Исследования на археологическом комплексе Аулиекол

Археологический комплекс Аулиеколь расположен к северо-западу от г. Екибастуз в урочище Кара-оба, на мысовидном останце, в месте впадения Оленты в озеро Аулиеколь. Несмотря на то, что археологическое изучение его начато недавно, сведения о наличии в низовьях реки Оленты древнего памятника встречаются еще в досоветский период. В «Кратком описании памятников древности Семипалатинской области» В.Никитина содержится информация о том, что в Павлодарском уезде «на речке Уленты на летовках имеется большая древняя могила, называемая Кор-оба»1. Данный весьма лаконичный текст дополняет информация Н.Коншина о наличии в Аккульской волости Павлодарского уезда, на урочище Кара-оба развалин какого-то здания из обожженного кирпича. Согласно отзыву волостного управителя «внутренняя сторона этого здания была облита стеклянной массой синяго цвета»2.

Учитывая то обстоятельство, что территория летних кочевий в низовьях Оленты с озером Аулиеколь и другими озерами Аккольской системы в административном отношении в досоветский период входила в состав Аккульской волости Павлодарского уезда, вполне обоснован вывод о том, что в обоих источниках речь идет об одном и том же памятнике.

Однако позднейшими исследователями анализировавшими эти данные памятник был ошибочно локализован на правобережье Иртыша, в Бескарагайском районе Восточно-Казахстанской области3. Лишь в семидесятых годах прошлого столетия павлодарскими краеведами С.Музалевским и Л.Сафоновой было установлено что руины древнего сооружения упоминаемые в источниках расположены на берегу озера Аулиеколь4. В течение длительного времени на памятнике не проводилось исследовательских работ, за исключением небольших любительских раскопок и сборов подъемного материала осуществленных историками ПГУ им. С. Торайгырова в 2004 г.5

В 2005-2006 гг. экспедицией Института археологии МОН РК и Павлодарского госпединститута были проведены     археологическое обследование и рекогносцировочные раскопки в результате которых установлено что памятник представляет комплекс, состоящий из стоянки неолит-энеолитического времени, остатков ирригационных сооружений, поселения и некрополя, относящихся к эпохе позднего средневековья, погребений и жилищ казахов Нового времени.

С 2007 г. на объекте начаты стационарные исследования по Государственной программе «Культурное наследие»6. В результате раскопок на поселении и некрополе обнаружены остатки кирпичных мавзолеев средневековой знати и производственных сооружений. Предварительные итоги археологических работ, анализ данных письменных и устных источников, позволили выдвинуть предположение о функционировании этого памятника как средневековой ставки-орды.7

В 2008 г. исследовательской группой были продолжены работы по изучению производственных сооружений, изучению планиграфии памятника, выявлены остатки ирригационных сооружений в виде арыков расположенные к северу от центра памятника.

Новые данные о погребальном обряде, искусстве и архитектуре средневековых кочевников, получены в процессе работ на некрополе. Здесь в ходе исследований одного из курганов обнаружено два захоронения в грунтовых могилах, содержавших трупоположения с так называемыми «шкурами» лошадей. Погребения содержали остатки вооружения в виде колчана, предметы быта и конское снаряжение.

В одном из погребений найдена серебряная монета, представляющая собой золотоордынский денг Узбек-хана, чеканенный в 723 году хиджры (1323), в г. Булгар ал- Махруса8.

Кроме работ на кургане, на некрополе завершены раскопки двухкамерного мавзолея из жженого и сырцового кирпича. Это здание размером 19x12 м, имело мощные стены толщиной в 1 м и было ориентировано входом в южную сторону. Стены мавзолея были богато декорированы плитками-изразцами и резным кирпичом фрагменты и целые экземпляры которых найдены в раскопе. Часть декора, вероятно на портале и куполе, была покрыта голубой глазурью. Внутри мавзолей делился на два помещения. Первое помещение - зиаратхана, имело в плане восьмигранную форму и располагалось в центральной части сооружения. Второе помещение - гурхана содержало два захоронения в деревянных гробах помещенных на полу гурханы и одно, самое раннее в грунтовой могиле.

