Археология и культурное наследие Казахстана

Многообразие и богатство культурного наследия являются основополагающим признаком цивилизованного общества, интеграционным компонентом национального и государственного самосознания. Вещественный блок культурного наследия представляет собой как бы материализованную память народа. Важную часть этого блока составляет археологическое культурное наследие.
Цивилизованные страны все с большим вниманием относятся к проблемам изучения, сохранения и использования культурного наследия. В развитых странах повышение уровня благосостояния способствовало развитию массового туризма, формированию целой туристской индустрии, что экономически стимулирует внимание к культурному наследию.
Культурное наследие является предметом пристального внимания в Казахстане.
2003 год стал этапным в развитии культуры: в ежегодном послании Президента страны к народу в числе важных задач, стоящих перед страной, определены задачи изучения и сохранения историко-культурного наследия.
Следующие 2004-2006 гг. определены временем выполнения Государственной программы «Культурное наследие», которая должна совершить прорыв в изучении, сохранении и использовании историко-культурного наследия.
Понятно, что это только начальный этап постоянной многолетней работы.
Археологические объекты, согласно Программе, предлагаемые для изучения, в том числе и масштабных раскопок, выбирались с учетом их значимости и наличия определенного задела в предыдущих изысканиях. Это по сути дела эталонные памятники, несущие важную историко-культурную нагрузку и являющиеся знаковыми для памяти народа.
Безусловно, исследования по Программе должны вестись комплексно, вслед за раскопочными работами и параллельно им должны следовать мероприятия, связанные с подготовкой проекта, затем консервацией и восстановлением раскопанных объектов и их музеефикацией.
Музеефицированные памятники должны быть включены и уже включаются в систему казахстанских государственных и международных туристических маршрутов, чтобы стать своеобразными узлами развивающейся туристической инфраструктуры.
Одной из главнейших задач Программы является подготовка Свода памятников истории и культуры, строгий учет и ревизия историко-культурного наследия. Свод - это фундамент всей работы по изучению и охране памятников. Изданы два тома: по Южно-Казахстанской и Жамбылской областям.
Начаты и проводятся исследования по сбору данных для томов Свода, а также подготовка статей по Алматинской, Кзылординской, Северо-Казахстанской областям. (К.М. Байпаков, Ж.К. Курманкулов, А.А. Плешаков).
Ведутся работы по уточнению Сводов уже подготовленных. Выполнение работ по Своду ведется на новом уровне с использованием компьютерных технологий и системы глобального позиционирования (GPS).
Исходный пласт археологического культурного наследия восходит к эпохе палеолита, неолита и энеолита.
Он изучается на материалах уникальных памятников Шоктас и Кошкурган вблизи Туркестана (Ж.К. Таймагамбетов).
Коллекции каменных орудий Кошкургана I и Шоктаса I дают исчерпывающую информацию о технико-типологических особенностях одной из основных линий развития каменной индустрии на протяжении раннего палеолита не только Казахстана, но и Евразийского континента в целом.
В Центральном Казахстане исследуется палеолитическая многослойная стоянка Токтаул, расположенная в 83 км к северо-западу от Жезказгана.
На ее территории обнаружены каменные артефакты, палеофаунистические остатки, кострища различных эпох - палеолита, мезолита, неолита, энеолита (О.А. Артюхова).
Особый интерес вызывает изучение пещеры Талдысай, содержащей археологические отложения.
В энеолитическое время в Казахстанской степи и лесостепи наблюдается переход от охоты и собирательства к производящим формам экономики, к земледелию и скотоводству.
Скотоводство, точнее, коневодство, было основной формой хозяйства у населения энеолитического поселения Ботай в Петропавловском Прииртышье, существовавшего во второй половине III в. до н.э. Сейчас археологами открыта большая группа поселений, относящихся к «ботайской» культуре.
В связи с научной проблемой развития производящего хозяйства, коневодства, ведутся исследования поселения Ботай и аналогичных памятников в лесостепной зоне Северного Казахстана (В.Ф. Зайберт). Получены новые данные по решению проблем и цивилизации Казахстана в эпоху периода от камня и бронзы. На поселении Ботай проведены консервационные работы и реконструкция древнего жилища.
