Археологические исследования городища Жанкент

В полевом сезоне 2008 г. в ходе исследований на городище Жанкент в Кызылординской области были продолжены работы по изучению жилого комплекса в северо-западной части цитадели городища1.

Стратиграфия раскопа в верхнем строительном горизонте, представляет собой слой тёмно-серой пылеватой супеси, мощностью 15-30 см являющейся продуктом разрушения сырцовых конструкций под воздействием эрозионных процессов. При расчистке этого слоя встречаются переотложенные фрагменты керамики, кости животных, древесные угольки. Следующий слой толщиной от 30 до 60 см состоит из плотной тёмно-серой супеси насыщенной обломками сырцовых кирпичей.

На этом уровне фиксируются остатки сырцовых стен, пространство между которыми заполнено фрагментами битой керамики, костями животных и древесными угольками.

В заполнении двух помещений зафиксированы остатки упавших деревянных перекрытий в виде небольших обломков досок шириной 7-10 см. В ходе изучения стен и заполнения помещений обнаружены несколько впускных погребений и отдельно лежащий человеческий череп. Как показали дальнейшие результаты раскопок, при сооружении этих могил были частично разрушены небольшие участки стен и пол жилища.

Могила 1. Найдена в квадрате 87/94 при выборке зольника. Верхняя часть могилы не зафиксирована, ввиду того что заполнение могилы аналогично заполнению зольника в который она оказалась впущена. В нижней части могильная яма имела овально­ вытянутую форму и была ориентирована по оси ЗСЗ - ВЮВ, длина могилы составляла 1,2 м ширина 0,4 м. Глубина от уровня современной дневной поверхности - 0,6 м .

На дне могильной ямы расчищен скелет ребенка, лежащий на спине, вытянуто, головой на северо-запад. Череп лицевым сводом развернут на северо-восток. За исключением перемещенных фаланг верхних и нижних конечностей, сохранность костяка в целом удовлетворительная. Погребального инвентаря и остатков жертвенной пищи не обнаружено.

Могила 2. Обнаружена в ходе зачистки, в слое темно-серой супеси. Верхняя часть могилы не обнаружена, заполнение могилы в нижней части аналогично слою, в который она была впущена. Вследствие этого границы могильной ямы были плохо различимы. Могила имела овально-вытянутую форму, размеры могилы в длину составляли 0,4 м; ширина - 0,15 м, глубина от уровня современной дневной поверхности 0,35 м. На дне могилы ориентированной в направлении ЗСЗ-ВЮВ, расчищен детский костяк, лежащий головой на северо-запад, на правом боку, с подогнутыми нижними конечностями. Череп лицевым сводом повернут на юго-запад, судя по положению верхних конечностей руки погребенного на момент захоронения были сведены вместе.

Костяк как это не редко бывает в погребениях детей раннего возраста, отличается плохой сохранностью. Истлели практически все мелкие кости, часть костей таза и позвоночного столба, в разрушенном состоянии находился и череп погребенного. Сопроводительного инвентаря в могиле не обнаружено.

Могила 3. Обнаружена при расчистке скопления керамики в помещении 3. Могила имела овально-вытянутую форму и была ориентирована в направлении ЗСЗ - ВЮВ. Размеры могилы в длину составляют 0,85 м, в ширину 0,3 м, глубина от уровня современной дневной поверхности 0,5 м. На дне могилы расчищен детский костяк лежащий вытянуто, с поворотом на правый бок. Череп погребенного ориентирован лицевым сводом на ЮЗ. Сохранность костяка плохая. Отсутствуют кости правой верхней конечности, часть фаланг, часть костей таза и поясничного отдела. Как и в предыдущих случаях, вещей и остатков жертвоприношений при погребенном не найдено.

Аналогичные погребения совершенные по мусульманскому обряду обнаружены при закладке разреза внешней, восточной стены цитадели2. Следует отметить, что как на внутренней части цитадели, так и на прилегающей к ней с востока площадке городища отмечены многочисленные невысокие расплывшиеся бугры округлой конфигурации возможно, являющиеся остатками сырцовых мазаров и могильных холмиков.

Исследованные в раскопе погребения являются частью кладбища, датировка которого затруднительна ввиду отсутствия погребального инвентаря в захоронениях3. Параллельно с изучением впускных погребений были продолжены раскопки в южном секторе жилого комплекса, где было доисследовано помещение, интерпретированное как святилище.

Помещение подпрямоугольной формы размером 6 х 4 м. Стены сохранились на высоту от 0,2 до 0,4 м в 3-4 ряда кирпичей. Вдоль западной, восточной и северной стенок помещения с алтарем располагалась суфа П-образной формы, шириной 0,5 м, передняя стенка которой выложена уложенным плашмя сырцовым кирпичем и оштукатурена несколькими слоями глины. В юго-западном углу расчищен проход шириной 0,44 м соединявший помещение с примыкавшей к нему с западной стороны смежной комнатой.

В центральной части помещения находился глиняный декорированный очаг подпрямоугольной формы4. Внутри очага, у южной стенки стоял в вертикальном положении полуразрушенный керамический алтарь в виде двух бараньих голов, покрытый пышной резьбой и налепными шишечками. У основания алтаря, в небольшой ямке, выложенной фрагментами кирпича находился лепной сосуд с остатками органики. Рядом с алтарем найдены стеклянные вставки от какого-то украшения. С внешней стороны алтаря, у южной стенки помещения расчищены фрагменты обгорелых досок с остатками резного орнамента. В юго-восточном углу помещения обнаружены обломки нескольких лепных сосудов с резным орнаментом, обломки хума. Здесь же между суфой и стенкой обнаружен крупный сосуд с носиком сливом.

