Историко-культурное значение поселения Ботай

Казахстан - огромная страна, протяженностью 4 тыс. км с востока на запад, около 2 тыс. км - с юга на север, ландшафт которой очень разнообразен. Климат в Казахстане резко континентальный. Недра Республики Казахстан насыщены полезными ископаемыми. Северный Казахстан расположен в степной зоне Западно-Сибирской равнины. Он является границей между лесной и лесостепной зонами. Здесь очень много озер - более 2 тысяч. К югу от Ишимского региона расположены Кокчетавские сопки. Двум ландшафтным зонам Северного Казахстана соответствует разнообразная флора и фауна.
Как показывают палеогеографические исследования, за последние 8-10 тыс. лет было много изменений в климате, ландшафте, флоре, фауне. Данные об этих изменениях были получены во время археологических исследований курганов, стоянок и поселений.
В Казахстане и Европе можно выделить несколько климатических фаз за последние 10 тыс. лет: от очень сухого климата в первой половине и от влажного до сухого - во второй.
Палеоботанические данные региона свидетельствуют, что границы зон ландшафтов постоянно изменялись, что отразилось на развитии материальной культуры, например граница леса в XI тыс. проходила в атбасарских степях.
Более 25 тыс. археологических стоянок зафиксированы на археологической карте Республики Казахстан, из них 2 тыс. - в Северном Казахстане, большинство из них относится к доисторической эпохе. Уникальным объектом III-IV тыс. до н.э. является поселение Ботай, открытое в 1980 г. и исследуемое на протяжении 24 лет д.и.н., профессором археологии В.Ф. Зайбертом.
В 1983 г. на Ботае был проведен Всесоюзный археологический семинар, на котором собрался весь цвет ученых, занимающихся вопросами первобытной археологии, из Москвы, Ленинграда, Киева, Челябинска, Самары, Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска, Алматы, Караганды, Кустаная и многих других городов Союза.
Уникальность поселения была признана научной общественностью. Естественно, что о Ботае заговорили ученые дальнего зарубежья. Но в восьмидесятые годы доступ им в Казахстан был закрыт, даже для ученых «братских» республик. Пять лет безуспешно пытался получить визу для поездки на Ботай директор венгерской академии наук, профессор Шандор Бёкени, один из основных мировых специалистов-палеозоологов, занимавшийся проблемой доместикации лошади.
Только после образования суверенного Казахстана поселение Ботай могли посетить ученые из Англии, Америки, Германии.
В ходе их визитов были приняты совместные программы исследований материалов Ботая, которые включали мое посещение в 1994 г. ряд Британских университетов с лекциями о Ботае и организацию в Кембриджском археологическом музее выставки о ботайской культуре, а также организацию Международного симпозиума «Ранние коневоды Евразии» на Ботае в 1995 г., на котором приняло участие 80 ученых из 16 стран дальнего и ближнего зарубежья.
В 2000 г. поселение Ботай было включено в состав государственного национального парка природы «Кокшетау». С этого времени на поселении начаты комплексные охранные мероприятия, сочетающие создание охранной зоны, рекультивацию оврагов, разрезающих культурный слой, и охранные раскопки в береговой части памятника.
С 2004 г. программа исследования и сохранения поселения Ботай ведется по линии государственной программы: «Изучение и сохранение историко-культурного наследия РК».
Пос. Ботай площадью 15 га занимает ровную площадку на правом коренном берегу р. Иман-Бурлук. На поверхности видны впадины от многочисленных жилищ. На памятнике вскрыто более 10 тыс. кв. м, изучено около 100 жилищ, выявлено более 300 тыс. артефактов и много сотен тысяч костей, из которых 99,9% принадлежат лошадям.
Жилища расположены по всей территории поселения, а хозяйственные постройки находились, в основном, на границе поселения, рядом с берегом реки; как правило, они меньше и без очагов. В них обнаружено большое количество костей, инструментов, так как в этой зоне, близ воды, производилась обработка шкур, костей, кожи и дерева. Часть очагов располагалась вне жилищ. Ряд крупных хозяйственных построек удлиненноовальной формы локализовались на периферии поселения.
Исследования на Ботае и открытие аналогичных памятников (Красный Яр, Рощинское, Сергеевка) показали, что обнаружена новая культура. Она была названа ботайской. Носителями этой культуры были протоиндоевропейцы. Они жили большими поселениями и имели разнообразное хозяйство. Ядром их хозяйственных систем было коневодство. Кроме того, население занималось охотой, рыболовством, обработкой кости, дерева, камня. Изготавливали кухонную и столовую керамику, украшенную геометрическим резным, текстильным и гребенчатым орнаментом.
