Изучение и сохранение тюркского наследия святилища Жайсан

Комплексные работы 2006 года, по проекту "Изучение и сохранение тюркского наследия долины реки Чу проведены на территории локализации тюркского святилища Жайсан, в Шуском районе Жамбылской области.
Исследовательские работы были сосредоточены на нескольких направлениях: продолжены поисковые работы по уточнению территории локализации тюркских мемориалов, обследованию земель в пределах долины Жайсан, археологическому изучению погребального кургана и ритуальной ограды на культовом комплексе Жайсан 14 и работы по подготовке проекта создания национального природного и этнокультурного парка "Мерке-Жайсан".
В результате разведочных работ в научный оборот введены новые типы памятников, дополнившие данные и характеризующие святилище как культовый центр племен средневековых тюркских кочевников. Произведена первичная документация памятников для последующей паспортизации вновь выявленных объектов: топографическая, инструментальная съемка, фотографическая фиксация и описание.
В контексте фундаментальных исследований по изучению тюркского наследия Институт Археологии им. А.Х. Маргулана при поддержке Министерства культуры и информации и Министерства образования и науки и содействии Таразского государственного педагогического института 25-26 мая 2006 г. принял участие в организации и проведении международной научно- практической конференции "Центральная Азия и Казахстан: истоки тюркской цивилизации".
Продолжением конференции явился международный полевой семинар "Изучение и сохранение тюркского наследия", стартовавший в г. Тараз 27 мая 2006 юда и проведенный на базе уникальных и эталонных тюркских святилищ Жайсан и Мерке был завершен на заключительном пленарном заседании Института археологии им. А.Х. Маргулана 30 мая 2006 года. В работе полевого семинара приняли участие ведущие тюркологи Центральной Азии в области истории, этнологии, археологии, экологии и туризма. В процессе работы семинара, ученые ознакомились с опытом изучения, реконструкции, сохранения наследия тюркских кочевников и с концепцией создания национального природного и этнокультурного парка "Мерке-Жайсан". В резолюции полевого семинара отмечены успехи комплексной археологической экспедиции по изучению тюркского наследия, сохранение наследия способом реконструкции мемориалов в едином контексте с природным ландшафтом признано в качестве перспективного направления, сохранения этнокультуры тюркских кочевников казахской степи.
Археологические работы полевого сезона 2006 года на святилище Жайсан, были сосредоточены на культово-мемориальном комплексе Жайсан 14, состоящем из 2-х оград и 3-х курганов и на одиночной ограде Жайсан 24. Курган 1 комплекса Жайсан 14, расположенный к юго-востоку от основной ритуальной конструкции, выбран в качестве объекта исследований на 2006 год из-за его аварийного состояния. Диаметр кургана 16 м, высота 0,75 м. На территории расположения описываемого культово-мемориального комплекса, в течение многих лет велись сельхоз работы, следствием которых явилось разрушение насыпи курганов и кургана 1 в том числе. В процессе зачистки установлено, что первоначально поверхность глиняной насыпи была покрыта каменным панцирем, а по периметру основания курган опоясывало каменное кольцо. Надмогильная конструкция находилась по центру кургана, на уровне дневной поверхности обнаружена каменная выкладка, размером 2,5 м х 2 м, выложенная над могильной ямой и ориентированная с северо-запада на юго-восток. Могильная яма также заполнена глиной вперемежку с камнями. Захоронение полностью ограблено, фрагменты костей фиксировались в разных частях погребальной конструкции, инвентарь не выявлен. После раскопок курган реконструирован.
Ограда 2 из комплекса Жайсан 14 расположена в 50 метрах к югу от главной ритуальной конструкции. Ограда 2 с размерами сторон 1,4 м - по оси север-юг и 1,6 м - по оси восток-запад, сложена из каменных плит, поставленных вертикально на ребро. Внутренняя площадь ограды выложена мелким колотым камнем. В процессе раскопок внешней стороны ограды, в северо- западной части выявлена каменная плита длинной 1,2 м, шириной 0,3 м. В северо-западной части ограды находились еще две каменные плиты, размерами 0,3х0,4 м и 0,7х0,3 м. Часть внешней каменной выкладки за оградой фиксируется в виде мелких колотых камней, расположенных кое-где снаружи.