При выборке заполнения в соседних помещениях обнаружены фрагменты керамики, кости животных и рыб, обломки железных и медных изделий.

Наибольший интерес представляет караханидская монета предварительно датируемая 12 в.5

В ходе исследований на цитадели была собрана коллекция обломков и археологически целых сосудов, которые по способу изготовления подразделяются на две основные группы: лепную и станковую.

Среди станковой керамики также присутствуют небольшие хумы, кувшины, пиалы изготовленные из разной по качеству и цвету глины. Станковая керамика слабо орнаментирована. Преобладающим орнаментальным мотивом являются горизонтально прочерченные, опоясывающие верхнюю часть плечика сосудов «волны» и линии. В нескольких случаях отмечено применение фигурных штампов в виде розеток, гирлянд и крестообразных оттисков. При изготовлении данной категории посуды широко использовалось лощение и ангоб, на хумах встречаются потеки коричневой краски также являющиеся частью декора.

Лепная посуда представлена обломками крупных хумов, жаровен, кувшинов, светильников, мисок, крышек и резко отличается разнообразием и пышностью орнаментации от станковой керамики. Как правило, лепные сосуды изготовлены из крупнодисперсного теста, с примесью песка, органики и шамота. Они имеют не ровный, т.н. «костровой» обжиг. По степени орнаментации и отделке, лепная керамика подразделяется на две условные группы. Первую, составляют сосуды с хорошо заглаженными либо лощеными поверхностями. Как правило их отличает относительно богатая орнаментация в виде резных линий, оттисков гребенки, елочки, треугольников, шевронов и т.д. Под венчиками и на тулове встречаются ушки и налепы- утолщения, также как и у станковой посуды, на тулове кувшинов крепились налепные ручки.

Вторую группу образуют грубые, слабозаглаженные сосуды с бедной орнаментацией. Например сковородообразные сосуды, орнаментированные лишь редкими вдавлениями по венчику.

Ранее отмечалось, что в керамическом комплексе, полученном в результате раскопок на цитадели Жанкента, просматриваются культурные традиции, характерные для оседло­земледельческих и кочевых племен Южного Казахстана и Сарыарки. Сочетание данных культурных традиций в керамике Жанкента, вероятно является одним из проявлений тесных контактов оседлых и кочевых племен в рамках огузского этнополитического объединения, включавшего в себя различные хозяйственно-культурные области, что подтверждается и данными письменных источников. Не случайно у различных авторов огузы предстают то, как чистые кочевники (ибн-Фадлан), то, как жители страны с многочисленными городами (ал- Идриси).

Присутствие в декоре жанкентской посуды «кочевнических» орнаментальных традиций, возможно, отражает процесс оседания в городах кочевого населения описанный в трудах Махмуда Кашгари «...Вид гузов, который живет в их городах, не переезжает в другие места и не воюет, называется ятук».6 Вероятно с этой же группой населения связано и распространение в огузских городах языческих святилищ с оригинальными глиняными алтарями в виде двуглавого барана. Они украшены пышным декором, элементы которого полностью аналогичны декору на «кочевнической» посуде Жанкента.

Обнаруженные в ходе работ на цитадели предметы быта, украшения и немногочисленный нумизматический материал позволяют предварительно датировать верхний строительный горизонт в рамках IX-XI вв. Отсутствие более поздних жилищных комплексов указывает на то, что в предмонгольское время город приходит в упадок, очевидно в следствии крушения державы сырдарьинских ябгу, войн и миграций огузского населения. Однако в письменных источниках упоминания о Янгикенте встречаются и в монгольское время. Этот период истории города отражен в материалах городища Мын-тобе расположенном примерно в 2 км северо-западнее городища Жанкент.

Подъемный материал с городища представлен значительной коллекцией медных монет, относящихся в основном к золотоордынскому периоду.

 Керамический материал, собранный на городище находит широкие аналогии в памятниках золотоордынского периода.

Сам город, видимо, возникает в период упадка Янгикента в 12-13 вв. и наиболее интенсивно развивается в период наибольшего расцвета Золотой Орды. Центр городской жизни к этому времени окончательно перемещается на территорию Мын-тобе, а крепость и соответственно находившийся в нем бывший городской центр Янгикента приходят в запустение. Это предположение подтверждают результаты исследований на цитадели, где поздний, верхний слой вряд ли может быть датирован позднее 12-13 вв.

  

1. Ахатов Г.А., Смагулов Т.Н. Археологические работы на цитадели древнего Жанкента//Археологиялық зерттеулер жайлы есеп. Алматы.2008

2. Раскопки И.А. Аржанцевой

3. Однако, учитывая расположение позднесредневекового некрополя к северу от городища на территории современного поселка Оркендеу и современного казахского кладбища также расположенного в стороне от памятника, видимо кладбище возникло на руинах Жанкента в Новое время.

4. Ахатов Г.А., Смагулов Т.Н. Археологические работы на цитадели древнего Жанкента//Археологиялық зерттеулер жайлы есеп. Алматы,2008

5.  Определение П. Петрова

6. Толстов С П. Города гуэов//Советская этнография. 1947,№3.