Погребения совершены по мусульманской традиции с элементами доисламских погребальных ритуалов, что вполне характерно для захоронений XIV-XVI вв. Черты ислама просматриваются в западной ориентировке, наличии деревянных гробов, незначительном присутствии сопроводительного инвентаря, отсутствии следов жертвенной пищи, культа огня и других признаков. Пережитки традиционных верований фиксируются в положении головы умершего, наличии остатков одежды, расшитой золотыми нитями ткани, украшений и бытовых предметов.

Погребения кочевой знати, указывают на проживание на данной территории степной аристократии, уже принявшей ислам который в Улусе Джучи как известно обрел статус государственной религии в XIV в. Тогда же, широко распространяется и традиция возведения пышных маволеев-кумбезов из жженого кирпича на могилах особо выдающихся и почитаемых религиозных и государственных деятелей, вблизи улусных орд-ставок являвшихся средоточием политической, экономической и культурной жизни для кочевников Сарыарки.

Средневековые ставки-орды Дешт и Кыпчака представлявшие собой кочевые города нашли отражение в трудах средневековых авторов оставивших описания ставок золотоордынской знати.

Из сочинения Ибн Батуты «Подарок наблюдателя по части диковин стран и чудес путешествий» ... Подошла ставка, которую они называют Урду (Орда) и мы увидели большой город, движущийся с своими жителями; в нем мечети и базары да дым от кухонь, взвивающийся по воздуху: они варят (пищу) во время самой езды своей и лошади везут арбы с ними. Когда достигают места привала, то палатки снимают с арб и ставят на землю, так как они легко переносятся. Таким же образом они устраивают мечети и лавки...

Иосафат Барборо «Путешествие в Тану» .. .В их войске есть ремесленники - ткачи, кузнецы, оружейники и другие, и вообще есть все необходимые ремесла. Если бы ты спросил меня: «Они, значит, бродят, как цыгане?» - я отвечу отрицательно, так как за исключением того, что их станы не окружены стенами, - они представляются (нам) огромнейшими и красивейшими городами. ...Упомянув о купцах, но возвращаясь к нашему предмету, а именно к татарскому войску, скажу, что при нем всегда находятся купцы; одни различными путями привозят сюда товары, другие же лишь проходят через орду с намерением идти в иные страны». Таким образом, Орда-базар средневекового улусного властителя включал в себя всю необходимую инфраструктуру: от духовенства, лекарей, ремесленников, прислуги, охраны, до торговцев осуществлявших торгово-обменные операции. Одним из свидетельств развития товарно-денежных отношений на северо-востоке Сарыарки в этот период являются находки золотоордынских монет на изучаемом памятнике и в могильнике Тасмола IV расположенном в окрестностях озера Аулиеколь.

Остеологические материалы представленные костями лошади, овцы, рыб и дикой птицы, а также, обломки чигирных сосудов свидетельствуют о наличии у населения оставившего памятник на Аулиеколе комплексного скотоводческо-земледельческого хозяйства.

Строительство сложных культово-мемориальных сооружений, подобных мазарам Аулиеколя и Калбасунской башне, позволяет утверждать о наличии образованных людей, обладавших специальными знаниями в области архитектуры, организации и производстве строительных материалов. Оно также подчеркивает и особую роль ислама в жизни средневековых кочевников, который кроме, духовно-религиозной имел и образовательную функцию, способствовал распространению в степях Прииртышья письменности и знаний об окружающем мире.

На данном этапе можно лишь предполагать о принадлежности орды на Аулиеколе конкретной династической линии джучидов. Наиболее предпочтительно связывать возникновение улусных центров на востоке степной зоны Казахстана с потомками Орда-Еджена, ставка которого первоначально находилась в Прииртышье.

Следует отметить, что государственные центры средневекового населения севера степной зоны Казахстана, в золотоордынскую эпоху, зачастую не имели мощных крепостных сооружений и многих других атрибутов классического центральноазиатского города, характерных для городских центров Южного Казахстана. Данное обстоятельство объясняется особенностями хозяйственной деятельности, которая в северных, равнинных степях ограничивалась в основном летним периодом.

