Историко-культурное значение поселения Ботай

04.04.2022 15:09

Казахстан - огромная страна, протяжен­ностью 4 тыс. км с востока на запад, около 2 тыс. км - с юга на север, ландшафт кото­рой очень разнообразен. Климат в Казахста­не резко континентальный. Недра Республи­ки Казахстан насыщены полезными ископа­емыми. Северный Казахстан расположен в степной зоне Западно-Сибирской равнины. Он является границей между лесной и лесо­степной зонами. Здесь очень много озер - более 2 тысяч. К югу от Ишимского региона расположены Кокчетавские сопки. Двум ланд­шафтным зонам Северного Казахстана соответствует разнообразная флора и фауна.

Как показывают палеогеографические исследования, за последние 8-10 тыс. лет было много изменений в климате, ландшаф­те, флоре, фауне. Данные об этих изменени­ях были получены во время археологических исследований курганов, стоянок и поселений.

В Казахстане и Европе можно выделить несколько климатических фаз за последние 10 тыс. лет: от очень сухого климата в пер­вой половине и от влажного до сухого - во второй.

Палеоботанические данные региона свидетельствуют, что границы зон ландшаф­тов постоянно изменялись, что отразилось на развитии материальной культуры, на­пример граница леса в XI тыс. проходила в атбасарских степях.

Более 25 тыс. археологических стоянок зафиксированы на археологической карте Республики Казахстан, из них 2 тыс. - в Се­верном Казахстане, большинство из них от­носится к доисторической эпохе. Уникаль­ным объектом III-IV тыс. до н.э. является поселение Ботай, открытое в 1980 г. и иссле­дуемое на протяжении 24 лет д.и.н., профес­сором археологии В.Ф. Зайбертом.

В 1983 г. на Ботае был проведен Всесоюз­ный археологический семинар, на котором собрался весь цвет ученых, занимающихся вопросами первобытной археологии, из Мос­квы, Ленинграда, Киева, Челябинска, Самары, Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска, Алматы, Караганды, Кустаная и многих дру­гих городов Союза.

Уникальность поселения была признана научной общественностью. Естественно, что о Ботае заговорили ученые дальнего зарубе­жья. Но в восьмидесятые годы доступ им в Казахстан был закрыт, даже для ученых «братских» республик. Пять лет безуспеш­но пытался получить визу для поездки на Ботай директор венгерской академии наук, профессор Шандор Бёкени, один из основных мировых специалистов-палеозоологов, зани­мавшийся проблемой доместикации лошади.

Только после образования суверенного Казахстана поселение Ботай могли посетить ученые из Англии, Америки, Германии.

В ходе их визитов были приняты совместные программы исследований материалов Ботая, которые включали мое посещение в 1994 г. ряд Британских университетов с лекциями о Ботае и организацию в Кембриджском археологичес­ком музее выставки о ботайской культуре, а также организацию Международного симпози­ума «Ранние коневоды Евразии» на Ботае в 1995 г., на котором приняло участие 80 ученых из 16 стран дальнего и ближнего зарубежья.

В 2000 г. поселение Ботай было включе­но в состав государственного национально­го парка природы «Кокшетау». С этого вре­мени на поселении начаты комплексные ох­ранные мероприятия, сочетающие создание охранной зоны, рекультивацию оврагов, раз­резающих культурный слой, и охранные рас­копки в береговой части памятника.

С 2004 г. программа исследования и сохра­нения поселения Ботай ведется по линии госу­дарственной программы: «Изучение и сохра­нение историко-культурного наследия РК».

Пос. Ботай площадью 15 га занимает ровную площадку на правом коренном бере­гу р. Иман-Бурлук. На поверхности видны впадины от многочисленных жилищ. На па­мятнике вскрыто более 10 тыс. кв. м, изучено около 100 жилищ, выявлено более 300 тыс. артефактов и много сотен тысяч костей, из которых 99,9% принадлежат лошадям.

Жилища расположены по всей террито­рии поселения, а хозяйственные постройки находились, в основном, на границе поселе­ния, рядом с берегом реки; как правило, они меньше и без очагов. В них обнаружено боль­шое количество костей, инструментов, так как в этой зоне, близ воды, производилась об­работка шкур, костей, кожи и дерева. Часть очагов располагалась вне жилищ. Ряд круп­ных хозяйственных построек удлиненно­овальной формы локализовались на перифе­рии поселения.

Исследования на Ботае и открытие ана­логичных памятников (Красный Яр, Рощин­ское, Сергеевка) показали, что обнаружена новая культура. Она была названа ботайской. Носителями этой культуры были протоиндо­европейцы. Они жили большими поселения­ми и имели разнообразное хозяйство. Ядром их хозяйственных систем было коневодство. Кроме того, население занималось охотой, рыболовством, обработкой кости, дерева, кам­ня. Изготавливали кухонную и столовую ке­рамику, украшенную геометрическим резным, текстильным и гребенчатым орнаментом.

