Арыстан Баб, мавзолей-мечеть

Мавзолей-мечеть Арыстан Баб имеет историографическую традицию, разделяющуюся на дореволюционный (И.Т. Пославский, А. Черкасов, И. Аристов, А. Кларе, А.А. Калинн, А.А. Диваев, К.Г. Залеман, И.А. Кастанье и др.), советский (В.В. Бартольд, А.А. Семёнов, М.Е. Массон, В.В. Константинова, М.М. Мендикулов, К.А. Акишев, В.Л. Воронина, О. Досжанов, М. Сембин, Г.А. Исабаев, Б.Т. Туякбаева, Г.М. Камалова, Ю.А. Ёлгин, М.Б. Ходжаев (Кожа), Р.М. Мустафина, и др.) и постсоветский (М.Б. Кожа, Ю.А. Ёлгин, А.К. Муминов, С.Ш. Акымбек, Н. Нуртазина и др.) этапы. Определённый вклад в агиографию Арыстан Баба внесли зарубежные исламоведы (М.Ф. Кёпрюлю, Дж. С. Тримингэм, Девин ДиУис и др.).

Арыстан Баб прошёл длительную и сложную эволюцию. Представить её можно в таком виде: первое здание сооружено в XII в.; оно разрушается и в XIV в. по приказу Тимура сооружается другой мавзолей. Ещё раз здание полностью восстанавливается в 1860–1870-х гг. – восточный блок гурханы; затем следует перестройка 1909 г. Называли ещё одно звено в этой цепи – XVIII в. Последняя крупная перестройка относится к 1971 году.

Памятник широкоизвестен и почитаем благодаря популярности Арыстан Баба (Арслан Баба) – учителя и духовного наставника Ходжи Ахмеда Ясави, а также близости к городищу Отрар. Предварительное посещение мавзолея Арыстан Баб – один из обязательных этапов в совершении паломничества (зийара) к мавзолею Ходжи Ахмеда Ясави.

Культ Арыстан Баба – это порождение синтеза арабо-тюрко-иранских мифологических представлений, адаптированных в легендах и преданиях отрарско-туркестанского историко- культурного района. В итоге Арыстан Баб становится непременным персонажем народногоислама у казахов Южного Казахстана. Сакральная история памятника складывается на основе этих легенд и преданий. У их истоков – древний культ природных сил (ветер Арыстанды) и водных объектов (речка и канал, носящих имя Арыстан-су, Арыстан-арик и т.п.). Исламизация культа привела к сложению агиографии Арыстан Баба. Она включает в себя черты южноаравийских преданий о кораническом народе адиты, герои которого обладали огромным ростом и жили сотни лет (по легенде, записанной А. Черкасовым, Арыстан Баб жил 300 или даже 600 лет, был батыром, а также садовником и научил Пророка разводить сады). Дальнейшее развитие культа Арыстан Баба относит его к потомкам имама кайсанитов Мухаммада ибн ал-Ханафии (ум. 700 г.). К его имени добавляется кайсанитошиитский титул баб («ворота»). На этапе хадисведов в X–XI вв. он превращается в 340-летнего сподвижника Пророка Мухаммеда – Абу Джаффара Мухаммада ибн Настура ар-Руми. По сведениям Абу Хафса ан-Насафи (ум. в 1142 г.), в Фарабе он непосредственно от Пророка передавал 14 хадисов. На суфийском этапе формирования культа Арыстан Баба он трансформируется в другого сподвижника Пророка – Салмана ал-Фарси (ум. 637 г.), долгожителя, получившего наказ от Пророка передать его наследие в форме финика (нахла, хурма) в качестве знака духовного знания и благословения Пророка Ходже Ахмеду Ясави. В родословной туркестанских ходжей он – его старший современник, ближайший родственник (дядя со стороны отца). Предание также повествует о его жизни и деятельности в окрестностях Фараба (Отрара), где он становится духовным главой мубайидитов. Когда Ходже Ахмеду Ясави исполнилось 23 года, как говорится в одном из списков его «Диван-и Хикмат», Арыстан Баб умер и был захоронен в местности Кабут-Йарик в окрестностях Отрара.

Арыстан Баб часто называют комплексом, хотя архитектурно он таковым не является. Комплексом его можно считать с точки зрения функциональности. Его основные части связаны с ритуалом поклонения и поминовения почитаемого святого. Здание (основные размеры 35×12 м, высота 12 м, выстроено из жжёного кирпича на алебастровом растворе), вытянуто по фасаду. Состоит из двухкамерной усыпальницы (гурханы), помещения которой, квадратные в плане, расположены анфиладно по оси восток-запад. В первом из них установлено гипертрофированное надгробие Арыстан баба, во втором – меньшие надгробия его учеников и последователей: Хермет-Азыра, Карга Баба, Лашын Баба. Оба помещения перекрыты одинаковыми по размерам и форме сфероконическими куполами. Первоначально вход в усы пальницу был оформлен в виде айвана с двумя деревянными резными колоннами, сохранив шимися от постройки XIV–XV вв. Это здание разрушилось и в 1860–1870-х гг. было отстроено заново. Древние колонны, стоявшие на айване, перенесли внутрь пристроенной в 1909 г. к мавзолею мечети. Мечеть имеет в плане подквадратную форму, состоит из просторного молитвенного зала и двух служебных помещений по сторонам от входа в восточной части. Роль связующего звена берёт на себя высокий протяжённый коридор, перекрытый стрельчатым сводом. На фасаде он выделен стрельчатой ар кой с контрфорсами. Портальное помещение играет роль своеобразного вестибюля – из него открываются входы в усыпальницу и мечеть.

Башни-гульдаста, традиционно называемые минаретами, фланкируют северный, главный фасад.

Левый минарет на углу гурханы с глухим фонарём никогда не служил по назначению. В правый минарет на северо-западном углу мечети снаружи ведут деревянные ступени. Он имеет открытый фонарь и выход на кровлю.

В композиции плана читаются три основные оси: 1) ось сводчатого коридора; 2) перпендикулярная ей продольная ось гурханы, которая делит коридор пополам; 3) ось главного входа в мечеть, ведущего из коридора, также перпендикулярная его оси, но сдвинутая к югу относительно продольной оси гурханы.

Конструктивная схема перехода от квадратных в плане помещений гурханы к основаниям куполов – традиционный ярус арочных парусов (тромпов) с промежуточными щитовидными парусами. В стенах обоих помещений гурханы устроены арки коробового построения. Арочки парусов имеют полуциркульную форму (влияние русско-европейской архитектуры).

Мечеть в 1971 г. была снесена и выстроена заново. Стены по периметру фундамента восстановлены из жжёного кирпича. При этом апсидальный выступ михрабной ниши в западной стене, бывший гранёным, приобрёл полукруглое очертание. Главный фасад, изначально выведенный из жжёного кирпича, не затронут этой перестройкой. Перекрытие молитвенного зала мечети балочное, деревянное, с дощатым куполом в центре, опирающимся на три пары деревянных резных, расширяющихся кверху колонн.

