разрозненных данных есть тексты 36 толгау, обнаруженные историком Мухтарханом Оразбайулы в Пекине во дворце Хуаншиш, в хранилище Маньчжурского королевства. Они были впервые опубликованы литературоведом А. Сейдимбековым в газете «Ана тiлi» в 1990 г. Данный материал представляет уникальную возможность прикоснуться к частице литературного наследия замечательного человека, феноменального жырау, которому отдавали дань уважения и почитания такие авторитеты, как Ч.Ч. Валиханов, Г.Н. Потанин и наш современник М.-Ж. Копейулы. Сбережению во времени поэтических толгау, преданий и афоризмов акына-сказителя способствовали Мухтар Ауэзов и Сакен Сейфуллин.

В настоящее время мавзолей Бухар жырау –сакральное место, связанное с исторической личностью.

Объект является архитектурным памятником местного значения.

Источники

Қуанғанов Ш.Т. Бұхаржырау және оның заманы. – Алматы: Республикалық «Мұрагер» қоғамы, «Ғылым» баспасы, 1992. – 48 б.

Магауин М. Поэты пяти веков: казахская поэзия XV – начала XX веков. ‑ Алма-Ата: Жазушы, 1993. – 331 с.

От Алтая до Каспия. Атлас памятников и достопримечательностей природы, истории и культуры Казахстана. Ред. колл. И.В. Ерофеева, Б.Т. Жанаев и др. – Алматы: изд-во: Издательская группа ТОО «FOND DESICN», 2011. – Т. 1. – 584 с.

Төреқұл Н. Великие ораторы степей. – Алматы: Қазақстан, 2006. – 592 с.

Ақпарат
Сипаттама
Карта
Фото
Мұра атауы Бухар жырау, мавзолей.
Орналасқан жері Карагандинская область, Бухар-Жырауский район
Мұраның дереккөздері Cакральная география Казахстана: Реестр объектов природы, археологии, этнографии и культовой архитектуры / Под общей редакцией академика НАН РК Байтанаева Б.А. – Алматы: Институт археологии им. А.Х. Маргулана, 2017. – Вып. 1. – 904 с.
Мұра түрі Сооружения монументального искусства
Мұра типі Мавзолей

Мавзолей Бухар жырау расположен у подножия горы Далба в 25 км к северу от села Шалкар (Бухар- Жырауский р-н, Карагандинская обл.).

Бухар Калкаманулы (1693–1787 гг., по другим данным 1668–1781 гг.) – известный жырау. Родился и вырос у подножия г. Далба (ныне Баянаульский р-н, Павлодарская обл.). Бухар происходит из племени аргын Среднего жуза, а его предки относились к знатным старшинам и родоначальникам. Отец Калкаман также был известен как храбрый батыр. Имя получил по местности, где родился (территория современного Узбекистана). В народе Бухар жырау называли «Комекей аулие» («Святая гортань»). Бухар жырау стал влиятельным бием, абызом, советником при ханах Тауке и Абылай. Бухар жырау принимал участие в составлении свода законов Тауке хана «Жеты жаргы» («Семь уложений»), а также в решении государственных дел. Жырау были не только жыршы, они являлись защитниками рядовых кочевников. Бухар жырау выделялся правдивостью, искренностью. Ведь издавна к слову жырау внимательно прислушивались в народе, с ними советовались по важнейшим вопросам жизни народа. Порой их почитали больше, чем самих ханов, т.к. жырау, обладавшие даром ясновидения и пророчества, слыли самыми мудрыми, вещими среди соплеменников, обладая знаниями, недоступными прочим смертным.

Бухар жырау принадлежит видное место в истории казахской литературы. Он создал много песен-размышлений, выражавших идею сохранения и упрочения независимости. Одна из стержневых тем сочинений Бухар жырау – любовь к Родине, патриотизм. В своих стихах он воспевал хана Абылая как прогрессивного государственного деятеля. Оба они мечтали об объединении многочисленных казахских племен в единое сильное государство. Мы видим во многих толгау поэта, главного идеолога Казахского ханства, посвященных Абылай хану, искренние гражданские чувства, глубокую любовь к Родине и скорбь за ее судьбу в годы тяжелых испытаний. Будучи человеком гордого и независимого нрава, он, как советник хана, стремился активно влиять на политику Абылая, смело высказывая свои мысли. Содержание строк раскрывает деятельность хана Абылая, который, по словам жырау, стал властителем на золотом троне, объединив три жуза. Он помогал сиротам и вдовам, не причиняя никому вреда, правил справедливо и мудро.

...Хан Абылай атандың,

Дүниеден шықпай еш мінің,

Алтын тақтың үстінде

Үш жүздің басын құрадың,

Жетім менен жесірге

Ешбір жаман қылмадың.