Судя по стилизованному изображению колес и животного на одном из фрагментов сосуда, можно предположить о существова­нии у ботайцев колесного транспорта.

Истоки коневодства мы находим в пре­дыдущей эпохе неолита, когда рыболовы и охотники перешли к более оседлому образу жизни, начали трудиться совместно. Первый этап - приручение лошади - относится имен­но к этому периоду.

Со временем люди научились разводить лошадей. Это было вторым этапом одомаш­нивания лошади.

В конце IV-III тыс. до н.э. климат степей был более влажным и растительность более богатой. В соответствии с данными палеоге­ографов и почвоведов, трава достигала 2 м в высоту. В то время здесь обитали миллионы лошадей. Естественно, большинство особей были дикими, и чтобы успешно охотиться на них, человеку необходимо было использовать объезженных лошадей. Это обстоятельство объясняет слабую морфологическую диффе­ренциацию между дикой и домашней лоша­дью. Однако данные американского ученого Д. Энтони показывают, что 10% всех изучен­ных зубов ботайских лошадей имеют следы сработанности от костяных и волосяных удил. Есть и другие археологические доказа тельства доместицированности ботайской лошади (находки застежек пут и костяных элементов удил) (фото 1).

В период энеолита оформился степной хозяйственно-культурный тип, который со­хранялся в течение тысячелетий с некоторы­ми вариациями. Территория коневодов вклю­чала несколько ландшафтных типов: лесо­степь, мелкосопочник, долины и степи.

Выживаемость населения зависела в ос­новном от организации хозяйственной дея­тельности в период годичного календарного цикла. Осенью и зимой население собиралось на главных поселениях (типа Ботай). Весной и летом большая часть обитателей базовых поселений двигалась к юго-западу на песча­ные почвы, которые раньше освобождались весной от талых вод и появлялась первая растительность. Там они строили временные жилища, занимались охотой и собиратель­ством, делали заготовки на зиму. В этот пери­од протекали межэтнические и межбрачные контакты. Оставшаяся часть населения на базо­вом поселении - пожилые люди, дети и часть табунщиков - строила и ремонтировала жили­ща (фото 2), заготавливала пищу и вещи на зиму.

Поселения формировались на расстоянии 150-200 км друг от друга, так как каждому поселению было необходимо жизненное про­странство, где они могли контролировать свои табуны.

В конце III - нач. II тыс. из-за иссушения климата были разрушены привычные ланд­шафты, водный и температурный режимы. Последствием этого был кризис экологических ниш. Хозяйственные и календарные циклы были разрушены. Массовые миграции индоев­ропейцев, уральских, алтайских и других эт­нических групп начались именно в это время.

Ботайские люди отреагировали на кри­зис двумя путями; первая группа двинулась на Южный Урал, Алтай и восток Казахстана в поисках похожего региона (возможно, и даль­ше на восток), и ее историческая судьба была потеряна за счет ассимиляции с другими этни­ческими группами; другая ботайская группа маленькими семейными кланами рассеялась по речным долинам Казахстана и Западной Сиби­ри. Специализированное коневодство уступа­ет место охоте, рыболовству и элементам зем­леделия. Вместе с лошадью начали разводить крупный и мелкий рогатый скот.

Первые результаты позволили отверг­нуть широко распространенное мнение в среде специалистов о том, что до эпохи брон­зы на территории Казахстана обитали бро­дячие рыболовы-охотники. Стало ясно, что степи Центральной Азии, и Северо-Казах­станский регион в частности, являлись тер­риторией, где очень динамично происходили культурно-исторические процессы. И степь как экосистема определила своеобразные самостоятельные закономерности развития материальной и духовной культур населения от позднекаменного века до средневековья. В значительной степени динамизм степных культур определялся становлением раннего коневодства. Изучение ботайской культуры позволило приступить к разработке ряда воп­росов исторического характера.

В евразийских степях в конце каменного века начала формироваться степная цивили­зация, признаки которой заключаются в вы­работке специфического хозяйственно-куль­турного типа, который обеспечил стабиль­ный круглогодичный календарный цикл хо­зяйственной деятельности и демографичес­кий рост. Природно-экологическая обстанов­ка обусловила освоение значительных терри­ториальных пространств и обеспечила созда­ние гибкой экономической адаптации, что, в свою очередь, позволило сохранять на про­тяжении длительного исторического отрезка времени степной хозяйственно-культурный тип и календарный цикл. В условиях природ­но-экономической стабильности формирова­лись обряды и традиции в духовной и сак­ральной сферах.