Главный фасад представляется завершающим этапом в сооружении памятника, возможно объединившим архитектурно в 1911 г. построенную в 1860−1870-х гг. гурхану и мечеть 1909 г. Он состоит из собственно фасадной стены, фланкирующих её минаретов и горизонтального фриза. Центром композиции является портальный вход, отличающийся лёгкостью форм и декоративностью деталей. Симметрию фасада нарушают два купола над гурханой. Композиция в целом оригинальна и выразительна. Смелость заключается в свободном, не ограниченном законами ордерной архитектуры использовании самых разных художественных единиц − от мусульманского минарета до древнерусского килевидного кокошника. Выразительность обеспечена упорядоченным размещением этих элементов, осмыслением их роли в композиции фасада. Крупные архи

тектурные элементы и мелкие декоративные детали на главном фасаде выполнены в технике фактурной кирпичной кладки. Портальная арка обрамляет весь торец сводчатого коридора на главном фасаде. Её гигантское зияние смягчается обильным кирпичным декором, а дверной и оконные проёмы на главном фасаде выглядят незначительными и случайными. Архивольт арки (точнее, её щеки) декорирован в виде прямоугольных «брусков», выложенных из трёх кирпичей, поставленных на ребро. Эти «русты» расположены вертикально. Между ними сделан зазор примерно в два кирпича, что создаёт дополнительную игру светотени. Оригинальные декоративные башенки находятся на уровне пят арки. Они визуально ограничивают динамично напряжённую арку. Решены в духе местной архитектурной традиции − в виде декоративных башенок-гульдаста, завершённых полукруглыми куполками. Их тонкие стволы разработаны узкими неглубокими нишами, выложенными мелким фасоннымкирпичом. Такими же кирпичиками выполнены их нарядные карнизы. Карниз из подобных «сухариков» отделяет башенки от их гранёных баз. Эти своеобразные «пинакли» водружены на контрфорсы, обрамляющие арочный проём. Контрфорсы – это вертикальные рёбра, призванные усиливать несущую стену, принимая на себя горизонтальный распор. Они имеют непрерывно наклонную поверхность. Лицевая поверхность контрфорсов обработана в виде плоских прямоугольных вертикальных ниш с круглой розеткой в центре.

Ренессансное происхождение (первоначально это фронтоны церквей) имеет архитектурный элемент, водружённый над портальной аркой. Он формирует причудливый и неповторимый силуэт портала, обозначает вертикаль, которая не позволила ему проигрывать рядом с повышенными куполами и выразительными в своей простоте минаретами. Эта декоративная стенка над аркой содержит ордерные элементы, нивелированные кирпичной кладкой. Фронтон имеет нетреугольное, полуциркульное или лучковое завершение, а килевидное. Данная деталь заимствована из «русского» стиля.

Членение фасада по горизонтали подчёркнуто фризом, сплошной полосой окаймляющим верх фасадной стены. Он состоит из простых, но выразительных элементов − филёнок. Они представляют собой заглубленные относительно поверхности стены горизонтально расположенные прямоугольники, внутри которых помещены рельефные, меньшие по размеру прямоугольники с закруглёнными внутрь угла ми. От стены фриз отделён карнизом из «сухариков», выложенных мелким кирпичом.

Сохранилась строительная надпись в одном из картушей декора, содержащая дату –1327 г.х. (1909 г.) и автограф –«Уста (мастер) Калмырза бен Мусапир Туркистани».

Памятник архитектуры республиканского значения. С 1982 г. находится под охраной государства. Объект паломничества и религиозного туризма. Является ядром религиозного и этнографического комплекса площадью ок. 17 га, включающего различные службы для приёма посетителей.

Источники

Акымбек С.Ш. Мавзолей Арыстанбаб в свете новых данных // Известия НАН РК. Сер. обществ. наук. − 2009. – № 1. – С. 87–92.

Аш. М. АрсланБаб // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. – М.: Восточная литер. РАН, 2001. – С. 40–41.

Байтанаев Б.А., Ёлгин Ю.А. Культовая архитектура Южного Казахстана: Архитектурно-археологические исследования памятников позднего ислама. – Алматы, 2013. – 302 с.

Воронина В.Л. Колонны из Отрара // Древности Казахстана. – Алма-Ата: Наука, 1975. – С. 70–75.

Достанов О. «Әулиелі» дерлер туралы шындық. – Алматы: Қазақстан, 1967. – 80 б.

Ёлгин Ю.А. Об архитектуре мавзолея-мечети Арыстанбаб // Известия НАН РК. Сер. обществ. и гуманит. наук. – 2012. – № 3. – С. 147–162.

Исабаев Г.А. Трансформация «кирпичного» стиля и модерна в некоторых памятниках мемориально- культового зодчества Южного Казахстана // Известия АН КазССР. Сер. обществ. наук. – 1990. – № 4. – С. 40–45.

Камалова Г.М., Туякбаева Б.Т. Мавзолей Арыстанбаб // Свод памятников истории и культуры Казахстана. – Алма-Ата: Гл. ред. «Казак энциклопедиясы», 1994. – Т. 1: ЮКО. – 368 с. ‑ С. 133.

Кастанье И.А. Древности Киргизской степи и Оренбургского края. – Оренбург: Т-во Каримов, Хусаинов и К, 1910. – 327 с. (ТОУАК, вып. XXII).

Кожа М.Б., Акымбек С.Ш. Мазолей-мечеть Арыстанбаба // Свод памятников истории и культуры Южно- Казахстанской области: Отрарский район. – Алматы: Баур, 2007. – 424 с. – С. 319–323.

Қожаев М. Арыстанбаб және оның кесенесі. – Шымкент: Жібек жолы, 1996 – 49 б.

Константинова В.В. Некоторые архитектурные памятники по среднему течению реки Сыр-Дарьи // Известия АН КазССР. Сер. архитект. – 1950. – № 80. – Вып. 2. – С. 19–40.

Массон М.Е. Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави. − Ташкент: Типолит. № 2 Узполиграфтреста, 1930. – 22 с.

Мустафина Р.М. Представления, культы, обряды у казахов. – Алма-Ата: Казак университетi, 1992. – 176 с.

Пославский И.Т. Развалины города Отрара // ПТКЛА. – 1898. – [Вып.] III. – С. 236–238.

Сембин М. Арыстан бап // Білім және еңбек. – 1987. – № 2. – 41–43 б.

Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. – М.: Наука, ГРВЛ, 1989. – 326 с.

Черкасов А. Поездка на развалины Отрара // ПТКЛА. – 1905. – [Вып.] VIII. – С. 71–72..

XII – начало ХХ в. Находится в 1 км к северу от с. Когам (Отрарский р-н, ЮКО).