Важнейший пласт археологического наследия связан с эпохой бронзы, когда на просторах Евразийских степей прочно утвердился степной образ жизни, складывается степная цивилизация.
На обширных пространствах Казахстана, Сибири, Урала и Средней Азии формируется андроновская культура, для которой характерны такие общие признаки, как скотоводческо-земледельческая экономика; развитие горного дела, металлургия и металлообработка бронзы; сходный облик материальной культуры; обряд погребения, близкие идеологические представления.
Одним из центров протогородской цивилизации Казахстана в эпоху бронзы становится Кент - протогород в предгорьях Каркаралинских гор в Центральном Казахстане.
Площадь его более 150000 кв. м, здесь обнаружены храмовые постройки, сельская округа и ремесленное производство, в том числе и металлургическое (В.В. Варфоломеев. В.Г. Ломан). Здесь открыты следы существования железоделательного производства в эпоху бронзы. Обнаружены не только железные шлаки и руда, но и раскопаны металлургические печи. Этот факт трудно переоценить. Получены основания для пересмотра хронологии начала наступления железного века. Весьма вероятно, что это открытие позволит датировать переход к раннему железному веку не VIII в. до н.э., a Х-ІХ вв. до н.э. и удревнить эту эпоху на два столетия.
Центральный Казахстан в эпоху бронзы оставался центром производства палеометалла. Одним из крупных поселений металлургов является Талдысай (Ж.К. Курманкулов, А.С. Ермолаева).
На поселении обнаружены «плавильные» агрегаты. Они имели разные размеры, конструкцию и назначение, потому что процесс плавки проходил несколько этапов. На Талдысае металлургические печи разных типов были объединены в производственные комплексы.
Интересные результаты получены при изучении поселения Токсанбай на плато Устюрт в северо-восточном Прикаспии (З.С. Самашев, А.С. Ермолаева, Т.Н. Лошакова).
Работы дают возможность проследить процесс перехода населения Прикаспийского региона от эпохи неолита к энеолиту в экстремальных аридных условиях.
В результате исследований поселения Токсанбай и других на плато Устюрт удается выделить тип памятников эпохи энеолита-бронзы, определить культурные контакты Устюрта с Поволжско-Уральским регионом, северным Прикаспием и Средним Востоком.
Важный пласт археологического культурного наследия относится к эпохе раннего железного века. В это время в Казахстане формируется блок наследия, который можно назвать сако-усуньским и кангюйско-сарматским. Ряд черт его характерен для многих народов степной зоны Евразии. В это время сложился устойчивый образ жизни номадов со всеми его проявлениями в хозяйственной, бытовой и поведенческой сферах.
Появление кочевников в степях Евразии знаменовало наступление новой исторической эпохи.
По своим последствиям переход к подвижному скотоводству играл не меньшую роль, чем так называемая «городская революция», способствовавшая формированию в зоне оседлых земледельцев экономических и культурных основ цивилизации.
Сложение раннекочевнических комплексов сопровождалось в южных районах Казахстана, в предгорьях, в долинах Сырдарьи, Арыси, Таласа, Чу, Или образованием оседло-земледельческих оазисов. Наличие земледелия у ранних саков Приаралья в настоящее время подтверждается открытиями постоянных поселений.
В VI-III веках до н.э. саки создали на территории Казахстана первое государство, центр которого находился на территории Жетысу. Саки имели свою письменность, мифологию и выдающееся искусство мирового уровня, получившее в литературе название «искусство звериного стиля».
Вблизи Алматы раскопан сакский курган Иссык, широко известный во всем мире (К.А.Акишев). Важно отметить, что, как и андроновцы, саки были далекими предками казахов, а сменившие саков усуни, жившие в III в. до н.э. - III в. н.э., до сих пор сохранили свое имя в названии одного из крупных казахских племен. На юге Казахстана саков сменили племена кангюев, основавших свое государство Кангюй с центром на Сырдарье; на западе Казахстана савроматов сменили племена сарматов и даев.
Пересмотр традиционной точки зрения на древних обитателей Семиречья саков и усуней как исключительно номадов, был обусловлен открытиями сакских и усуньских поселений в «Талгарском микрорайоне».
Так, сакам и усуням принадлежат поселения Тузусай недалеко от г. Талгара, Рахат вблизи г. Иссык, Чарын (Сарытогай) на берегу р. Чарын.