Одиночная ограда из памятника Жайсан 24, расположена на гребне сая Шатыркул, в 300 м к юго-востоку от трассы на рудник Шатыркул, 250 м к югу от культово-мемориального комплекса Жайсан 1. Размеры ограды 2,45 м х 2,65 м. Конструкция сложена из каменных плит, поставленных на ребро. с юго-западной стороны, к ограде пристроена конструкция в форме овала, размерами 0,75 м х 1 м, выложенная из мелких колотых камней. Внутренняя часть ограды заполнена крупными каменными плитами и мелкими камнями. Размеры самых больших каменных плит составляют в ширину от 0,45 м до 0,75 м, в длину от 0,90 м до 1,10 м. По периметру снаружи ограды, на площади 0,45 м до 0,85 м, выявлена выкладка мелкими колотыми камнями и каменными плитами среднего размера. Во время раскопок, произведенных во внутренней части ограды, дополнительных конструктивных особенностей и находок выявлено не было. Так же отсутствовало и каменное изваяние или стела, характерная для подобных памятников тюркского периода.
Ограды из комплекса Жайсан 14 и Жайсан 24, после проведения археологического изучения, реконструированы.
Неотъемлемой частью Святилища Жайсан являются памятники наскального искусства и родовые тамги, расположенные на скальных выходах. Тамги встречаются не только среди петроглифов, но и на стелах и каменных изваяниях.
На территории святилища Жайсан, ранее были выявлены два больших скопления петроглифов, в местности Каскырсай и Жиделисай. В полевом сезоне 2006 года, в результате разведки, в местности Унгирли, было найдено еще одно скопление петроглифов. Коллекции уже известных и зафиксированных ранее родовых тамг святилища Жайсан дополнены новыми находками. Произведена документация вновь выявленных источников.
Произведена работа по предварительному анализу тамг святилища Жайсан. Необходимо отметить, что в современной археологической науке, накопился значительный объем материалов, свидетельствующий о широком распространении тамг у тюркских народов средневековья. Учитывая отсутствие специализированных исследований, посвященных описываемой категории источников, одной из основных задач группы по "Изучению тюркского наследия долины реки Чу", является изучение тамг в качестве исторического источника, характеризующего не только культуру населения, оставившего памятники святилищ Жайсан и Мерке. Информационный потенциал родовых тамг исследуются с позиции категории источников, которые совместно с материалами других тюркских памятников позволяют реконструировать процесс развития культуры населения тюркской ойкумены Центральной Азии и Евразии.
Тамги, выявленные в составе святилища, встречаются на стелах, изваяниях и совместно с петроглифами на скалах. Они обращены на восток, юго-восток и юг.
Особый интерес представляет тамга в форме ромбовидной подвески, встречающаяся на территории святилища в трех случаях. Такой же формы амулеты высечены и на каменных изваяниях Теректы 1 и 2. Ближайшие аналогии ромбовидные подвески находят среди тамг горы Большой Улазы Минусинской котловины (Леонтьев, Миклашевич, Мухарева, 2005, с 131, рис. XVІІ). Есть мнение, что ромб является отличительным признаком женского начала (Каржаубай, 2002, 60-63). Видимо, рассматриваемая ромбовидная тамга служила в качестве оберега, маркирующего сакральную территорию святилища Жайсан.
Тамга в форме натянутого лука, присутствующая среди тамг святилища, вероятно, является одной из вариаций так называемой "Ай тамги", часто встречающейся у тюркских народов (Кузеев, 1974, 191, табл.7). Существует мнение, что натянутый лук, равно, как и согнутый палец или ребро, символизировал нарождающуюся луну (Зуев, 2002, с. 193-194). Новая тамга из местности Момбай сазы, в форме повернутого в левую сторону крючка, типологически близка с тамгами на Онгинском памятнике, на антропоморфном балбале из Хушо-Цайдам III (Войтов, 1996, С. 86-87, рис. 51.2, 53.1). Такой формы тамга нередко встречается в комплексе с тамгой в форме горного козла - "Тау-теке", являющегося символом Кок тюрков.