Домалак ана, мавзолей
Согласно материалам шежире, Домалак ана являлась женой прославленного батыра Байдибека Карашаулы, прародительницей казахских родов жетысу – албан, дулат и суан. Русский исследователь-востоковед и этнограф Н.А. Аристов на основании сведений, полученных им в 1876 г. от Диканбай батыра, бия рода ботпай Старшего жуза, указывает, что у Байдибека было три жены. «От старшей жены Сарыбайбиче сын Сары-уйсун, от второй жены, по имени Зериб, сын Джолмамбет, … от третьей жены Байдибека, по имени Дамалак, был сын Джаркычак, а у него сыновья Абдан, Дулат, Суан». Еще ранее, в записях Ч.Ч. Валиханова, датируемых академиком А.Х. Маргуланом 1835–1855 гг., ее имя записано как Томалак аулие, а сына зовут Джаркчак (по другим данным – Джорыкчи). Один из более поздних исследователей казахских народных преданий о Байдибек-баба и Домалак ана Д. Дуйсенбаев пишет, что при жизни ее звали Нурила и она является внучкой известного в Туркестане Мактым Агзам кажы, потомка Ходжи Ахмеда Ясави. Отцом Нурилы был бесстрашный батыр Али Сылан.
Нурила Али Сыланкызы родилась в 1378 году в г. Туркестане. По завету своего деда Мактым Агзам кажы Нурила в 19 лет вышла замуж (1397 г.) за Байдибека. По народному преданию, именем «Дихнат мама» ее наделил Кара Хайдар, туркмен по происхождению. «Дихнат мама» в переводе с персидского языка означает «Святая мать». Впоследствии это имя трансформировалось в «Домалак-ана» (букв. – «круглая мать»). Бытует мнение, что в народе ее так прозвали из-за маленького роста. Благодаря своим незаурядным личностнымкачествам, Домалак ана очень рано обрела широкую известность в народе. Она обладала проницательным умом и особым даром пророчества, не раз своими мудрыми решениями добивалась примирения между враждующими сторонами. По преданиям, вся жизнь Домалак ана является олицетворением женской мудрости и материнской любви, примером того, как нужно строить семейное счастье.
Согласно устной истории, после смерти Домалак ана ее внук, второй сын Джорыкчи – Дулат, пригласил из Бухары мастера Абдуллу Шери и возвел над ее могилой четырехстенный мавзолей с куполом (1456 г.). Мавзолей Домалак ана несколько раз разрушался и восстанавливался. В начале XX в. на месте прежнего разрушенного сооружения был выстроен новый мавзолей. Небольшое по размерам сооружение напоминало по форме ротонду – цилиндрический объем, декорированный по фасаду шестью неглубокими нишами. В южной нише мавзолея имелся входной проем. Наверху трехступенчатый карниз завершался невысоким куполом. В «Своде памятников…», изданном в 1994 г., опубликованы черно-белое фото и план мавзолея в поперечном разрезе. Памятник реставрировался в 1957 г., однако простоял недолго. В 1996 г. было возведено новое здание мавзолея из белого камня, специально доставленного из Мангыстау. Архитектор С. Токтамыс, не отказываясь от основных составляющих классической среднеазиатской культовой архитектуры (портал, круглый купол и минареты), в основу вновь созданного здания взял элементы казахской степной архаики. Каждый отдельный фрагмент новой конструкции в целом придает особую оригинальность зданию. Крупные декоративные элементы мавзолея, размещенные по всему фасаду, напоминают по форме женские украшения, серьги и подвески, которые, как говорят в народе, очень любила жена прославленного батыра Байдибек-баба. Здание высотой 12 м завершает восьмиманжетный купол. Перед входом в мавзолей установлены два минарета.
Мавзолей Домалак ана как уникальный сакральный объект сохранился до сегодняшних дней в исторической памяти казахского народа. Памятник находится в списке памятников истории и культуры местного значения. Объект паломничества и религиозного туризма.
Источники
Аристов Н.А. Опыт выяснения этнического состава киргиз-казаков Большой Орды каракиргизов на основании родословных сказаний и сведений о существующих родовых делениях и о родовых тамгах, а также исторических данных и начинающихся антропологических исследований. – СПб.: тип. С.Н. Худекова, 1895. – 96 с. – С. 4.
Байтанаев Б.А., Ёлгин Ю.А. Культовая архитектура Южного Казахстана: Архитектурно-археологическое исследование памятников позднего ислама. – Алматы: Институт археологии им. А.Х. Маргулана, 2013. – 302 с. – С. 138.
Валиханов Ч.Ч. Предания и легенды Большой киргиз-кайсацкой Орды // Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах / Отв. ред. академик А.Х. Маргулан. – Алма-Ата: Гл. ред. Казахской советской энциклопедии, 1961. – Т. 1. – 777 с. – С. 107–111, 539.
Дүйсенбаев Д. Домалақ-ана (тарихи-деректі етелік). – Алматы, 1991. – 72 с. – С. 19–30.
Мазар Домалак-ана // Свод памятников истории и культуры Казахстана. – Алма-Ата: Қазақ энциклопедиясы, 1994. – Т. 1: ЮКО. – 367 с. – С. 75.