Резюмируя некоторые итоги археологических исследований, можно отметить, что хозяйство населения «Талгарского микрорайона» в раннем железном веке было скотоводческо-земледельческим. Население выращивало пшеницу, просо, ячмень, при этом используя ирригацию.
Эти поселения были своего рода предтечами формирования средневековых городских центров вдоль трасс Шелкового пути (К.М. Байпаков, К. Чанг).
Уникальную по значимости находку сделали Казахстанские археологи совсем недавно, исследуя «царский» курган вблизи с. Берел в Катонкарагайском районе на Алтае. Курган содержал линзу мерзлоты (З.С. Самашев).
В могильной яме найден сруб из толстых и широких плах, внутри находилась колода, на крышке которой располагались скульптуры четырех бронзовых позолоченных птиц - ангелов-хранителей. В колоде обнаружены мумифицированные останки двух умерших - мужчины и женщины постарше.
Датировка с помощью радиоуглеродного метода дала дату - 294 г. до н.э. По предварительному заключению медиков, генетиков и антропологов, тела покойников были бальзамированы, но в результате неоднократного ограбления кургана в колоду проникла вода, поэтому мягкие ткани сохранились частично.
В связи с открытием в Берельском кургане мумифицированных останков людей появилась возможность подтвердить на принципиально новом уровне, на основе молекулярно-биологических, популяционно-генетических исследований путем выделения и сопоставления ДНК берельцев и современных казахов, сходство их генетического кода.
Раскопки Берельских курганов продолжаются по Государственной программе «Культурное наследие». Сделаны важные находки в еще одном «мороженом кургане».
В 2005 г., по программе «Культурное наследие» продолжались исследования могильника Кырык-Оба (курганы №14, 15, 17, А.А. Бисембаев, С.Ю. Гуцалов, М.Н. Сдыков).
В кургане № 15 (диаметр 40 м, высота Д1 м) могильная яма (6,5x7,5 м, глубиной 16 м) находилась в центре. С юга в нее вел дромос длиной 8 м, глубиной - 0,6-0,75 м и шириной около 1 м. Вокруг этой ямы очищены остатки деревянной конструкции типа сруба.
У входа в дромос и на древнем горизонте его лежали остатки не менее четырех лошадей.
Могила оказалось ограбленной. В ней на различных уровнях были обнаружены
разрозненные кости человека, бронзовые наконечники стрел, мелкие фрагменты золотых украшений, а также в северо-западном углу бронзовое зеркало с боковой ручкой, украшенное по диску циркульным орнаментом, в северо-восточном углу - бронзовые предметы от конской уздечки. Датируются курганы первой половиной V в. до н.э.
Историко-культурное значение могильника Кырык-Оба (V в. до н.э.) в том, что, будучи элитарным некрополем, могильник был местом последнего успокоения выдающихся представителей кочевого мира.
Еще один курган могильника Кырык-Оба позволил получить представление об архитектурном сооружении, скрытом под ним. Собран богатый материал - жертвенники, украшения (Ж.Е. Смайлов).
Одним из самых значительных памятников саков Приаралья является городище Чирик-рабат. Оно расположено в 300 км к юго-западу от города Кызылорда, на левом берегу • сухого русла р. Жанадарьи. Городище обживалось несколько раз. Самой древней его частью является северная, где расположены 2 кургана и 3 кольцевидных сооружения с высокими стенами. Пространство между курганами заполнено прямоугольными и овальными в плане могильными сооружениями.
Городище Чирик-рабат в древности имело важное стратегическое значение. Оно стояло на оживленном караванном пути в соединении дельты Амударьи и Сырдарьи, как бы ох-раняя границу страны саков-апасиаков. Очевидно, этим и объясняется укрепление его многорядными оборонительными сооружениями. В ходе разведок в окрестностях городища была выявлена целая система искусственной ирригационной сети, берущей начало от основного русла Жанадарьи.
Раскопки, проведенные в 2004-2005 гг. выявили остатки царских погребений и пока до конца не понятое грандиозное сооружение типа амфитеатра, возможно сакский храм. При раскопках собрана коллекция керамики, украшения из серебра и золота (Ж.К. Курманкулов).
