Археологические исследования тюркского могильника Каракыстак 1

В процессе комплексных полевых археологических исследований 2007 года, нацеленных на изучение и сохранение тюркского культурного комплекса Мерке работы были сосредоточены на погребальном памятнике тюркской социальной элиты Каракыстак 1. Могильник Каракыстак 1 открыт и документирован в результате разведочных работ на территории одноименной долины, которая примыкает к святилищу Мерке с юго-запада. Могильник Каракыстак состоит из 1 5 погребальных сооружений, организованных рядами в три группы. Между тремя группами курганов, расположено три больших кургана диаметром 47 м, высотой 2,9 м, 30 м, высотой 1,26 м и 23 м, высотой 2,2 м. В результате анализа материалов раскопок 2006 г на одном из центральных курганов, диаметром 23 м, высотой 1,9м было установлена этнокультурная и хронологическая принадлежность памятника. Погребальный памятник был сооружен в честь тюркской социальной элиты в период VI-VIII вв.

В полевом сезоне 2007 года археологические раскопки были проведены на двух курганах номером 2 и 3 в первой цепочке в восточной части некрополя и на кургане 8 во второй цепочке. Конструкции погребальных сооружений представляют собой насыпи, поверхность которых выложена крупной речной галькой. На кургане 2 каменная выкладка шириной 2,5 м прослежена на поверхности насыпи по периметру основания, поверхность кургана 3 была полностью выложена камнем. Часть камней с насыпи была снесена позже, возможно в процессе ограбления.

Под насыпью кургана 2, диаметром 14,8 м, высотой 0,85 м на уровне древней дневной поверхности, в 4,5 м от могильной ямы, выявлено кольцо, выложенное из крупных камней, положенных в один ряд. Могильная яма размером 2,55 м. шириной 1,1 м, глубиной 1,2 м ориентирована с северо-запада на юго-восток. После тотального ограбления, на дне ямы, в разных частях зафиксированы отдельные фрагменты дерева, несколько костей погребенного и животных, фрагмент керамики.

Насыпь кургана 3 представляет собой конструкцию слегка вытянутую с севера на юг, размером 9,3х7,7 м, высотой 0,5 м. Могильная яма размером 2,2 м, шириной 0,9 м, глубиной 0, 85 м, после ограбления содержала только несколько фрагментов костей погребенного на дне ямы.

Курган 8 диаметром 1 5 м, высотой 1,3 м по периметру основания насыпи окружен двойным рядом каменных колец. Внешнее кольцо диаметром 14,5 м выложено из крупных валунов длиной 35-45 см, толщиной 20-25 см. На расстоянии 0, 3 м от внешнего кольца выложено второе кольцо тоже из крупных камней размером 25-30 см х 20 см. Могильная яма, расположенная в центре под насыпью, был перекрыта крупными бревнами из арчи, которые перекрывали погребальную камеру поперек. Бревна перекрытия находились в наклонном положении с юго-запада на северо-восток. Могильная яма ориентирована с северо-запада на юго-восток. Вследствие ограбления погребальный обряд восстановлен частично. На дне ямы находились кости двух погребенных, черепа лежат in situ в северо-западном углу погребения, кости туловища сдвинуты к юго-западной стене и лежат вперемешку с костями животных. Отдельные кости находились в северном углу погребения /фото 1/. В качестве сопроводительного инвентаря, в погребальную камеру были положены четырнадцать однотипных лепных, керамических чашек. Археологически целые, но частично разбитые сосуды находились в северном углу могильной ямы, другие фрагменты зафиксированы в области головы погребенного. Все сосуды изготовлены на матерчатом шаблоне и на внутренней стороне стенок сосудов содержат следы ткани, использованной в процессе лепки керамических изделий. Чаши не носят следов использования их в быту, что свидетельствует об их назначении как сосудов, специально изготовленных для процедуры сопровождения ритуальной пищей в процессе погребения.

В области таза найдено два частично разрушенных железных наконечника стрелы, представляющих собой два разных типа оружия. Размеры наконечника 1 равны: общая длина 7 см, длина черешка 3,5 см, длина сохранившейся части пера 3,5 см, ширина средней части пера 2,8 см. Тип описываемого наконечника стрелы представляет собой черешковый наконечник с пером форма которой позволяет описать ее...

От второго наконечника стрелы также сохранилась верхняя головка, длиной 2,5 см, черешок отломан. Прослеживаются три пера, которые выступали над сломанным черешком. Описываемый тип головки наконечника относится к разряду трехперых, черешковых наконечников стрел.

В погребении находились кости животных, палеозоологическое определение которых позволило установить, что в качестве жертвенной пищи, в погребение были положены части туш трех животных: лошади, крупного рогатого скота и барана. Сохранившиеся в форме костей части туш животных свидетельствуют, что для сопроводительной ритуальной пищи, в погребальную камеру были положены задние части в форме крестцов каждой из названной особи.