Мавзолей-мечеть Арыстан Баб имеет историографическую традицию, разделяющуюся на дореволюционный (И.Т. Пославский, А. Черкасов, И. Аристов, А. Кларе, А.А. Калинн, А.А. Диваев, К.Г. Залеман, И.А. Кастанье и др.), советский (В.В. Бартольд, А.А. Семёнов, М.Е. Массон, В.В. Константинова, М.М. Мендикулов, К.А. Акишев, В.Л. Воронина, О. Досжанов, М. Сембин, Г.А. Исабаев, Б.Т. Туякбаева, Г.М. Камалова, Ю.А. Ёлгин, М.Б. Ходжаев (Кожа), Р.М. Мустафина, и др.) и постсоветский (М.Б. Кожа, Ю.А. Ёлгин, А.К. Муминов, С.Ш. Акымбек, Н. Нуртазина и др.) этапы. Определённый вклад в агиографию Арыстан Баба внесли зарубежные исламоведы (М.Ф. Кёпрюлю, Дж. С. Тримингэм, Девин ДиУис и др.).

Арыстан Баб прошёл длительную и сложную эволюцию. Представить её можно в таком виде: первое здание сооружено в XII в.; оно разрушается и в XIV в. по приказу Тимура сооружается другой мавзолей. Ещё раз здание полностью восстанавливается в 1860–1870-х гг. – восточный блок гурханы; затем следует перестройка 1909 г. Называли ещё одно звено в этой цепи – XVIII в. Последняя крупная перестройка относится к 1971 году.

Памятник широкоизвестен и почитаем благодаря популярности Арыстан Баба (Арслан Баба) – учителя и духовного наставника Ходжи Ахмеда Ясави, а также близости к городищу Отрар. Предварительное посещение мавзолея Арыстан Баб – один из обязательных этапов в совершении паломничества (зийара) к мавзолею Ходжи Ахмеда Ясави.

Культ Арыстан Баба – это порождение синтеза арабо-тюрко-иранских мифологических представлений, адаптированных в легендах и преданиях отрарско-туркестанского историко- культурного района. В итоге Арыстан Баб становится непременным персонажем народногоислама у казахов Южного Казахстана. Сакральная история памятника складывается на основе этих легенд и преданий. У их истоков – древний культ природных сил (ветер Арыстанды) и водных объектов (речка и канал, носящих имя Арыстан-су, Арыстан-арик и т.п.). Исламизация культа привела к сложению агиографии Арыстан Баба. Она включает в себя черты южноаравийских преданий о кораническом народе адиты, герои которого обладали огромным ростом и жили сотни лет (по легенде, записанной А. Черкасовым, Арыстан Баб жил 300 или даже 600 лет, был батыром, а также садовником и научил Пророка разводить сады). Дальнейшее развитие культа Арыстан Баба относит его к потомкам имама кайсанитов Мухаммада ибн ал-Ханафии (ум. 700 г.). К его имени добавляется кайсанитошиитский титул баб («ворота»). На этапе хадисведов в X–XI вв. он превращается в 340-летнего сподвижника Пророка Мухаммеда – Абу Джаффара Мухаммада ибн Настура ар-Руми. По сведениям Абу Хафса ан-Насафи (ум. в 1142 г.), в Фарабе он непосредственно от Пророка передавал 14 хадисов. На суфийском этапе формирования культа Арыстан Баба он трансформируется в другого сподвижника Пророка – Салмана ал-Фарси (ум. 637 г.), долгожителя, получившего наказ от Пророка передать его наследие в форме финика (нахла, хурма) в качестве знака духовного знания и благословения Пророка Ходже Ахмеду Ясави. В родословной туркестанских ходжей он – его старший современник, ближайший родственник (дядя со стороны отца). Предание также повествует о его жизни и деятельности в окрестностях Фараба (Отрара), где он становится духовным главой мубайидитов. Когда Ходже Ахмеду Ясави исполнилось 23 года, как говорится в одном из списков его «Диван-и Хикмат», Арыстан Баб умер и был захоронен в местности Кабут-Йарик в окрестностях Отрара.

Арыстан Баб часто называют комплексом, хотя архитектурно он таковым не является. Комплексом его можно считать с точки зрения функциональности. Его основные части связаны с ритуалом поклонения и поминовения почитаемого святого. Здание (основные размеры 35×12 м, высота 12 м, выстроено из жжёного кирпича на алебастровом растворе), вытянуто по фасаду. Состоит из двухкамерной усыпальницы (гурханы), помещения которой, квадратные в плане, расположены анфиладно по оси восток-запад. В первом из них установлено гипертрофированное надгробие Арыстан баба, во втором – меньшие надгробия его учеников и последователей: Хермет-Азыра, Карга Баба, Лашын Баба. Оба помещения перекрыты одинаковыми по размерам и форме сфероконическими куполами. Первоначально вход в усы пальницу был оформлен в виде айвана с двумя деревянными резными колоннами, сохранив шимися от постройки XIV–XV вв. Это здание разрушилось и в 1860–1870-х гг. было отстроено заново. Древние колонны, стоявшие на айване, перенесли внутрь пристроенной в 1909 г. к мавзолею мечети. Мечеть имеет в плане подквадратную форму, состоит из просторного молитвенного зала и двух служебных помещений по сторонам от входа в восточной части. Роль связующего звена берёт на себя высокий протяжённый коридор, перекрытый стрельчатым сводом. На фасаде он выделен стрельчатой ар кой с контрфорсами. Портальное помещение играет роль своеобразного вестибюля – из него открываются входы в усыпальницу и мечеть.

Башни-гульдаста, традиционно называемые минаретами, фланкируют северный, главный фасад.

Левый минарет на углу гурханы с глухим фонарём никогда не служил по назначению. В правый минарет на северо-западном углу мечети снаружи ведут деревянные ступени. Он имеет открытый фонарь и выход на кровлю.

В композиции плана читаются три основные оси: 1) ось сводчатого коридора; 2) перпендикулярная ей продольная ось гурханы, которая делит коридор пополам; 3) ось главного входа в мечеть, ведущего из коридора, также перпендикулярная его оси, но сдвинутая к югу относительно продольной оси гурханы.

Конструктивная схема перехода от квадратных в плане помещений гурханы к основаниям куполов – традиционный ярус арочных парусов (тромпов) с промежуточными щитовидными парусами. В стенах обоих помещений гурханы устроены арки коробового построения. Арочки парусов имеют полуциркульную форму (влияние русско-европейской архитектуры).

Мечеть в 1971 г. была снесена и выстроена заново. Стены по периметру фундамента восстановлены из жжёного кирпича. При этом апсидальный выступ михрабной ниши в западной стене, бывший гранёным, приобрёл полукруглое очертание. Главный фасад, изначально выведенный из жжёного кирпича, не затронут этой перестройкой. Перекрытие молитвенного зала мечети балочное, деревянное, с дощатым куполом в центре, опирающимся на три пары деревянных резных, расширяющихся кверху колонн.