Проблемы изучения мировоззрения, социальной стратификации, уровня экономического, военно-политического развития сармато-дахо-массагетских этнополитических объединений, основные центры которых находились в степях между Аральским и Каспийским морями и оказывали значительное воздействие на основные мировые события того времени, до конца не решены. Поэтому изучение сарматских, особенно позднесарматских памятников представляется важным. Во многом этим определялся выбор святилища Кызыл Уйик в качестве одного из опорных объектов исследования.
Сарматское святилище Кызыл Уйик находится в 60 км к ЮЮВ от населенного пункта Дияр Байганинского района Актюбинской области. Основным итогом полевого сезона 2005 г. явилось выяснение назначения объекта, обозначенного как курган. На глубину до 1-1,6 м был расчищен каменный завал в центральной части, определены его основные размеры (С-Ю - 6,9 м, 3-В - 6 м).
Исследование этого памятника, безусловно, прольет свет на нерешенные проблемы истории, культуры, искусства и идеологии, а также религиозно-культовой практики древних сарматов (З.С. Самашев).
Весьма важен для разработок и следующий пласт культурного наследия, который можно назвать тюрко-согдийским и тюрко-мусульманским. Здесь сближались и взаимодействовали несколько потоков культурного развития. Тенденции к оседлому образу жизни, наличествовавшие во многих обществах, в том числе усуньском, в постусуньское время, скорее всего, способствовали частичному переходу от кочевий к поселениям долговременного обитания и городам. Одновременно с юга шел мощный импульс согдийской цивилизации, бывшей в VI-VIII веках эталоном урбанизированной культуры Центральной Азии. В пору тюркского каганата и последующих образований с тюркоязычной политической доминантой этот процесс все более усиливался.
Середина I века н.э. - важнейшая веха в истории тюрок: они создали государство.
Империя древних тюрок простиралась от Тихого океана до Черного моря. Затем на смену им приходят каганаты тюргешей, карлуков, огузов, кимаков и караханидов.
Комплексные археологические исследования по изучению и сохранению тюркских памятников сосредоточены на культово-мемориальных комплексах святилищ Мерке и Жайсан в долине р. Чу. Святилище Мерке расположено на высокогорных альпийских лугах верховий реки Мерке, святилище Жайсан находится в 120-140 км к северу от святилища Мерке в низинной, степной части северо-западных склонов Чу-Илийских гор (А.М. Досымбаева).
Основу культовых памятников Мерке составляют женские, мужские, а также парные мужские и женские изваяния, стоящие на насыпях курганов или в пристройках к курганам. Сравнительный анализ культовых конструкций святилища Мерке с мемориальными памятниками святилища Жайсан свидетельствует о различиях двух тюркских культово-мемориальных комплексов, расположенных в долине р. Чу.
Исследование тюркских памятников актуально в контексте реконструкции историко-культурного процесса этногенеза тюркских кочевников, и генезиса казахов как их преемников.
Интересные результаты получены при раскопках раннесредневекового археолого-архитектурного комплекса Акыртас. Он находится в 40 км восточнее современного Тараза. Сюда входят: дворцовый комплекс - монументальное сооружение из массивных каменных блоков красного песчаника, размером (169x145 м, высотой 1-1,5 м); крепость (39x40,5 м), расположенная в 1 км юго-западнее дворцового комплекса; замок на холме (сооружение размером 40x25 м, высотой 3-3,5 м); садово-парковая зона восточнее дворцового комплекса (участок 250x250 м, окруженный стеной). В археолого-архитектурный комплекс Акыртас входят составными частями «жилой квартал», находящийся к северу от «дворцового комплекса», а также несколько бугров, предположительно усадьбы, расположенные вблизи комплекса; каменоломня, карьер для выработки глины, смотровая башня, землянки рабов, агроирригационные сооружения и система водоснабжения, серия сакских курганов.
Исследования были сконцентрированы на археологической подготовке дворцового комплекса к консервационным и музеефикационным мероприятиям, а также была сделана съемка топоплана комплекса, осуществлялись раскопки на крепости (К.М. Байпаков, Д.А. Воякин, З.Ж. Шарденова).
К переходному периоду от кангюйского к эпохе древних тюрок относится поселение Сидак в Туркестанском оазисе.
