Некоторые итоги исследования древнего Саурана (городище Каратобе)
В последние годы в рамках Госпрограммы «Культурное наследие» Институтом археологии им. А.Х. Маргулана развернуты широкомасштабные исследования на «Регистане» позднего Саурана, где вскрывается ряд фундаментальных культовых и общественных сооружений формировавших архитектурный облик города в XIV-XVII вв. (жума-мечеть, медресе, ханака), исследованы северные городские ворота с «привратным комплексом», мечеть-намазгох у северного некрополя, ряд пригородных усадеб.
Однако, как показывают современные историко-топографические и археологические исследования, средневековый Сауран представлен двумя разновременными городищами - Каратобе и собственно Сауран. Они с прилегающими пригородными усадьбами, агроирригационными планировками и конструкциями, некрополями, загородными садово-парковыми комплексами и пр. составляют основу «Сауранского археологического комплекса».
Сегодня определено ясно, что эти два городища памятники истории культуры одного средневекового города - Саурана. В этом убеждают современные детальные историко-топографические исследования. Предварительные археологические исследования на городище датировали XIII веком его верхний культурный слой, а значить, верхний рубеж интенсивной городской жизни. Эта датировка совпала по принципу последовательности с датировкой нижних слоев внутри крепостных стен позднего Саурана. А обнаружение под первым, самым нижним строительным горизонтом позднего Саурана захоронений послужило основанием для гипотезы о перемещении города на место старого городского некрополя.
Городище Каратобе не вошло в число номинантов Госпрограммы «Культурное наследие», как отдельный памятник, и широкомасштабные археологические исследования, имеющие перспективу консервации и музеефикации объектов древнего Саурана, начаты здесь в 2006 и продолжены в 2007гг. в рамках регионального инвестпроекта на средства ОФ «Олкетану» (г.Тараз, президент фонда - Е.К.Баймурзин).
В топографии городище Каратобе реконструируются три ряда концентрических крепостных стен (линий обороны). Внешняя крепостная стена охватывает площадь примерно в 3,5 км2. и имеет протяженность более трех километров. Обращает на себя внимание «изломанность» линии этой стены. Можно полагать, что изломанный контур служил для придания стене повышенных фортификационных свойств. Внутренний город был ограничен стеной длиной в 2200м. ограничивающей почти правильный квадрат. Овальную цитадель в центре квадрата охватывала стена протяженностью около 1 000м. Т.е. в пред монгольское время по своим масштабам город Сауран был действительно одним из крупнейших городских центров на юге Казахстана и по своим основным параметрам вполне сопоставим с древним Отраром.
Как показали наши исследования, последний период интенсивной городской жизни на Каратобе - XII - нач. ХIII вв. Значить описанная выше топография городища характеризует город ІХ-ХІІ вв, т.е. саманидского и караханидского времени, времени наивысшего расцвета городской жизни на юге Казахстана, всплеска роста городов и вообще оседлой культуры в регионе.
Отмеченные выше топографические особенности свидетельствуют, что город был заложен и первоначально строился по четкому градостроительному и архитектурному плану. Предварительная характеристика его основных топографических элементов и структурных частей (концентрическая зональность, продуманность фортификации, обеспеченность водой и пр.) говорят о высоком уровне проявленного здесь градостроительного искусства.
В 2006 г. в ЮЗ секторе центрального холма «цитадели» Каратобе (у тригопункта) был заложен раскоп 2 (Р2) площадью 15x15 м. Он имел целью выявить и исследовать предполагавшиеся здесь остатки монументальных построек цитадели. Однако, полученные результаты не подтвердили наших предположений. Полученные стратиграфические данные и наблюдения по раскопу 2 на цитадели городища Каратобе пока можно обобщить следующим образом. Строительные конструкции ВСГ выявляются лишь по южной и западной окраине холма, и они по стратиграфическому положению (1-2 ярус) и по внешнему облику (стены, суфы, очаг, ямы-бадрабы) представляют собой фрагменты рядовой жилой застройки как бы окаймлявшей центральный участок занятый слоистой мусорной свалкой. С этим строительным горизонтом связан комплекс своеобразной керамики небрежного художественного исполнения, но с «поздне караханидскими» реминисценциями. Лишь на уровне 5 яруса появились верхушки развалов стен 2 строительного горизонта. Основания стен угла какой-то постройки залегают на уровне середины 7 яруса, т.е. сохранность стен этого горизонта около 1,2-1,4 м. К этим стенам прилегают мусорные слои с глазурованной керамикой уже явно «караханидского облика». Ну и третий, пока самый нижний, строительный горизонт намечен в 8-9 ярусе. Как показал данный раскоп, в самой возвышенной центральной части городища продолжительное время (X-XIIІ вв.) существовал холм образованный золистыми мусорными прослойками общая толщина которых составляет не менее 4,5 м. Т.е. в центре горда существовала долговременная мусорная свалка (!). данный феномен требует своего объяснения, которое не возможно дать значительно не расширив и углубив раскоп.