Именно эти закономерности определили историческую перспективу развития степной цивилизации, её независимое существование от земледельческих культур Востока в эпо­ху бронзы и раннего железного века.

Исследования позволили снять нарица­тельный оттенок с термица «кочевник», ко­торый часто использовался в мировой лите­ратуре как отражение степной культуры - менее значимой по сравнению с земледель­ческой. Степь дала всей древней ойкумене принципиально новую систему коммуника­ции - лошадь и колесо.

В ХVIII-ХVII вв. до н.э. была основана новая андроновская культурно-историческая общность. Этот процесс происходил на эта­пе депрессии старых культурных традиций и замены духовных ценностей - появляется культ солнца, огня.

В археологии еще не была тщательно разработана реконструкция общественной структуры и форм семьи. Традиционно для решения этих проблем учитывались различ­ные этнографические данные.

Эпоха железа (нач. I тыс. до н.э.) связа­на, прежде всего, с принципиальными изме­нениями не только в области материальной культуры, хозяйственно-культурного типа, но и в сфере социальной стратификации и во­енно-политического статуса. Именно поэто­му в качестве раскопок был выбран не рядо­вой объект, а памятник высокой социальной значимости - могильник Байкара у села Жана-Талап Северо-Казахстанской области. Центром могильника Байкара является кур­ган диаметром 90 м с кольцевым рвом и вы­сотой около 6 м. Раскопки кургана велись со­вместно с учеными Германского археологи­ ческого института и финансировались гер­манской стороной. Исследуемый курган представляет собой уникальное архитектур­ное сооружение. Информация из раскопок даст возможность по-новому осветить эко­номические и социально-политические процессы, протекавшие в очень сложное для понимания историками время, от сложения сакской и тасмолинской культур VII в. до н.э. до формирования раннегосударственных структур на территории Казахстана. Курган 1 Байкара являлся не только местом погребе­ния вождя или царя, но и храмовым, культо­вым местом, где проводились погребальные и культовые обряды. В помещении храма, сложенного из пластов камня и глины, были сооружены 2 галереи для входа в централь­ное погребение. Судя по останкам ограблен­ного погребения, умершего вождя сопровож­дал богатый погребальный инвентарь и одеж­да с золотыми украшениями, что говорит о высоком статусе захороненного.

В V-І вв. до н.э. в степях Казахстана скла­дываются раннегосударственные структуры. В степи возникают городские центры влас­ти, торговли и ремесла. Вокруг центров функ­ционировала аграрная жизнь скотоводов и земледельцев.

В средине I тыс. н.э. городские центры угасают в связи с резким усыханием климата, военно-политическими процессами и заменой Великого Шелкового пути на морские комму­никации эпохи географических открытий. Од­нако огромные просторы степей обеспечили условия выживания населения через скотовод­ческую специализацию и обмен. Это время формирования огромного тюркского мира.

Казахская степь была активно вовлече­на в военно-политическую историю населе­ния от Монголии до Волги и Сырдарьи.

В ХIV-ХV вв. складывается единая ка­захская народность, сохранившая свои ты­сячелетние культурно-исторические традиции и трансформировавшаяся в современную нацию.

Комплексные историко-культурные ис­следования объектов ботайской культуры и других источников первобытной и средневе­ковой истории Северного Казахстана позво­лили приступить к разработке проекта му­зейно-туристического комплекса «Культуро- генез казахов» на материалах археологии и истории Северного Казахстана. В 2003 г. в зоне отдыха на озере Шалкар Айыртауского района СКО на средства ГНПП «Кокшетау» был осуществлен первый этап проекта: по­строены два ботайских жилища на основе научной реконструкции.

Проект музейно-туристического комп­лекса призван доступными наглядными тех­ническими и визуальными музейно-экспози­ционными средствами отразить глубокие исторические корни материальной и духов­ной культуры казахов, зародившейся в глу­бокой древности и трансформировавшейся в процессе культуро- и этногенеза народов Центральной Азии от эпохи энеолита до эт­нографической современности.

Реализация проекта позволит решить ряд социально-гуманитарных задач, стоящих пе­ред государством и строящимся гражданским обществом:

-  воспитание исторического сознания граждан республики и патриотизма;

- изучение истории республики и края на уникальных археологических и этнографи­ческих материалах будет способствовать качественному улучшению исторического образования молодого поколения;

-   наполнит гуманитарным смыслом туризм и культурный досуг отдыхающих граждан;

-  расположение комплекса в системе ГНПП «Кокшетау» будет способствовать экологическому воспитанию граждан, стиму­лировать научные программы и практичес­кие мероприятия по сохранению и реанима­ции природного богатства края.






­