Работы на цитадели городища имеют целью подготовить археологические архитектурно-строительные объекты к последующей консервации и музеефикации. На цитадели городища расчищен храмовый комплекс и проведены стратиграфические исследования. Параллельно исследовался некрополь, обнаруженный в 800 м к западу.
Раскопками 2005 г. была охвачена западная треть цитадели. На площади 1200 м2 по уровню верхнего строительного горизонта выявлен участок жилой застройки, состоящий из четырех десятков помещений, объединяемых в жилые комплексы.
Вскрыт храм площадью около 1000 кв. м с алтарной частью и двором. При раскопках собрана коллекция керамики, изделия из металла и кости, в значительной своей части относящиеся к тюрко-согдийскому культурному комплексу. В целом полученный материал позволяет проследить процессы формирования раннесредневекового города Южного Казахстана (Е.А. Смагулов).
Еще одно городище Жуантобе, также исследуемое по программе, дает материалы, позволяющие проследить динамику развития раннесредневекового города на базе кангюйского поселения. А параллельное изучение расположенного рядом городского некрополя Борижары позволяет изучить проблему тюркизации городов, связанную с распространением на юге Казахстана тюрко-согдийского культурного комплекса. (Б.А. Железняков, А.А. Ержигитова).
Результаты раскопок Борижарского могильника и городища Жуантобе позволят решать сложные вопросы, связанные с развитием урбанизации на юге Казахстане и тюркизацией населения отрарско-каратауской культуры.
Один из важных пластов культурного наследия связан с эпохой исламизации культуры Казахстана в средние века, когда вошедшие в орбиту притяжения Арабского халифата регионы Южного Казахстана и Жетысу приобщились к ценностям мусульманской культуры, которая формировалась от Багдада до Каялыка. В это время люди в поисках знаний ездили в Каир и Дамаск, Бухару и Самарканд.
Эпоху ІХ-ХІІ вв. применительно к мусульманскому Востоку известный швейцарский востоковед Адам Мец назвал «Мусульманским Ренессансом».
Важную роль в формировании мусульманской культуры сыграл «Великий Шелковый путь».
В период средневековья Казахстан насчитывал десятки цветущих городов с архитектурными ансамблями, дворцами и мечетями, величественными мавзолеями и медресе, мастерскими гончаров, кузнецов и ювелиров и жилыми кварталами рядовых горожан.
Города Казахстана были многофункциональными: исполняли роль административных центров, места средоточия ремесла, торговли и сельского хозяйства. Города были также центрами науки, образования и культуры.
Одним из направлений программы «Культурное наследие» стало изучение урбанизации и городской культуры периода Мусульманского Ренессанса. Сделаны значительные открытия в этой области в Жетысу.
Исследуется город Каялык - столица карлуков, сопоставляемый с городищем Антоновское (Койлык).
Среди уникальных раскопанных объектов Каялыка следует назвать соборную мечеть (К.М. Байпаков, Д.А. Воякин, Б.А. Железняков). Она была выстроена почти в центре города и до раскопок представляла собой четырехугольное возвышение размером 35x35 м. Раскопки установили, что это была почти квадратная в плане постройка с размерами внутреннего пространства 38x32 м. Рядом с ней вскрыты остатки двух мавзолеев. Собранная во фрагментах терракотовая облицовка порталов с эпиграфическим и растительным орнаментом повторяет аналогичную облицовку южного мавзолея в Узгене (1186-1187 гг.).
Из раскопок предыдущих лет хорошо известен буддийский храм за северной стеной городища.
Ведутся работы на предположительно несторианском поселении Лепсы.
Одним из крупных средневековых городов Жетысу был Тальхир, упоминаемый в источниках X в.
Открытием стало обнаружение на Талгарском городище высокоразвитого железоделательного и кузнечного производства. Здесь умели варить булатную сталь и изготавливать из нее самые разнообразные изделия.
Талгар был центром внутренней и международной торговли: при раскопках найдены импортные изделия из Китая, Японии, Индии, Ирана и Средней Азии.
Видимо в эпоху караханидов в Х-ХІ вв. в Талгаре работал монетный двор, поскольку при раскопках обнаружены многочисленные заготовки бронзовых монет (Т.В. Савельева).
Археологические исследования прошлых лет выявили городскую культуру не только в южных регионах Казахстана, но и Сары-Арке, в Прииртышье, на Западе Казахстана, в степной зоне от Иртыша до Урала.