На более широкой площади стратиграфию верхних культурных наслоений (ВСГ) нам удалось исследовать на раскопе 1 (Р1) в ЮВ углу цитадели городища (см.фото. 1). Площадь раскопа по уровню ВСГ составила более 2000 м2. Здесь выявлена плотная застройка жилыми массивами, состоящими из одно-трех комнатных домов. Некоторые из них могут быть интерпретированы как жилища достаточно зажиточного слоя городского населения. В частности, выделяется «дом зажиточного горожанина» с вестибюлем, декорированным внутристенными нишами, подпотолочным фризом из резной глины. Во всех домах суфы с тандырами, встроенные в стены камины, закрома. Массовую категорию находок составляет поливная посуда, датируемая по имеющимся прямым аналогиям ХIII веком. К ней относится посуда с зеленой, желтой глазурью с желтым рисунком. Посуда с красной поливой и желтым рисунком. В это время широко распространена керамика с процарапанным орнаментом и росписью крапинами, потеками зеленого, ядовито желтого, марганцевого цветов в самых различных вариантах. Ведущими формами сосудов открытого типа являются чаши на плоском, или дисковидном вогнутом поддоне с коленчатым перегибом в верхней части. Наиболее устойчивыми элементами декора были треугольники в различных вариантах и четырехлепестковая розетка с крапинами желтого или зеленого цвета, сочетание процарапанного орнамента с пятнистым. Деление поверхности на сектора и концентрические полосы с заполнением соцветиями контрастных пятен, потеков. Особую группу неполивной посуды составляют кувшины с фигурной раскраской внешней поверхности буро-красной или черной ангобной глиной по светлому фону. Орнамент разнообразен. Самыми распространенными элементами декора являются спиралевидные розетки в точечном обрамлении, S-образные фигуры, штрихованный рисунок с фигурами в виде треугольников, сочетание прямых и волнистых линий.
Второй строительный горизонт (2СГ) исследован на значительно меньшей площади (около 300 м2), но стало ясно, что в целом по планировке ВСГ повторяет планировку 2СГ, с небольшими изменениями. Глазурованная керамика двух видов: с трехцветной росписью коричневым, красным, зеленым на светлом фоне, с такой же росписью под прозрачной бесцветной глазурью и с процарапанным орнаментом по ангобу под слегка окрашенными глазурями салатовой, темно-зеленой. Разнообразны и элементы орнаментации. Это спиралевидные фигуры, лепестки, чешуйчатая сетка, волнистые и прямые линии. Среди неглазурованной посуды выделен комплекс керамики под красным плотным ангобом с залощенной поверхностью и разнообразным орнаментом. Это сочетание штампованного и врезного, процарапанного, вдавленного и т.д. Этот комплекс керамики аналогичен керамике ХII в. Отрара, Чача, Согда. Из 2СГ происходит серия из более чем двадцати медных и серебряных монет. По предварительному мнению П. Петрова, среди определимых монет преобладает чекан хорезмшаха Мухаммеда ибн Текеша. Т.е. верхний рубеж 2СГ может быть датирован периодом первых десятилетий ХІІ в.
Далее отмечен слой запустения, заброса, который явно перекрывает нижележащий СГ Отмечено большое количество мусорных ям, бадрабов, свалки золистого мусора в руинах помещений. Т.е. в ХI веке (в первой половине?), видимо, данный участок городской застройки какое-то время был заброшен. Возможно, это связано с тем, что в этот период вообще сокращается обживаемая площадь города (?) и некогда капитальные дома почти сплошь прорезаны более поздними ямами, бадрабами, их руины засыпаются кухонным мусором. Получено небольшое количество керамики ХI века.
Третий строительный горизонт (ЗСГ) пока вскрыт на небольшой площади (20x15м), его остатки залегают на уровне 5-7 ярусов. Помещения различной конфигурации, от трапециевидных до прямоугольных, квадратных. Оказалось, что направление стен, планировка разно функциональных помещений в жилищах 2 и 3 СГ не связана преемственностью, что наблюдалось в застройке на уровне ВСГ и 2СГ изменился и характер строительных материалов и технологии. Основным строительным материалом был качественный прямоугольный сырцовый кирпич. Обязательным элементом в оформлении помещений являлись суфы со штукатуркой из тонкодисперсной глины и напольные керамические или глиняные алтари в центре помещения (фото.2). Керамика представлена посудой прекрасного качества, с двухцветной росписью черным и красным по светлому фону. Мотивы орнамента отличаются разнообразием, но преобладают растительные и эпиграфические - в виде вытянутых по горизонтали надписей, расположенных по краю чаш под зубчатым бордюром. Следует отметить основные морфологические признаки этого комплекса. Основные формы сосудов - полусферические и конические чаши, на дисковидном или слегка вогнутом и кольцевом поддоне. Неглазурованная посуда представлена горшковидными сосудами, кувшинами, котлами, кружками и т.д. Подобный комплекс керамики характерен для Согда и Чача, и датируется втор. пол. X - нач. ХI вв.
В ходе археологических раскопок получены значительные коллекции различных ремесленных изделий, как местного производства, так и явно импортных, привезенных сюда по караванным трассам Великого шелкового пути из ремесленных центров Мавераннахра, Хорасана, Ближнего Востока и характеризующих культуру и быт жителей крупного и развитого городского центра.
Археологическая стратиграфия Каратобе позволяет выявить несколько этапов в развитии технологии, форм, художественном декоре массовых категорий артефактов, в частности, средневековой керамики пока на протяжении от середины X века до ХIII века. Существенны наблюдения за эволюцией планировки жилишь, застройки отдельных участков городской территории, технологии строительного ремесла и т.п.
Таким образом, начатые на Каратобе археологические исследования показывают перспективность городища древнего Саурана в целях дальнейшей консервации и музеефикации различных элементов средневекового города поры блестящего развития городской культуры. Подготовленные для музеефикации элементы городской застройки (жилища, общественные и крепостные сооружения, и т.п.) периода ІХ-ХІІ вв. в комплексе с объектами рядом расположенного позднесредневекового Саурана со временем могут наглядно демонстрировать эволюцию городской культуры Южного Казахстана на протяжении всей эпохи средневековья.