Судя по стилизованному изображению колес и животного на одном из фрагментов сосуда, можно предположить о существовании у ботайцев колесного транспорта.
Истоки коневодства мы находим в предыдущей эпохе неолита, когда рыболовы и охотники перешли к более оседлому образу жизни, начали трудиться совместно. Первый этап - приручение лошади - относится именно к этому периоду.
Со временем люди научились разводить лошадей. Это было вторым этапом одомашнивания лошади.
В конце IV-III тыс. до н.э. климат степей был более влажным и растительность более богатой. В соответствии с данными палеогеографов и почвоведов, трава достигала 2 м в высоту. В то время здесь обитали миллионы лошадей. Естественно, большинство особей были дикими, и чтобы успешно охотиться на них, человеку необходимо было использовать объезженных лошадей. Это обстоятельство объясняет слабую морфологическую дифференциацию между дикой и домашней лошадью. Однако данные американского ученого Д. Энтони показывают, что 10% всех изученных зубов ботайских лошадей имеют следы сработанности от костяных и волосяных удил. Есть и другие археологические доказа тельства доместицированности ботайской лошади (находки застежек пут и костяных элементов удил) (фото 1).
В период энеолита оформился степной хозяйственно-культурный тип, который сохранялся в течение тысячелетий с некоторыми вариациями. Территория коневодов включала несколько ландшафтных типов: лесостепь, мелкосопочник, долины и степи.
Выживаемость населения зависела в основном от организации хозяйственной деятельности в период годичного календарного цикла. Осенью и зимой население собиралось на главных поселениях (типа Ботай). Весной и летом большая часть обитателей базовых поселений двигалась к юго-западу на песчаные почвы, которые раньше освобождались весной от талых вод и появлялась первая растительность. Там они строили временные жилища, занимались охотой и собирательством, делали заготовки на зиму. В этот период протекали межэтнические и межбрачные контакты. Оставшаяся часть населения на базовом поселении - пожилые люди, дети и часть табунщиков - строила и ремонтировала жилища (фото 2), заготавливала пищу и вещи на зиму.
Поселения формировались на расстоянии 150-200 км друг от друга, так как каждому поселению было необходимо жизненное пространство, где они могли контролировать свои табуны.
В конце III - нач. II тыс. из-за иссушения климата были разрушены привычные ландшафты, водный и температурный режимы. Последствием этого был кризис экологических ниш. Хозяйственные и календарные циклы были разрушены. Массовые миграции индоевропейцев, уральских, алтайских и других этнических групп начались именно в это время.
Ботайские люди отреагировали на кризис двумя путями; первая группа двинулась на Южный Урал, Алтай и восток Казахстана в поисках похожего региона (возможно, и дальше на восток), и ее историческая судьба была потеряна за счет ассимиляции с другими этническими группами; другая ботайская группа маленькими семейными кланами рассеялась по речным долинам Казахстана и Западной Сибири. Специализированное коневодство уступает место охоте, рыболовству и элементам земледелия. Вместе с лошадью начали разводить крупный и мелкий рогатый скот.
Первые результаты позволили отвергнуть широко распространенное мнение в среде специалистов о том, что до эпохи бронзы на территории Казахстана обитали бродячие рыболовы-охотники. Стало ясно, что степи Центральной Азии, и Северо-Казахстанский регион в частности, являлись территорией, где очень динамично происходили культурно-исторические процессы. И степь как экосистема определила своеобразные самостоятельные закономерности развития материальной и духовной культур населения от позднекаменного века до средневековья. В значительной степени динамизм степных культур определялся становлением раннего коневодства. Изучение ботайской культуры позволило приступить к разработке ряда вопросов исторического характера.
В евразийских степях в конце каменного века начала формироваться степная цивилизация, признаки которой заключаются в выработке специфического хозяйственно-культурного типа, который обеспечил стабильный круглогодичный календарный цикл хозяйственной деятельности и демографический рост. Природно-экологическая обстановка обусловила освоение значительных территориальных пространств и обеспечила создание гибкой экономической адаптации, что, в свою очередь, позволило сохранять на протяжении длительного исторического отрезка времени степной хозяйственно-культурный тип и календарный цикл. В условиях природно-экономической стабильности формировались обряды и традиции в духовной и сакральной сферах.