В Сары-Арке, в границах Астаны изучается своеобразный степной город, остатки которого известны под названием Бузок (Бузук). Раскопки, начатые здесь в 1999 г., были продолжены в 2004-2005 гг.
По результатам раскопок научно доказано, что Бузок был построен в ХІ-ХІІ вв. как город-крепость и военная ставка на трассе Степного шелкового пути, идущего через Северный Алтай - Иртыш - Ишим - Тобол - Волгу на Русь и Византию. Второй период функционирования памятника относится к XIII-XV вв., когда развалины города воспринимались как святое сакральное пространство и стали местом кыпчакского некрополя.
Исследователи памятника установили, что Бузок является предшественником города Астаны (М.К. Хабдулина).
На р. Урал раскапывался один из известнейших городов Золотой Орды, Ногайской Орды, а позднее казахов - Сарайчик. Работы на нем продолжили изучение его как центра на Великом Шелковом пути, своеобразные «Западные ворота» в Центральную Азию (З.С. Самашев).
Городище Жайык, открытое в 2001 г., находится в 8 км южнее г. Уральска. Это был крупный город с развитым ремеслом. На некрополе его были возведены уникальные мавзолеи для кыпчакской знати Золотой Орды. Город жил в XIV в. и является своеобразной предтечей г. Уральска (Г.А. Ахатов).
В эпоху позднего средневековья в период Ак-Орды, Золотой Орды, государства Могулистан и позднее, в период сложения и развития Казахского ханства, формируется своеобразный, важный пласт культурного наследия. Его основу составляют памятники городской культуры. Археологическими исследованиями было доказано, что все вышеназванные государства имели смешанное скотоводческо-земледельческое хозяйство, город и степь составляли единое целое и сейчас нельзя представить развитие этих государств исключительно как кочевых. Города Туркестан. Отрар, Сауран, Сайрам, Шымкент, Караспан, Сузак, Сыгнак играли роль центров политической, экономической и культурной жизни Казахского Ханства и казахов.
Поэтому большое внимание в Программе отведено изучению позднесредневековых городов или позднесредневековых слоев городищ Шымкент, Сайрам, Караспан, Отрар, Сауран.
Стратиграфические шурфы на западной части городища Шымкент, разрушенной современными работами, установили, что начало жизни поселения на месте современного города относится ко II в. до н.э. Город существовал на протяжении 2200 лет. Позднесредневековые слои городища были открыты на шахристане (Б.А. Байтанаев).
Городище Караспантобе располагается в бассейне среднего течения р. Арысь. Датируется в пределах первых веков - XVIII в. (Ю.Ф. Буряков, С.А. Дудаков).
Как известно, письменные источники помещают на средней Арыси, на пути из Испиджаба в Отрар, округ Кенджиду с центром в городе Усбаникета. Позднее в монгольское время известен монетный двор Кендже, чеканивший свою монету. Кенжиде и Кендже - это, скорее всего, название одного региона.
Видимо, Усбаникет соответствует городищу Караспан, крупнейшему на средней Арыси.
Одним из значительных средневековых городов Казахстана служил Сауран. Он в свое время служил столицей Ак Орды.
Для раскопок выбраны объекты, расположенные в 210 м от северо-восточных ворот слева от магистральной улицы.
Как удалось выяснить, здесь находилось знаменитое, благодаря описаниям историка XVI в. Васифи, сауранское медресе с двумя качающимися минаретами.
Напротив располагалась мечеть, и еще одно пока не раскопанное здание, которые составляли сауранский Регистан - ансамбль архитектурных сооружений на центральной городской площади. Это первый столь сложный архитектурный комплекс, раскапываемый археологами. (К.М. Байпаков, Е.А. Смагулов, Б.А. Железняков, А.И. Бейсебаев, Е.А. Ержигитова)
Проводятся региональные проекты по программе «Культурное наследие» финансируемые из областных бюджетов, спонсорами. Интересные материалы получены при исследовании городищ Жанкент, Сунаката отождествляемых с известными городами Жанкентом - Янгикентом, который был столицей государства огузов и с городищем Сыгнак - столицей кыпчаков, а позднее Ак-орды и крупного центра Казахского ханства. На средства спонсоров, компании «Strike», учредителя общественного фонда «Олкетану» проводились л—топки городища Тортколь рядом с Таразом. Городище отождествляется со средневековом городом Нижний Барсхан.