Особого внимания заслуживает сопоставление предварительных итогов археологических исследований с историко-этнографическими данными. По казахским историческим преданиям в эпоху позднего средневековья Акколь Жайильму (окрестности оз. Аулиеколь, нижнее течение р. Шидерты и Оленты-авт.) населял ногайский (ногайлинский) народ. Известный знаток степной устной исторической традиции Машхур Жусуп Копеев пишет: «Говорят, что глубокие но маловодные озера Сарыарки - это арыки выкопанные для нужд земледелия ногайами. В местечках называемых Акжар и Сасай, в нижнем течении Шидерты располагалась «Орда» ногаев. Здесь была ставка Орманбет хана. В то время богатство ногаев было таким, что были семьи наполнявшие сорок, пятьдесят бурдюков кымыза за один день. Этот Орманбет говорил:

- Люди - дети матушки земли. Пока они не будут кормится от нее, не будет достатка, - и приучал свой народ к земледелию. Называемые в настоящее время озера «Акколь (Аулиеколь), Жайылма - места этих посевов».

Относительно ногаев М.Ж. Копеев дает следующее пояснение: «Казахи когда рассказывают о старине говорят: «Во времена ногаев, казахов». Когда я спрашивал у стариков «Кто такие ногаи, то же что казахи или нет?». Они отвечали: «Ногаи и Казахи раньше были едины». Ногаи которые по происхождению близки к казахам это: Кызлар ногаи, Кундырау ногаи, Аштраханские ногаи, Кара ногаи, Кырымские ногаи...»9.

О том, что этноним «ногай» употреблялся для обозначения всех степных кочевых народов, отмечал в свое время, и Ч.Валиханов: «Старики говорят, что ногаи было общее название [степных] кочевых татар («татарами» в европейской исторической литературе раньше называли кочевые азиатские народы - авт.), для отличия от полуоседлых.»10. Под именем «ногаев», «ногайских татар» в сибирских архивных источниках конца XVI-XVII вв. фигурируют кочевые племена юга Западной Сибири и Северного Казахстана поддержавшие Кучума и его потомков в борьбе с российским государством. Косвенные данные о присутствии «ногаев» в Степном Прииртышье содержатся в трудах Г.Ф. Миллера, где пишется о том, что некоторые земли подле Иртыша некогда назывались «Ногайской степью» 11.

Очевидно в данном случае надо полагать что «Ногайской степью» является степная часть Ишимо-Иртышского междуречья. Где как раз и расположен Аулиеколь. Ктому же правобережные степи Прииртышья имеют свои исторические сложившиеся названия - Улы Бараба и Кулунда. Таким образом, исходя из имеющихся данных, можно предполагать, что территория Акколь- Жайильмы являвшаяся в эпоху Золотой Орды одним из культурно-политических центров кочевников на Северо-Востоке Сарыарки, сохраняла свое значение и в казахско-ногайлинское время.

 

1. Никитин В.П. Краткое описание памятников древности Семипалатинской области // Известия Археологической комиссии, вып. 2.

2. Коншин Н. О памятниках старины в Семипалатинской области//3аписки Семипалатинского п/о Зап. Сиб, отделения Русского географического общества, вып. 1, - Семипалатинск, 1903.

3.  Археологическая карта Казахстана, - Алма-Ата, 1960

4. Музалевский С., Сафонова Л. Археологические памятники Баянаупьского района. Павлодар, 1972

5. Артыкбаев Ж.О., Ерманов А.Ж., Жанисов А.Т. Позднее средневековье Павлодарского Прииртышья: опыт этноархеологического исследования (этнографо¬археологический комплекс Акколь-Жайылма) // Краеведение (ж). - Павлодар, 2004. - №3.

6. Смагулов Т.Н. Археологические исследования на некрополе Аулиеколь // Археологиялық зерттеулер жайлы есеп. Алматы,2008. С.223-229

7. Смагулов ТН. Археологические исследования на некрополе Аулиеколь...с.223-229

8. Определение П. Петрова

9. Мәшһүр Жүсіп Көпейүлы, Шығармалары. 8 том. - Павлодар, 2006.

10. Валиханов Ч.Ч. Предания и легенды Большой киргиз-кайсацкой орды // Собр. соч. Т.1. - Алма-Ата, 1984.

11. Миллер Г.Ф. Описание Сибирского царства и всех происшедших в нем дел. СПБ.1750.С.42.