Әділдікпен жүрдің сен,

Әдепті іске кірдің сен...

В поэме «Сабалак» Бухар жырау описал торжество провозглашения Абылая ханом. Бухар увидел предназначение, миссию Абылай хана. Высок был общественно-политический престиж Бухар жырау. Он повсюду сопутствовал Абылаю, побывал во всех сопредельных регионах, граничащих с казахскими жузами. Расцвету его творчества способствовало хорошее знание языков различных групп тюркских народов, а также арабского, персидского, ойратского (жонгарского), китайского. Абылай ценил в жырау не только ораторское красноречие и хорошее знание «обычного права», но и дипломатические способности, почтительное уважение к нему народа.

Одна из стержневых тем сочинений Бухар жырау – любовь к Родине, патриотизм. Бухар жырау был признан лучшим певцом не только «белой», но и «черной кости». Он прославил Богенбая, Кабанбая, Жаныбека, Олжабая и других батыров в ярких исторических эпосах. В них отразилась героическая борьба казахов против жонгарских завоевателей. Богенбай батыр, предводитель в борьбе с жонгарами, почитал за честь свою дружбу с Бухар жырау. Бухар не был простым, пусть и высокоталантливым, регистратором событий. Он интерпретировал, анализировал, обобщал их. Главной идеей великого жырау всегда оставалась идея объединения народа. Именно благодаря ему, внушал вещий певец, одерживали казахи в прошлом, одерживают ныне и будут одерживать в будущем свои победы. Он мечтал о независимом и сильном казахском государстве.

Его стихи содержат философские рассуждения о сущности жизни. Философское осмысление жизни, стремление к познанию Бухар жырау нашли отражение в его творчестве. Тысячелетняя культура, история и философия кочевника наложили отпечаток на темы толгау, поднимавшие актуальные вопросы морального, этического характера.

Известный казахский мыслитель, историк, этнограф, собиратель устного народного творчества Машхур-Жусуп Копейулы записал собранные произведения Бухар жырау, объединил их и передал рукописному фонду. Он нашел могилу жырау, первым установил знак над надгробием. В 1993 г. был торжественно отмечен 325-летний юбилей со дня рождения Бухар жырау, на месте захоронения возведен мавзолей, автором которого является архитектор А. Сауменов. Высота мавзолея достигает 12 м. Основание – в виде равностороннего треугольника, на котором возвышаются три пирамиды. Они символизируют три казахских жуза (Старший, Средний и Младший). Главную пирамиду венчает золотой полумесяц – символ исламской религии, украшающий многие мавзолеи Казахстана. Сам мавзолей напоминает мужской головной убор. Изнутри и снаружи он облицован белым мрамором.

Труды народного мудреца лишь сейчас стали предметом фундаментальных исследований. Наследие великого жырау невозможно всесторонне оценить, ибо многое распылено по архивным фондам. Материал, доступный широкому кругу читалей, – всего лишь крупицы сочинений поэта. В настоящее время в арсенале специалистов кроме разрозненных данных есть тексты 36 толгау, обнаруженные историком Мухтарханом Оразбайулы в Пекине во дворце Хуаншиш, в хранилище Маньчжурского королевства. Они были впервые опубликованы литературоведом А. Сейдимбековым в газете «Ана тiлi» в 1990 г. Данный материал представляет уникальную возможность прикоснуться к частице литературного наследия замечательного человека, феноменального жырау, которому отдавали дань уважения и почитания такие авторитеты, как Ч.Ч. Валиханов, Г.Н. Потанин и наш современник М.-Ж. Копейулы. Сбережению во времени поэтических толгау, преданий и афоризмов акына-сказителя способствовали Мухтар Ауэзов и Сакен Сейфуллин.

В настоящее время мавзолей Бухар жырау –сакральное место, связанное с исторической личностью.

Объект является архитектурным памятником местного значения.

Источники

Қуанғанов Ш.Т. Бұхаржырау және оның заманы. – Алматы: Республикалық «Мұрагер» қоғамы, «Ғылым» баспасы, 1992. – 48 б.

Магауин М. Поэты пяти веков: казахская поэзия XV – начала XX веков. ‑ Алма-Ата: Жазушы, 1993. – 331 с.

От Алтая до Каспия. Атлас памятников и достопримечательностей природы, истории и культуры Казахстана. Ред. колл. И.В. Ерофеева, Б.Т. Жанаев и др. – Алматы: изд-во: Издательская группа ТОО «FOND DESICN», 2011. – Т. 1. – 584 с.

Төреқұл Н. Великие ораторы степей. – Алматы: Қазақстан, 2006. – 592 с.