Главный фасад представляется завершающим этапом в сооружении памятника, возможно объединившим архитектурно в 1911 г. построенную в 1860−1870-х гг. гурхану и мечеть 1909 г. Он состоит из собственно фасадной стены, фланкирующих её минаретов и горизонтального фриза. Центром композиции является портальный вход, отличающийся лёгкостью форм и декоративностью деталей. Симметрию фасада нарушают два купола над гурханой. Композиция в целом оригинальна и выразительна. Смелость заключается в свободном, не ограниченном законами ордерной архитектуры использовании самых разных художественных единиц − от мусульманского минарета до древнерусского килевидного кокошника. Выразительность обеспечена упорядоченным размещением этих элементов, осмыслением их роли в композиции фасада. Крупные архи

тектурные элементы и мелкие декоративные детали на главном фасаде выполнены в технике фактурной кирпичной кладки. Портальная арка обрамляет весь торец сводчатого коридора на главном фасаде. Её гигантское зияние смягчается обильным кирпичным декором, а дверной и оконные проёмы на главном фасаде выглядят незначительными и случайными. Архивольт арки (точнее, её щеки) декорирован в виде прямоугольных «брусков», выложенных из трёх кирпичей, поставленных на ребро. Эти «русты» расположены вертикально. Между ними сделан зазор примерно в два кирпича, что создаёт дополнительную игру светотени. Оригинальные декоративные башенки находятся на уровне пят арки. Они визуально ограничивают динамично напряжённую арку. Решены в духе местной архитектурной традиции − в виде декоративных башенок-гульдаста, завершённых полукруглыми куполками. Их тонкие стволы разработаны узкими неглубокими нишами, выложенными мелким фасоннымкирпичом. Такими же кирпичиками выполнены их нарядные карнизы. Карниз из подобных «сухариков» отделяет башенки от их гранёных баз. Эти своеобразные «пинакли» водружены на контрфорсы, обрамляющие арочный проём. Контрфорсы – это вертикальные рёбра, призванные усиливать несущую стену, принимая на себя горизонтальный распор. Они имеют непрерывно наклонную поверхность. Лицевая поверхность контрфорсов обработана в виде плоских прямоугольных вертикальных ниш с круглой розеткой в центре.

Ренессансное происхождение (первоначально это фронтоны церквей) имеет архитектурный элемент, водружённый над портальной аркой. Он формирует причудливый и неповторимый силуэт портала, обозначает вертикаль, которая не позволила ему проигрывать рядом с повышенными куполами и выразительными в своей простоте минаретами. Эта декоративная стенка над аркой содержит ордерные элементы, нивелированные кирпичной кладкой. Фронтон имеет нетреугольное, полуциркульное или лучковое завершение, а килевидное. Данная деталь заимствована из «русского» стиля.

Членение фасада по горизонтали подчёркнуто фризом, сплошной полосой окаймляющим верх фасадной стены. Он состоит из простых, но выразительных элементов − филёнок. Они представляют собой заглубленные относительно поверхности стены горизонтально расположенные прямоугольники, внутри которых помещены рельефные, меньшие по размеру прямоугольники с закруглёнными внутрь угла ми. От стены фриз отделён карнизом из «сухариков», выложенных мелким кирпичом.

Сохранилась строительная надпись в одном из картушей декора, содержащая дату –1327 г.х. (1909 г.) и автограф –«Уста (мастер) Калмырза бен Мусапир Туркистани».

Памятник архитектуры республиканского значения. С 1982 г. находится под охраной государства. Объект паломничества и религиозного туризма. Является ядром религиозного и этнографического комплекса площадью ок. 17 га, включающего различные службы для приёма посетителей.

Источники

Акымбек С.Ш. Мавзолей Арыстанбаб в свете новых данных // Известия НАН РК. Сер. обществ. наук. − 2009. – № 1. – С. 87–92.

Аш. М. АрсланБаб // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. – М.: Восточная литер. РАН, 2001. – С. 40–41.

Байтанаев Б.А., Ёлгин Ю.А. Культовая архитектура Южного Казахстана: Архитектурно-археологические исследования памятников позднего ислама. – Алматы, 2013. – 302 с.

Воронина В.Л. Колонны из Отрара // Древности Казахстана. – Алма-Ата: Наука, 1975. – С. 70–75.

Достанов О. «Әулиелі» дерлер туралы шындық. – Алматы: Қазақстан, 1967. – 80 б.

Ёлгин Ю.А. Об архитектуре мавзолея-мечети Арыстанбаб // Известия НАН РК. Сер. обществ. и гуманит. наук. – 2012. – № 3. – С. 147–162.

Исабаев Г.А. Трансформация «кирпичного» стиля и модерна в некоторых памятниках мемориально- культового зодчества Южного Казахстана // Известия АН КазССР. Сер. обществ. наук. – 1990. – № 4. – С. 40–45.

Камалова Г.М., Туякбаева Б.Т. Мавзолей Арыстанбаб // Свод памятников истории и культуры Казахстана. – Алма-Ата: Гл. ред. «Казак энциклопедиясы», 1994. – Т. 1: ЮКО. – 368 с. ‑ С. 133.

Кастанье И.А. Древности Киргизской степи и Оренбургского края. – Оренбург: Т-во Каримов, Хусаинов и К, 1910. – 327 с. (ТОУАК, вып. XXII).

Кожа М.Б., Акымбек С.Ш. Мазолей-мечеть Арыстанбаба // Свод памятников истории и культуры Южно- Казахстанской области: Отрарский район. – Алматы: Баур, 2007. – 424 с. – С. 319–323.

Қожаев М. Арыстанбаб және оның кесенесі. – Шымкент: Жібек жолы, 1996 – 49 б.

Константинова В.В. Некоторые архитектурные памятники по среднему течению реки Сыр-Дарьи // Известия АН КазССР. Сер. архитект. – 1950. – № 80. – Вып. 2. – С. 19–40.

Массон М.Е. Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави. − Ташкент: Типолит. № 2 Узполиграфтреста, 1930. – 22 с.

Мустафина Р.М. Представления, культы, обряды у казахов. – Алма-Ата: Казак университетi, 1992. – 176 с.

Пославский И.Т. Развалины города Отрара // ПТКЛА. – 1898. – [Вып.] III. – С. 236–238.

Сембин М. Арыстан бап // Білім және еңбек. – 1987. – № 2. – 41–43 б.

Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. – М.: Наука, ГРВЛ, 1989. – 326 с.

Черкасов А. Поездка на развалины Отрара // ПТКЛА. – 1905. – [Вып.] VIII. – С. 71–72.