Именно эти закономерности определили историческую перспективу развития степной цивилизации, её независимое существование от земледельческих культур Востока в эпоху бронзы и раннего железного века.
Исследования позволили снять нарицательный оттенок с термица «кочевник», который часто использовался в мировой литературе как отражение степной культуры - менее значимой по сравнению с земледельческой. Степь дала всей древней ойкумене принципиально новую систему коммуникации - лошадь и колесо.
В ХVIII-ХVII вв. до н.э. была основана новая андроновская культурно-историческая общность. Этот процесс происходил на этапе депрессии старых культурных традиций и замены духовных ценностей - появляется культ солнца, огня.
В археологии еще не была тщательно разработана реконструкция общественной структуры и форм семьи. Традиционно для решения этих проблем учитывались различные этнографические данные.
Эпоха железа (нач. I тыс. до н.э.) связана, прежде всего, с принципиальными изменениями не только в области материальной культуры, хозяйственно-культурного типа, но и в сфере социальной стратификации и военно-политического статуса. Именно поэтому в качестве раскопок был выбран не рядовой объект, а памятник высокой социальной значимости - могильник Байкара у села Жана-Талап Северо-Казахстанской области. Центром могильника Байкара является курган диаметром 90 м с кольцевым рвом и высотой около 6 м. Раскопки кургана велись совместно с учеными Германского археологи ческого института и финансировались германской стороной. Исследуемый курган представляет собой уникальное архитектурное сооружение. Информация из раскопок даст возможность по-новому осветить экономические и социально-политические процессы, протекавшие в очень сложное для понимания историками время, от сложения сакской и тасмолинской культур VII в. до н.э. до формирования раннегосударственных структур на территории Казахстана. Курган 1 Байкара являлся не только местом погребения вождя или царя, но и храмовым, культовым местом, где проводились погребальные и культовые обряды. В помещении храма, сложенного из пластов камня и глины, были сооружены 2 галереи для входа в центральное погребение. Судя по останкам ограбленного погребения, умершего вождя сопровождал богатый погребальный инвентарь и одежда с золотыми украшениями, что говорит о высоком статусе захороненного.
В V-І вв. до н.э. в степях Казахстана складываются раннегосударственные структуры. В степи возникают городские центры власти, торговли и ремесла. Вокруг центров функционировала аграрная жизнь скотоводов и земледельцев.
В средине I тыс. н.э. городские центры угасают в связи с резким усыханием климата, военно-политическими процессами и заменой Великого Шелкового пути на морские коммуникации эпохи географических открытий. Однако огромные просторы степей обеспечили условия выживания населения через скотоводческую специализацию и обмен. Это время формирования огромного тюркского мира.
Казахская степь была активно вовлечена в военно-политическую историю населения от Монголии до Волги и Сырдарьи.
В ХIV-ХV вв. складывается единая казахская народность, сохранившая свои тысячелетние культурно-исторические традиции и трансформировавшаяся в современную нацию.
Комплексные историко-культурные исследования объектов ботайской культуры и других источников первобытной и средневековой истории Северного Казахстана позволили приступить к разработке проекта музейно-туристического комплекса «Культуро- генез казахов» на материалах археологии и истории Северного Казахстана. В 2003 г. в зоне отдыха на озере Шалкар Айыртауского района СКО на средства ГНПП «Кокшетау» был осуществлен первый этап проекта: построены два ботайских жилища на основе научной реконструкции.
Проект музейно-туристического комплекса призван доступными наглядными техническими и визуальными музейно-экспозиционными средствами отразить глубокие исторические корни материальной и духовной культуры казахов, зародившейся в глубокой древности и трансформировавшейся в процессе культуро- и этногенеза народов Центральной Азии от эпохи энеолита до этнографической современности.
Реализация проекта позволит решить ряд социально-гуманитарных задач, стоящих перед государством и строящимся гражданским обществом:
- воспитание исторического сознания граждан республики и патриотизма;
- изучение истории республики и края на уникальных археологических и этнографических материалах будет способствовать качественному улучшению исторического образования молодого поколения;
- наполнит гуманитарным смыслом туризм и культурный досуг отдыхающих граждан;
- расположение комплекса в системе ГНПП «Кокшетау» будет способствовать экологическому воспитанию граждан, стимулировать научные программы и практические мероприятия по сохранению и реанимации природного богатства края.