Особо следует сказать о программе «Возрождение древнего Отрара» утвержденной правительством Казахстана. Она вместе с Программой «Культурное наследие» направлена на изучение и сохранение памятников Отрарского оазиса, на базе которых создан Отрарский археологический мавзолей-заповедник.
На городищах Отрартобе, Куйруктобе, Алтынтобе, Кокмардан, Мардан-Куик вскрыты . городские кварталы и жилища разных периодов от середины I тыс. до XVII вв.; фортификационные сооружения, дворцовые комплексы, храмы, мечети, бани. Сохранение и использование объектов раскопок стало приоритетной задачей программы. (К.М. Байпаков, Л А. Воякин, С. Акылбек, С. Ахмет).
Как выше отмечалось, консервация объектов археологии, археологической архитектуры является важнейшим компонентом в процессах сохранения культурного наследия.
Толчком в этом направлении с точки зрения приобретения опыта и освоения технологий консервации стал международный проект ЮНЕСКО - Казахстан - Япония «Сохранение я консервация древнего городища Отрар» (2001-2004 гг.) направлений на создание научной документации, выработку методов консервации и сохранение Отрара и памятников Отрарского оазиса..
К его исполнению были привлечены специалисты из Казахстана, Германии, Англии, Италии и Японии.
Этот проект был продолжен в рамках нового Казахстанского проекта «Возрождение древнего Отрара».
На городище Отрартобе в результате его выполнения проекта продолжена консервация соборной мечети конца XIV - начала XV вв., консервация участка крепостной стены у южных ворот и консервация городского квартала конца XVI XVII вв. у южного въезда. (Т.С. Дощанова, Н.Егоркина)
На городище Сауран в 2005 г. проведена археологическая консервация медресе XVI в.; на Тальхире центральной улицы, вымощенной булыжником и участок городского квартала у восточных ворот.
Проводятся консервационные работы на комплексе Акыртас. Очищены от многовековых насосов крепостные стены и башни на северном, восточном и западном обводах; расчищен главный северный въезд и участок в северной части дворца. Закрыт навесом выполненный из сырцового кирпича замок (К.К. Туякбаев).
На городище Антоновка - города Каялыка проведены консервации буддийского храма и соборной мечети путем водостойких обмазок, частично закреплен михраб соборной мечети, дворцовая баня. Они закрыты сверху защитным слоем кирпича и пока засыпаны.
На святилищах Мерке и Жайсан проведена консервация нескольких каменных изваяний (Л.Ф. Чарлина).
Все памятники, вошедшие в список «Культурное наследие» рассматриваются и как объекты музеефикации.
Задача, поставленная в области развития туризма, выполняется в части рекомендаций для проектов по насыщению информацией уже имеющихся маршрутов туризма и создания новых. Сейчас наиболее перспективными являются следующие узлы туризма: Южный или Сайрамско-Туркестанский. Регион южного Казахстана - один из наиболее богатых разнообразными и разновременными памятниками археологии. Это стоянки эпохи палеолита (до 1 млн. лет) - Кошкурган и Шоктас в близи г. Туркестана и в горах Каратау.
Среди памятников эпохи камня - пещерная стоянка Караунгур VI-V тыс. до нашей эры. Интересны памятники первого государства Кангюй, средневековых городов на Великом шелковом пути, на его Тяныпанском и Сыр дарвинском направлениях: Испиджаб-Сайрам, Будухкет, Газгирд; Шымкент, Усбаникет, Отырар, Яссы-Туркестан, Сауран, Сыгнак-Баладж.
Одной из задач наряду с научным изучением памятников, раскопками: является их музеефикация и включение систему туризма, исторического и археологического.
Ведутся археологические и консервационные работы международном туристическом маршруте из Шымкента до Туркестана - Саурана и обратно (Отрезки Великого Шелкового пути).
Маршрут начинается в городе Шымкенте с посещения древнего городища, которое находится на территории современного города. Оно возникло еще во II веке до нашей эры. Здесь будут музеефицированы археологические объекты: цитадель, шахристан, элементы фортификации. Предлагается создание на базе городища археологического парка и музея истории города Шымкент.