Ақпарат
Сипаттама
Карта
Фото
Мұра атауы Арыстан Баб, мавзолей-мечеть
Орналасқан жері Түркістан облысы, Отырарский район
Мұраның авторлары
Мұраның дереккөздері Cакральная география Казахстана: Реестр объектов природы, археологии, этнографии и культовой архитектуры / Под общей редакцией академика НАН РК Байтанаева Б.А. – Алматы: Институт археологии им. А.Х. Маргулана, 2017. – Вып. 1. – 904 с.
Мұра түрі Сооружения монументального искусства
Мұраның санаты Памятники истории и культуры республиканского значения
Мұра типі Мавзолей

Мавзолей-мечеть Арыстан Баб имеет историографическую традицию, разделяющуюся на дореволюционный (И.Т. Пославский, А. Черкасов, И. Аристов, А. Кларе, А.А. Калинн, А.А. Диваев, К.Г. Залеман, И.А. Кастанье и др.), советский (В.В. Бартольд, А.А. Семёнов, М.Е. Массон, В.В. Константинова, М.М. Мендикулов, К.А. Акишев, В.Л. Воронина, О. Досжанов, М. Сембин, Г.А. Исабаев, Б.Т. Туякбаева, Г.М. Камалова, Ю.А. Ёлгин, М.Б. Ходжаев (Кожа), Р.М. Мустафина, и др.) и постсоветский (М.Б. Кожа, Ю.А. Ёлгин, А.К. Муминов, С.Ш. Акымбек, Н. Нуртазина и др.) этапы. Определённый вклад в агиографию Арыстан Баба внесли зарубежные исламоведы (М.Ф. Кёпрюлю, Дж. С. Тримингэм, Девин ДиУис и др.).

Арыстан Баб прошёл длительную и сложную эволюцию. Представить её можно в таком виде: первое здание сооружено в XII в.; оно разрушается и в XIV в. по приказу Тимура сооружается другой мавзолей. Ещё раз здание полностью восстанавливается в 1860–1870-х гг. – восточный блок гурханы; затем следует перестройка 1909 г. Называли ещё одно звено в этой цепи – XVIII в. Последняя крупная перестройка относится к 1971 году.

Памятник широкоизвестен и почитаем благодаря популярности Арыстан Баба (Арслан Баба) – учителя и духовного наставника Ходжи Ахмеда Ясави, а также близости к городищу Отрар. Предварительное посещение мавзолея Арыстан Баб – один из обязательных этапов в совершении паломничества (зийара) к мавзолею Ходжи Ахмеда Ясави.

Культ Арыстан Баба – это порождение синтеза арабо-тюрко-иранских мифологических представлений, адаптированных в легендах и преданиях отрарско-туркестанского историко- культурного района. В итоге Арыстан Баб становится непременным персонажем народногоислама у казахов Южного Казахстана. Сакральная история памятника складывается на основе этих легенд и преданий. У их истоков – древний культ природных сил (ветер Арыстанды) и водных объектов (речка и канал, носящих имя Арыстан-су, Арыстан-арик и т.п.). Исламизация культа привела к сложению агиографии Арыстан Баба. Она включает в себя черты южноаравийских преданий о кораническом народе адиты, герои которого обладали огромным ростом и жили сотни лет (по легенде, записанной А. Черкасовым, Арыстан Баб жил 300 или даже 600 лет, был батыром, а также садовником и научил Пророка разводить сады). Дальнейшее развитие культа Арыстан Баба относит его к потомкам имама кайсанитов Мухаммада ибн ал-Ханафии (ум. 700 г.). К его имени добавляется кайсанитошиитский титул баб («ворота»). На этапе хадисведов в X–XI вв. он превращается в 340-летнего сподвижника Пророка Мухаммеда – Абу Джаффара Мухаммада ибн Настура ар-Руми. По сведениям Абу Хафса ан-Насафи (ум. в 1142 г.), в Фарабе он непосредственно от Пророка передавал 14 хадисов. На суфийском этапе формирования культа Арыстан Баба он трансформируется в другого сподвижника Пророка – Салмана ал-Фарси (ум. 637 г.), долгожителя, получившего наказ от Пророка передать его наследие в форме финика (нахла, хурма) в качестве знака духовного знания и благословения Пророка Ходже Ахмеду Ясави. В родословной туркестанских ходжей он – его старший современник, ближайший родственник (дядя со стороны отца). Предание также повествует о его жизни и деятельности в окрестностях Фараба (Отрара), где он становится духовным главой мубайидитов. Когда Ходже Ахмеду Ясави исполнилось 23 года, как говорится в одном из списков его «Диван-и Хикмат», Арыстан Баб умер и был захоронен в местности Кабут-Йарик в окрестностях Отрара.

Арыстан Баб часто называют комплексом, хотя архитектурно он таковым не является. Комплексом его можно считать с точки зрения функциональности. Его основные части связаны с ритуалом поклонения и поминовения почитаемого святого. Здание (основные размеры 35×12 м, высота 12 м, выстроено из жжёного кирпича на алебастровом растворе), вытянуто по фасаду. Состоит из двухкамерной усыпальницы (гурханы), помещения которой, квадратные в плане, расположены анфиладно по оси восток-запад. В первом из них установлено гипертрофированное надгробие Арыстан баба, во втором – меньшие надгробия его учеников и последователей: Хермет-Азыра, Карга Баба, Лашын Баба. Оба помещения перекрыты одинаковыми по размерам и форме сфероконическими куполами. Первоначально вход в усы пальницу был оформлен в виде айвана с двумя деревянными резными колоннами, сохранив шимися от постройки XIV–XV вв. Это здание разрушилось и в 1860–1870-х гг. было отстроено заново. Древние колонны, стоявшие на айване, перенесли внутрь пристроенной в 1909 г. к мавзолею мечети. Мечеть имеет в плане подквадратную форму, состоит из просторного молитвенного зала и двух служебных помещений по сторонам от входа в восточной части. Роль связующего звена берёт на себя высокий протяжённый коридор, перекрытый стрельчатым сводом. На фасаде он выделен стрельчатой ар кой с контрфорсами. Портальное помещение играет роль своеобразного вестибюля – из него открываются входы в усыпальницу и мечеть.

Башни-гульдаста, традиционно называемые минаретами, фланкируют северный, главный фасад.

Левый минарет на углу гурханы с глухим фонарём никогда не служил по назначению. В правый минарет на северо-западном углу мечети снаружи ведут деревянные ступени. Он имеет открытый фонарь и выход на кровлю.

В композиции плана читаются три основные оси: 1) ось сводчатого коридора; 2) перпендикулярная ей продольная ось гурханы, которая делит коридор пополам; 3) ось главного входа в мечеть, ведущего из коридора, также перпендикулярная его оси, но сдвинутая к югу относительно продольной оси гурханы.

Конструктивная схема перехода от квадратных в плане помещений гурханы к основаниям куполов – традиционный ярус арочных парусов (тромпов) с промежуточными щитовидными парусами. В стенах обоих помещений гурханы устроены арки коробового построения. Арочки парусов имеют полуциркульную форму (влияние русско-европейской архитектуры).