Типы всех четырнадцати керамических изделий, выявленные в процессе изучения погребальной камеры кургана 8 идентичны с формами сосудов, которые происходят из кургана 1, изученного в 2006 году. Сходство форм сосудов дополняется и единством технологических приемов, которые использованы мастером для изготовления лепных керамических изделий. Особенностью технологии изготовления шести чашек из кургана 1 и сосудов из кургана 8 является процедура лепки с использованием матерчатого шаблона, следы которого отчетливо прослеживаются на всех керамических изделиях. Наблюдениями установлено, что сосуды из кургана 1 также не были в бытовом использовании и были специально изготовлены для помещения их в качестве погребального инвентаря. Количественная представительность керамической коллекции, состоящей из четырнадцати чашек, возможно связана с тем, что в погребальной камере были похоронены два человека. Вместе с тем надо отметить, что большое количество сосудов является свидетельством высокого социального статуса погребенного. Материалы захоронения, изученного в кургане 1, является тому подтверждением, так как, в погребальной камере, наряду с семью керамическими изделиями была обнаружена золотая нашивная пластина, в центре которой изображена птица в геральдической позе.

Результаты исследования погребальных сооружений могильника Каракыстак, позволяют сделать несколько заключений, которые можно подытожить в следующих выводах. Прежде всего, компактная локализация могильника на террасе левого берега реки Каракыстак и внутренняя соподчиненность погребальных сооружений на пространстве небольшой террасы позволяет судить о том, что перед нами монокультурный погребальный комплекс. Факторами, свидетельствующими о единстве культурного содержания могильника Каракыстак 1, являются архитектурные особенности наземных погребальных конструкций и особенности могильных сооружений. Одинаковые приемы, использованы при сооружении каменно-земляных насыпей, каменных колец, опоясывающих погребальные камеры на уровне древней дневной поверхности, прямоугольные по форме могильные ямы, перекрытые деревом вдоль в двух курганах, также подтверждают мысль о единстве и этнокультурной близости мемориальных сооружений. В пользу об этнокультурном сходстве говорят и одинаковые формы сосудов, выявленные в исследованных захоронениях могильника Каракыстак 1.

В рамках исследования научной проблемы, направленной на решение вопросов этнокультурной интерпретации памятников святилища Мерке, открытие и изучение погребальных сооружений, могильника Каракыстак 1 имеет принципиальное значение. В контексте исследования процесса развития культурного комплекса западных тюрков, исконно населявших земли Жетысу следует обратить внимание на результаты изучения погребального обряда.

Анализ погребального обряда, зафиксированного по материалам курганов могильника Каракыстак 1 показал, что по структурным особенностям устройства насыпей и погребальных камер, памятники имеют наибольшее сходство с погребальными конструкциями, получившими распространение на описываемой территории в период II-V вв. н.э. Внешние формы насыпей курганов, содержащие обкладки из камней по периметру основания и окружающие могильную яму кольцевые каменные выкладки сходны с устройством кургана 2 могильника Актерек, курганов 26, 56, могильника Курты, кургана 27 могильника Тасты Булак .

Перекрытия могильных ям деревянными плахами, которые укладывались поперек конструкций, также известны в материалах погребальных памятников усуней. Могильная яма кургана 13, могильника Джуантобе 2, под насыпью, на уровне древней дневной поверхности была перекрыта деревянными плахами, в кургане 74, могильника Актерек, в кургане 26 могильника Курты деревянные перекрытия, были уложены на заплечики. Погребальный инвентарь из курганов могильника Каракыстак 1, представленный однотипными, круглодонными по форме, лепными чашками идентичен с таковыми из усуньских захоронений. Аналогичные по форме сосуды повсеместно сопровождают усуньские захоронения и являются одной из распространенных форм керамики, сопровождающей погребения усуней. Лепные чашки находились в курганах 4, 1 3 могильника Сарытогай 1, курганах 4, 5 могильника Сарытогай 2, курганах 25 и 81 могильника Сарытогай 3, кургане 28 могильника Джуантобе 2, в кургане 54 могильника Курты, кургане 27 могильника Тастыбулак.

В эпоху средневековья, идентичные по форме типы керамики имели хождение в тюркской этнокультурной среде и изображались в руках каменных статуй. В материалах живописи, на фресках парадных залов средневекового города Пенджикент тюрки, восседающие в центре картин, непременно изображались с сосудами в одной, приподнятой руке. Типы сосудов в руках тюрков близки по формам чашам из курганов могильника Каракыстак 1.

Золотая пластина, с фигурой птицы, изображенной в центре рамки близка по своему стилю образу птицы, которая показана на шапке, изображенной на голове скульптуры Куль тегина. Примечательными особенностями стиля описываемых атрибутов являются форма изображения крыльев птиц, которые показаны, с одной стороны развёрнутыми, но с другой - слегка обращены вовнутрь, в сторону туловища. На обоих описываемых артефактах, птицы показаны в позе стоя. Единственное различие кроется в том, что на скульптурном изображении, на шапке головы Куль тегина, показаны ноги птицы, а в облике пернатого из Каракыстака видны оперенья хвоста, на который он опирается. Описываемый стиль изображения птицы имеет сходство и с фигурой пернатого с распростертыми крыльями, изображенного в центре короны Бильге кагана.