Из Шымкента маршрут ведет в древний город Испиджаб-Сайрам, расположенный на территории современного города Сайрама. Это был крупнейший город на перекрестке направлений Шелкового пути на юг - к Ташкенту, Бухаре, Мерву и Нишапуру; на северо-запад в Европу; на север в Дешт-и-Кыпчак; на восток в Жетысу и Китай.
На территории Сайрама сохранились памятники архитектуры - мавзолеи отца и матери Ходжа Ахмета Яссави; остатки христианского монастыря VII-VIII вв., минарет XVIII века.
Из Сайрама через Шымкент по автомобильной трассе Шымкент: Арысь - Шаульдер - Туркестан, маршрут ведет к средневековому округу Кенджде и городу Усбаникету на р. Арысь. Сейчас это комплекс археологических памятников: городище Жуантобе, Караспантобе и некрополь Борижары. Здесь можно видеть остатки городских построек I-XII вв., ХIII- XVII вв. и древние мавзолеи V-VIII вв.
Далее маршрут через город Арысь ведет в село Шаульдер (по автотрассе) в Отрар и Отрарский оазис. Это уникальный памятник археологии, истории и культуры. На Отраре открыта соборная мечеть конца XIV- начала XV в. Она законсервирована, но будет частично восстановлена. Интерес представляют остатки средневековых бань; жилые кварталы разных веков, гончарные мастерские XIII-XIV вв., фортификация, ирригация. Кроме Отрара вниманию туристов предлагаются городища: Куйрыктобе, Алтынтобе, Мардан-Куик.
Куйрыктобе - это город Кедер. Здесь открыта и будет частично восстановлена самая ранняя в Казахстане мечеть X века.
Экскурсия предусматривает посещение мавзолея Арыстан-баб, где похоронен учитель Ходжа Ахмеда Яссави - Арыстан-баб.
Далее по автотрассе Шаульдер-Туркестан туристы попадают в г. Туркестан, где осматривают мавзолей Ходжа Ахмед Яссави. В Туркестане есть богатый историко-краеведческий музей, восточный базар и другие достопримечательности. Из Туркестана предлагается выезд в древний город Сауран (40 км. западнее по автотрассе). Сауран - уникальный памятник XIV-XVIII вв. с хорошо сохранившейся фортификацией и раскопанными объектами - мечетью и медресе XVI в.
Возвращаться в Шымкент можно тем же путем, либо перевалив Каратау (по автотрассе) посетить село Баба-Ату, где находится мечеть XIX в., затем через Чаян, где сохранилась уникальная мечеть XIX в, и попасть в Шымкент .
Во многом, этот туристический маршрут совпадает с путем паломников, посещающих мусульманские святыни: мавзолеи Арыстан-баб и мавзолей Ходжа Ахмета Яссави.
Создание инфраструктуры туризма (дороги, отели); музеефикация археологических объектов, предусмотренных и планируемых программой «Возрождение древнего города Отрара» позволит дать новый качественный импульс развитию туризма на юге Казахстана.
Джетысуйский (Алматинский) узел. Центром начала исторического и археологического туризма будут Алматы с ее окрестностями и Талды-Курган. Из Алматы начинается кольцевой маршрут - сакские курганы Иссыка и Тургеня - средневековое городище Тальхир.
Еще один маршрут из Алматы ведет на святилище Тамгалы уникальный памятник древнего наскального искусства, расположенный в 170 км западнее Алматы. Памятник включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Из Талдыкоргана можно проложить два маршрута: Талдыкорган - средневековый город Каялык в Саркандском районе с его буддийским храмом, соборной мечетью и дворцом карлукских джабгу и второй Талдыкорган — святилище Ешки-Ольмес на реке Коксу в 35 км восточнее города.
Таразский узел включает в себя маршрут по Таразу с его музеями — город Нижний Барсхан — царские курганы Жеты-тобе — комплекс Ахыртас. Уникальный комплекс Ахыртас давно привлекает к себе туристов и паломников. Создание по этому маршруту туристической инфраструктуры сделает маршрут популярным.
Маршрут Тараз - Айша-Биби и Бабаджи-хатун уже действует и постоянно увеличивает ряды туристов, особенно после реставрации мавзолея Айша-Биби.