Мечеть в 1971 г. была снесена и выстроена заново. Стены по периметру фундамента восстановлены из жжёного кирпича. При этом апсидальный выступ михрабной ниши в западной стене, бывший гранёным, приобрёл полукруглое очертание. Главный фасад, изначально выведенный из жжёного кирпича, не затронут этой перестройкой. Перекрытие молитвенного зала мечети балочное, деревянное, с дощатым куполом в центре, опирающимся на три пары деревянных резных, расширяющихся кверху колонн.

Главный фасад представляется завершающим этапом в сооружении памятника, возможно объединившим архитектурно в 1911 г. построенную в 1860−1870-х гг. гурхану и мечеть 1909 г. Он состоит из собственно фасадной стены, фланкирующих её минаретов и горизонтального фриза. Центром композиции является портальный вход, отличающийся лёгкостью форм и декоративностью деталей. Симметрию фасада нарушают два купола над гурханой. Композиция в целом оригинальна и выразительна. Смелость заключается в свободном, не ограниченном законами ордерной архитектуры использовании самых разных художественных единиц − от мусульманского минарета до древнерусского килевидного кокошника. Выразительность обеспечена упорядоченным размещением этих элементов, осмыслением их роли в композиции фасада. Крупные архи

тектурные элементы и мелкие декоративные детали на главном фасаде выполнены в технике фактурной кирпичной кладки. Портальная арка обрамляет весь торец сводчатого коридора на главном фасаде. Её гигантское зияние смягчается обильным кирпичным декором, а дверной и оконные проёмы на главном фасаде выглядят незначительными и случайными. Архивольт арки (точнее, её щеки) декорирован в виде прямоугольных «брусков», выложенных из трёх кирпичей, поставленных на ребро. Эти «русты» расположены вертикально. Между ними сделан зазор примерно в два кирпича, что создаёт дополнительную игру светотени. Оригинальные декоративные башенки находятся на уровне пят арки. Они визуально ограничивают динамично напряжённую арку. Решены в духе местной архитектурной традиции − в виде декоративных башенок-гульдаста, завершённых полукруглыми куполками. Их тонкие стволы разработаны узкими неглубокими нишами, выложенными мелким фасоннымкирпичом. Такими же кирпичиками выполнены их нарядные карнизы. Карниз из подобных «сухариков» отделяет башенки от их гранёных баз. Эти своеобразные «пинакли» водружены на контрфорсы, обрамляющие арочный проём. Контрфорсы – это вертикальные рёбра, призванные усиливать несущую стену, принимая на себя горизонтальный распор. Они имеют непрерывно наклонную поверхность. Лицевая поверхность контрфорсов обработана в виде плоских прямоугольных вертикальных ниш с круглой розеткой в центре.

Ренессансное происхождение (первоначально это фронтоны церквей) имеет архитектурный элемент, водружённый над портальной аркой. Он формирует причудливый и неповторимый силуэт портала, обозначает вертикаль, которая не позволила ему проигрывать рядом с повышенными куполами и выразительными в своей простоте минаретами. Эта декоративная стенка над аркой содержит ордерные элементы, нивелированные кирпичной кладкой. Фронтон имеет нетреугольное, полуциркульное или лучковое завершение, а килевидное. Данная деталь заимствована из «русского» стиля.

Членение фасада по горизонтали подчёркнуто фризом, сплошной полосой окаймляющим верх фасадной стены. Он состоит из простых, но выразительных элементов − филёнок. Они представляют собой заглубленные относительно поверхности стены горизонтально расположенные прямоугольники, внутри которых помещены рельефные, меньшие по размеру прямоугольники с закруглёнными внутрь угла ми. От стены фриз отделён карнизом из «сухариков», выложенных мелким кирпичом.

Сохранилась строительная надпись в одном из картушей декора, содержащая дату –1327 г.х. (1909 г.) и автограф –«Уста (мастер) Калмырза бен Мусапир Туркистани».

Памятник архитектуры республиканского значения. С 1982 г. находится под охраной государства. Объект паломничества и религиозного туризма. Является ядром религиозного и этнографического комплекса площадью ок. 17 га, включающего различные службы для приёма посетителей.

Источники

Акымбек С.Ш. Мавзолей Арыстанбаб в свете новых данных // Известия НАН РК. Сер. обществ. наук. − 2009. – № 1. – С. 87–92.

Аш. М. АрсланБаб // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. – М.: Восточная литер. РАН, 2001. – С. 40–41.

Байтанаев Б.А., Ёлгин Ю.А. Культовая архитектура Южного Казахстана: Архитектурно-археологические исследования памятников позднего ислама. – Алматы, 2013. – 302 с.

Воронина В.Л. Колонны из Отрара // Древности Казахстана. – Алма-Ата: Наука, 1975. – С. 70–75.

Достанов О. «Әулиелі» дерлер туралы шындық. – Алматы: Қазақстан, 1967. – 80 б.

Ёлгин Ю.А. Об архитектуре мавзолея-мечети Арыстанбаб // Известия НАН РК. Сер. обществ. и гуманит. наук. – 2012. – № 3. – С. 147–162.

Исабаев Г.А. Трансформация «кирпичного» стиля и модерна в некоторых памятниках мемориально- культового зодчества Южного Казахстана // Известия АН КазССР. Сер. обществ. наук. – 1990. – № 4. – С. 40–45.

Камалова Г.М., Туякбаева Б.Т. Мавзолей Арыстанбаб // Свод памятников истории и культуры Казахстана. – Алма-Ата: Гл. ред. «Казак энциклопедиясы», 1994. – Т. 1: ЮКО. – 368 с. ‑ С. 133.

Кастанье И.А. Древности Киргизской степи и Оренбургского края. – Оренбург: Т-во Каримов, Хусаинов и К, 1910. – 327 с. (ТОУАК, вып. XXII).

Кожа М.Б., Акымбек С.Ш. Мазолей-мечеть Арыстанбаба // Свод памятников истории и культуры Южно- Казахстанской области: Отрарский район. – Алматы: Баур, 2007. – 424 с. – С. 319–323.

Қожаев М. Арыстанбаб және оның кесенесі. – Шымкент: Жібек жолы, 1996 – 49 б.

Константинова В.В. Некоторые архитектурные памятники по среднему течению реки Сыр-Дарьи // Известия АН КазССР. Сер. архитект. – 1950. – № 80. – Вып. 2. – С. 19–40.

Массон М.Е. Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави. − Ташкент: Типолит. № 2 Узполиграфтреста, 1930. – 22 с.

Мустафина Р.М. Представления, культы, обряды у казахов. – Алма-Ата: Казак университетi, 1992. – 176 с.

Пославский И.Т. Развалины города Отрара // ПТКЛА. – 1898. – [Вып.] III. – С. 236–238.

Сембин М. Арыстан бап // Білім және еңбек. – 1987. – № 2. – 41–43 б.

Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. – М.: Наука, ГРВЛ, 1989. – 326 с.

