Археологические исследования на городище Караспантобе
Городище Караспантобе располагается в бассейне среднего течения р. Арысь к югу от реки на северо-западной окраине с. Караспан в Ордабасинском районе Южно-Казахстанской области.
Памятник, двухчастный в плане, состоит из бугра-тобе подквадратной формы и слегка вытянутый в северо-западном направлении. Размер его по основанию 90-120 м, по верхней площадке - 50-65 м, высота 22-24 м.
Вокруг тобе прослеживаются следы рва, а за ним пониженная площадка. Она окружает тобе со всех сторон - это остатки построек рабада-предместья. В целом прослеживается общий контур рабада, имеющий вид широкого кольца, охватывающего центральную часть городища (фото 1).
В целом Караспантобе является наиболее крупным памятником бассейна среднего течения р. Арыси. Его координаты - N 42°21”79", Е 069°02”559”.
Памятник упоминается еще в конце XIX в. Н.П. Остроумовым, а затем описывался во время составления Свода памятников. Памятник датируется в пределах первых веков - XVIII в. В конце 40-х - начале 50-х гг. его обследовала Южно-Казахстанская археологическая экспедиция, возглавляемая А.Н. Бернштамом и Е.И. Агеевой1.
Раскоп №1 был заложен в юго-западной части тобе, ориентирован по сторонам света и имеет размеры 25x25 м. После снятия дернового слоя на глубине 30-40 см стали выявляться контуры помещений, которые были расчищены до полов на глубину 0,5-0,7 м. При строительстве их использовался сырцовый кирпич и широко применялся камень (фото 2). Жилища выстроены из прямоугольного сырцового кирпича размерами 32x25x10-15 и 23-25x20x8-10 см. Применялся жженый кирпич вторичного использования. Обычно в центре группы вскрытых построек располагался двор, при расчистке которого находили хозяйственные ямы. Скорее всего, двор мог использоваться для загона скота жителей вскрытого комплекса - квартала.
Помещения группируются в двух-, трех- и четырехкомнатные дома. В каждом доме имеется помещение с тандыром, вмазанным в суфу, которая занимает 3/4 всего помещения. Тандыр имеет топку и короткий дымоход, выведенный в стену или угол стен. Перед тандыром имелась площадка - ташнау. Это санитарно-гигиеническое устройство для мытья и слива грязной воды. Другие помещения служили кладовыми, в них в глиняных ларях и сосудах хранились зерно, фрукты, овощи.
Керамика была собрана в основном на полах помещений. Преобладает керамика с окрашенными и прозрачными поливами. Роспись одноцветная - марганцевая или же двухцветная - марганцевая и голубая. Основным элементом орнамента служит солнечный знак (басма). Наиболее массовыми изделиями являются чаши, блюда, кружки, тагора. Последние - обязательная принадлежность каждого дома, его жилой комнаты. Она обычно стоит рядом с тандыром. У них прямые стенки, которые у венчика переходят в плавно отогнутый небольшой бортик или закраину. Внешняя поверхность неорнаментирована, а внутренняя покрывалась прозрачной глазурью и росписью темно-коричневой, синей и голубой красками. Преобладают спирали и вихревые розетки, у одной на стенках изображение рыбок.
Много фрагментов хумов и хумчей, изготовленных вручную ленточным способом. Хумчи украшены орнаментом в виде цепочки, вдавлений и нескольких волнистых линий. Тулово хумов покрывалось косыми насечками. Венчики у хумов нескольких видов, обычно утолщенные, скошенные наружу с плоской или округлой площадкой. Аналогичные хумы встречаются на территории Отрара в материалах городищ XV-ХVII вв.
Разнообразием отличаются кувшины: широкогорлые двуручные, одноручные. Датируется верхний горизонт ХУП-ХУШ вв.
Раскоп №2 площадью 60 кв.м был заложен в юго-западной части рабада. Для удобства фиксации материала и соотношения культурных слоев площадь раскопа была разбита на квадраты 2x2 м. Материал фиксировался по ярусам высотой 0,5 м. Стратиграфический раскоп раскрыл сложную картину обживания пригорода, насчитывающую по меньшей мере 5 этапов.
Первый на уровне начала X яруса представлен фрагментами помещения с пахсовыми стенами. Полы выложены сырцовым кирпичом, на котором располагались производственная печь и яма, врытые в материк. Керамический материал характерен для комплекса первого этапа отрарско-каратауской культуры, это I-IV вв.
Второй строительный горизонт на глубине 3,6-3,9 м представлен постройкой ремесленника-металлурга, связанного с обработкой железа, свидетельством чего являются остатки плавильного горна и металлургический шлак. Датировка комплекса по материалам отнесена к отрарско-каратауской культуре в пределах III-V вв.
Третий строительный горизонт представлен слоями с большими золисто-угольными включениями и остатками металлургического горна и воздуходувного приспособления - сопла для подачи воздуха в печь.
Следует отметить представленные в комплексе различной формы пряслица, которые характеризуют еще одно производство - ткацко-прядильное. Датируется слой V-VІ вв.
Четвертый строительный горизонт представлен небольшим объектом на глубине 2,4 м, лежащим на уплотненном культурном слое, в частности, крицей железа. С этим производством можно связать и находки верхних уровней этого культурного слоя - миниатюрного тигелька-стаканчика из белой огнеупорной каолиновой глины, использовавшегося при плавке и литье благородного или цветного металла. По керамическому материалу этот этап предварительно может быть отнесен к VII - началу IX в.
Наиболее полно представлен пятый строительный горизонт (ярусы Ш-ГУ). Раскрыта часть парадного жилого комплекса. Стены его сложены из сырцового кирпича, использовался также и жженый кирпич размерами 25x25x4 см, характерный для XII в. и последующего времени.
Интересно парадное помещение с алтарем. Это свидетельствует о функционировании в долине р. Арысь домусульманских культов даже в караханидскую эпоху, когда в городах Южного Казахстана уже утвердился ислам. Примечательно распространение в быту в то же время парадной и обычной керамики, в декоре которой есть мусульманские мотивы, в частности, штампованный «куфи».
Как известно, письменные источники помещают на средней Арыси, на пути из Ис-пиджаба в Отрар, округ Кенджиду с центром в городе Усбаникета. Позднее в монгольское время известен монетный двор Кендже, чеканивший свою монету. Кенжиде и Кендже - это, скорее всего, название одного региона.
В XIV в. источники помещают здесь же город Карасаман и Халадж-Карасаман. Последний назван в сочинении Хафиза Таныша укреплением, где останавливалось в 1581 г. войско Абдаллах-хана во время его похода в глубь казахских степей2.
Безусловно, Карасаман-Халадж находился на месте городища Караспан. Сложен вопрос о локализации Усбаникета, города X в., который упоминают ал-Макдиси и Ибн Хаукаль. Возможно, что Усбаникет тоже соответствует городищу Караспан, крупнейшему на средней Арыси. Исследования позволят решить и этот вопрос, а также проследить динамику развития крупного города на Великом Шелковом пути.