Черкасов А. Поездка на развалины Отрара // ПТКЛА. – 1905. – [Вып.] VIII. – С. 71–72..

XII – начало ХХ в. Находится в 1 км к северу от с. Когам (Отрарский р-н, ЮКО).

Мавзолей-мечеть Арыстан Баб имеет историографическую традицию, разделяющуюся на дореволюционный (И.Т. Пославский, А. Черкасов, И. Аристов, А. Кларе, А.А. Калинн, А.А. Диваев, К.Г. Залеман, И.А. Кастанье и др.), советский (В.В. Бартольд, А.А. Семёнов, М.Е. Массон, В.В. Константинова, М.М. Мендикулов, К.А. Акишев, В.Л. Воронина, О. Досжанов, М. Сембин, Г.А. Исабаев, Б.Т. Туякбаева, Г.М. Камалова, Ю.А. Ёлгин, М.Б. Ходжаев (Кожа), Р.М. Мустафина, и др.) и постсоветский (М.Б. Кожа, Ю.А. Ёлгин, А.К. Муминов, С.Ш. Акымбек, Н. Нуртазина и др.) этапы. Определённый вклад в агиографию Арыстан Баба внесли зарубежные исламоведы (М.Ф. Кёпрюлю, Дж. С. Тримингэм, Девин ДиУис и др.).

Арыстан Баб прошёл длительную и сложную эволюцию. Представить её можно в таком виде: первое здание сооружено в XII в.; оно разрушается и в XIV в. по приказу Тимура сооружается другой мавзолей. Ещё раз здание полностью восстанавливается в 1860–1870-х гг. – восточный блок гурханы; затем следует перестройка 1909 г. Называли ещё одно звено в этой цепи – XVIII в. Последняя крупная перестройка относится к 1971 году.

Памятник широкоизвестен и почитаем благодаря популярности Арыстан Баба (Арслан Баба) – учителя и духовного наставника Ходжи Ахмеда Ясави, а также близости к городищу Отрар. Предварительное посещение мавзолея Арыстан Баб – один из обязательных этапов в совершении паломничества (зийара) к мавзолею Ходжи Ахмеда Ясави.

Культ Арыстан Баба – это порождение синтеза арабо-тюрко-иранских мифологических представлений, адаптированных в легендах и преданиях отрарско-туркестанского историко- культурного района. В итоге Арыстан Баб становится непременным персонажем народногоислама у казахов Южного Казахстана. Сакральная история памятника складывается на основе этих легенд и преданий. У их истоков – древний культ природных сил (ветер Арыстанды) и водных объектов (речка и канал, носящих имя Арыстан-су, Арыстан-арик и т.п.). Исламизация культа привела к сложению агиографии Арыстан Баба. Она включает в себя черты южноаравийских преданий о кораническом народе адиты, герои которого обладали огромным ростом и жили сотни лет (по легенде, записанной А. Черкасовым, Арыстан Баб жил 300 или даже 600 лет, был батыром, а также садовником и научил Пророка разводить сады). Дальнейшее развитие культа Арыстан Баба относит его к потомкам имама кайсанитов Мухаммада ибн ал-Ханафии (ум. 700 г.). К его имени добавляется кайсанитошиитский титул баб («ворота»). На этапе хадисведов в X–XI вв. он превращается в 340-летнего сподвижника Пророка Мухаммеда – Абу Джаффара Мухаммада ибн Настура ар-Руми. По сведениям Абу Хафса ан-Насафи (ум. в 1142 г.), в Фарабе он непосредственно от Пророка передавал 14 хадисов. На суфийском этапе формирования культа Арыстан Баба он трансформируется в другого сподвижника Пророка – Салмана ал-Фарси (ум. 637 г.), долгожителя, получившего наказ от Пророка передать его наследие в форме финика (нахла, хурма) в качестве знака духовного знания и благословения Пророка Ходже Ахмеду Ясави. В родословной туркестанских ходжей он – его старший современник, ближайший родственник (дядя со стороны отца). Предание также повествует о его жизни и деятельности в окрестностях Фараба (Отрара), где он становится духовным главой мубайидитов. Когда Ходже Ахмеду Ясави исполнилось 23 года, как говорится в одном из списков его «Диван-и Хикмат», Арыстан Баб умер и был захоронен в местности Кабут-Йарик в окрестностях Отрара.

Арыстан Баб часто называют комплексом, хотя архитектурно он таковым не является. Комплексом его можно считать с точки зрения функциональности. Его основные части связаны с ритуалом поклонения и поминовения почитаемого святого. Здание (основные размеры 35×12 м, высота 12 м, выстроено из жжёного кирпича на алебастровом растворе), вытянуто по фасаду. Состоит из двухкамерной усыпальницы (гурханы), помещения которой, квадратные в плане, расположены анфиладно по оси восток-запад. В первом из них установлено гипертрофированное надгробие Арыстан баба, во втором – меньшие надгробия его учеников и последователей: Хермет-Азыра, Карга Баба, Лашын Баба. Оба помещения перекрыты одинаковыми по размерам и форме сфероконическими куполами. Первоначально вход в усы пальницу был оформлен в виде айвана с двумя деревянными резными колоннами, сохранив шимися от постройки XIV–XV вв. Это здание разрушилось и в 1860–1870-х гг. было отстроено заново. Древние колонны, стоявшие на айване, перенесли внутрь пристроенной в 1909 г. к мавзолею мечети. Мечеть имеет в плане подквадратную форму, состоит из просторного молитвенного зала и двух служебных помещений по сторонам от входа в восточной части. Роль связующего звена берёт на себя высокий протяжённый коридор, перекрытый стрельчатым сводом. На фасаде он выделен стрельчатой ар кой с контрфорсами. Портальное помещение играет роль своеобразного вестибюля – из него открываются входы в усыпальницу и мечеть.

Башни-гульдаста, традиционно называемые минаретами, фланкируют северный, главный фасад.

Левый минарет на углу гурханы с глухим фонарём никогда не служил по назначению. В правый минарет на северо-западном углу мечети снаружи ведут деревянные ступени. Он имеет открытый фонарь и выход на кровлю.

В композиции плана читаются три основные оси: 1) ось сводчатого коридора; 2) перпендикулярная ей продольная ось гурханы, которая делит коридор пополам; 3) ось главного входа в мечеть, ведущего из коридора, также перпендикулярная его оси, но сдвинутая к югу относительно продольной оси гурханы.

Конструктивная схема перехода от квадратных в плане помещений гурханы к основаниям куполов – традиционный ярус арочных парусов (тромпов) с промежуточными щитовидными парусами. В стенах обоих помещений гурханы устроены арки коробового построения. Арочки парусов имеют полуциркульную форму (влияние русско-европейской архитектуры).

Мечеть в 1971 г. была снесена и выстроена заново. Стены по периметру фундамента восстановлены из жжёного кирпича. При этом апсидальный выступ михрабной ниши в западной стене, бывший гранёным, приобрёл полукруглое очертание. Главный фасад, изначально выведенный из жжёного кирпича, не затронут этой перестройкой. Перекрытие молитвенного зала мечети балочное, деревянное, с дощатым куполом в центре, опирающимся на три пары деревянных резных, расширяющихся кверху колонн.

Главный фасад представляется завершающим этапом в сооружении памятника, возможно объединившим архитектурно в 1911 г. построенную в 1860−1870-х гг. гурхану и мечеть 1909 г. Он состоит из собственно фасадной стены, фланкирующих её минаретов и горизонтального фриза. Центром композиции является портальный вход, отличающийся лёгкостью форм и декоративностью деталей. Симметрию фасада нарушают два купола над гурханой. Композиция в целом оригинальна и выразительна. Смелость заключается в свободном, не ограниченном законами ордерной архитектуры использовании самых разных художественных единиц − от мусульманского минарета до древнерусского килевидного кокошника. Выразительность обеспечена упорядоченным размещением этих элементов, осмыслением их роли в композиции фасада. Крупные архи

тектурные элементы и мелкие декоративные детали на главном фасаде выполнены в технике фактурной кирпичной кладки. Портальная арка обрамляет весь торец сводчатого коридора на главном фасаде. Её гигантское зияние смягчается обильным кирпичным декором, а дверной и оконные проёмы на главном фасаде выглядят незначительными и случайными. Архивольт арки (точнее, её щеки) декорирован в виде прямоугольных «брусков», выложенных из трёх кирпичей, поставленных на ребро. Эти «русты» расположены вертикально. Между ними сделан зазор примерно в два кирпича, что создаёт дополнительную игру светотени. Оригинальные декоративные башенки находятся на уровне пят арки. Они визуально ограничивают динамично напряжённую арку. Решены в духе местной архитектурной традиции − в виде декоративных башенок-гульдаста, завершённых полукруглыми куполками. Их тонкие стволы разработаны узкими неглубокими нишами, выложенными мелким фасоннымкирпичом. Такими же кирпичиками выполнены их нарядные карнизы. Карниз из подобных «сухариков» отделяет башенки от их гранёных баз. Эти своеобразные «пинакли» водружены на контрфорсы, обрамляющие арочный проём. Контрфорсы – это вертикальные рёбра, призванные усиливать несущую стену, принимая на себя горизонтальный распор. Они имеют непрерывно наклонную поверхность. Лицевая поверхность контрфорсов обработана в виде плоских прямоугольных вертикальных ниш с круглой розеткой в центре.

Ренессансное происхождение (первоначально это фронтоны церквей) имеет архитектурный элемент, водружённый над портальной аркой. Он формирует причудливый и неповторимый силуэт портала, обозначает вертикаль, которая не позволила ему проигрывать рядом с повышенными куполами и выразительными в своей простоте минаретами. Эта декоративная стенка над аркой содержит ордерные элементы, нивелированные кирпичной кладкой. Фронтон имеет нетреугольное, полуциркульное или лучковое завершение, а килевидное. Данная деталь заимствована из «русского» стиля.

Членение фасада по горизонтали подчёркнуто фризом, сплошной полосой окаймляющим верх фасадной стены. Он состоит из простых, но выразительных элементов − филёнок. Они представляют собой заглубленные относительно поверхности стены горизонтально расположенные прямоугольники, внутри которых помещены рельефные, меньшие по размеру прямоугольники с закруглёнными внутрь угла ми. От стены фриз отделён карнизом из «сухариков», выложенных мелким кирпичом.

Сохранилась строительная надпись в одном из картушей декора, содержащая дату –1327 г.х. (1909 г.) и автограф –«Уста (мастер) Калмырза бен Мусапир Туркистани».

Памятник архитектуры республиканского значения. С 1982 г. находится под охраной государства. Объект паломничества и религиозного туризма. Является ядром религиозного и этнографического комплекса площадью ок. 17 га, включающего различные службы для приёма посетителей.

Источники

Акымбек С.Ш. Мавзолей Арыстанбаб в свете новых данных // Известия НАН РК. Сер. обществ. наук. − 2009. – № 1. – С. 87–92.

Аш. М. АрсланБаб // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. – М.: Восточная литер. РАН, 2001. – С. 40–41.

Байтанаев Б.А., Ёлгин Ю.А. Культовая архитектура Южного Казахстана: Архитектурно-археологические исследования памятников позднего ислама. – Алматы, 2013. – 302 с.

Воронина В.Л. Колонны из Отрара // Древности Казахстана. – Алма-Ата: Наука, 1975. – С. 70–75.

Достанов О. «Әулиелі» дерлер туралы шындық. – Алматы: Қазақстан, 1967. – 80 б.

Ёлгин Ю.А. Об архитектуре мавзолея-мечети Арыстанбаб // Известия НАН РК. Сер. обществ. и гуманит. наук. – 2012. – № 3. – С. 147–162.

Исабаев Г.А. Трансформация «кирпичного» стиля и модерна в некоторых памятниках мемориально- культового зодчества Южного Казахстана // Известия АН КазССР. Сер. обществ. наук. – 1990. – № 4. – С. 40–45.

Камалова Г.М., Туякбаева Б.Т. Мавзолей Арыстанбаб // Свод памятников истории и культуры Казахстана. – Алма-Ата: Гл. ред. «Казак энциклопедиясы», 1994. – Т. 1: ЮКО. – 368 с. ‑ С. 133.

Кастанье И.А. Древности Киргизской степи и Оренбургского края. – Оренбург: Т-во Каримов, Хусаинов и К, 1910. – 327 с. (ТОУАК, вып. XXII).

Кожа М.Б., Акымбек С.Ш. Мазолей-мечеть Арыстанбаба // Свод памятников истории и культуры Южно- Казахстанской области: Отрарский район. – Алматы: Баур, 2007. – 424 с. – С. 319–323.

Қожаев М. Арыстанбаб және оның кесенесі. – Шымкент: Жібек жолы, 1996 – 49 б.

Константинова В.В. Некоторые архитектурные памятники по среднему течению реки Сыр-Дарьи // Известия АН КазССР. Сер. архитект. – 1950. – № 80. – Вып. 2. – С. 19–40.

Массон М.Е. Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави. − Ташкент: Типолит. № 2 Узполиграфтреста, 1930. – 22 с.

Мустафина Р.М. Представления, культы, обряды у казахов. – Алма-Ата: Казак университетi, 1992. – 176 с.

Пославский И.Т. Развалины города Отрара // ПТКЛА. – 1898. – [Вып.] III. – С. 236–238.

Сембин М. Арыстан бап // Білім және еңбек. – 1987. – № 2. – 41–43 б.

Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. – М.: Наука, ГРВЛ, 1989. – 326 с.

Черкасов А. Поездка на развалины Отрара // ПТКЛА. – 1905. – [Вып.] VIII. – С. 71–72.