Тюркские культово-мемориальные комплексы. Святилище Мерке

Комплексные археологические исследования по проекту изучения и сохранения тюркских памятников сосредоточены на культово-мемориальных комплексах святилища Мерке. Святилище расположено на территории Меркенского района Жамбылской области и в целом локализовано в долине р. Чу. Ландшафтно-топографическое районирование в географическом микрорайоне долины показывает кардинальное различие в местоположении каждого из культовых комплексов: Мерке и Жайсан. Святилище Мерке расположено на высокогорных альпийских лугах верховий реки Мерке, святилище Жайсан находится в 120-140 км к северу от святилища Мерке в низинной, степной части северо-западных склонов Чу-Илийских гор.
Различия в ландшафтно-топографическом районировании двух эталонных тюркских комплексов отражены и в дифференциации основных типов мемориальных памятников с каменными изваяниями и стелами. На од ном пространстве и в непосредственной связи с названными культовыми объектами находятся петроглифы, тамги, каменные алтари и руническая письменность, основные темы которых также отличаются друг от друга.
В связи с открытием и изучением эталонных древнетюркских культово-мемориальных комплексов святилища Жайсан и локализацией их в долине р. Чу, на земле, которая являлась центром Западнотюркского каганата, не менее важным является вопрос о соотношении разноплановых культовых памятников, расположенных на этом же пространстве. Наряду с ритуальными конструкциями - оградами в долине р. Чу получили распространение иные по типу и содержанию мемориальные комплексы - курганы с каменными изваяниями. В качестве другого эталонного комплекса необходимо назвать памятники святилища Мерке, в составе которого до современности сохранились сотни мемориальных конструкций и сегодня более 70 каменных статуй стоят in situ.
Результаты типологической классификации курганных комплексов с изваяниями святилища Мерке показали, что основу культовых памятников составляют парные мужские и женские изваяния, одиночные женские, одиночные мужские, а также парные мужские и женские изваяния, стоящие на насыпях курганов или в пристройках к курганам. Иконографической особенностью каменных статуй святилища является изображение сосуда, расположенного на уровне живота и показанного в обеих руках изваяний (фото 1). Сравнительный анализ культовых конструкций святилища Мерке с мемориальными же памятниками святилища Жайсан свидетельствует о коренных различиях двух уникальных эталонных тюркских культово-мемориальных комплексов, расположенных в долине р. Чу. Применение определений уникальный и эталонный не случайно, термины адекватно отражают культовое содержание памятников, уровень сохранности мемориальных сооружений, количественную и качественную представительность всех типов культовых конструкций: каждый из комплексов насчитывает десятки ритуальных и сотни погребальных памятников. Неотъемлемой частью святилищ являются не только культовые памятники с изваяниями, но и петроглифы, руническая письменность, родовые тамги и каменные алтари.
На террасах горной р. Тогансай, на одном пространстве с памятниками со статуями и петроглифами выявлено большое количество каменных алтарей, представляющих собой большие глыбы, на поверхности которых нанесены многочисленные чашечные углубления. На некоторых из них рядом с углублениями, по центру камня или же на одной из сторон высечена тамга. Интересен крупный округлой формы каменный алтарь диаметром около 3 м, возвышающийся со стороны левого берега реки в высоту до 1 м и сходящий вплотную к земле с северной стороны террасы. Поверхность камня выровнена, в самом центре камня высечена округлая выемка размером в диаметре до 0,5 м и глубиной до 0,1 м. Поверхность выемки изнутри окрашена клейким маслянистым раствором черного цвета. Чашечные углубления выдолблены по периметру всего края камня и на поверхности от основной выемки. Множественные углубления нанесены на возвышающихся конгломератах светлого цвета, которые сцементированы на каменном алтаре вдоль центрального округлого углубления черного цвета.
Наблюдения над топографией и планиграфией культовых памятников, в большом количестве сконцентрированных по руслу р; Тогансай, показывают на вероятность того, что здесь мог располагаться центр ритуальных действий и обрядов. У истоков реки, на самой вершине на скалах, а также на скалах левого берега выбиты петроглифы. По обеим сторонам береговых террас находятся каменные алтари с тамгами и чашевидными углублениями. В непосредственной близости от них расположены курганы с каменными статуями тюрков. В иконографии мужских и женских статуй основной, характерной деталью является сосуд, который держат изваяния в обеих, полусогнутых на уровне живота руках. Сосуд является атрибутом жречества. Жреческий характер памятников монументального искусства является особенностью статуй, получивших распространение преимущественно на территории казахских степей. Аналогичные культово-мемориальные комплексы с типичными изваяниями, в руках которых находится только сосуд, расположены и в степях Сарыарки. Приверженность тюркских племен исконной мировоззренческой традиции подчеркнуто выделялась на протяжении длительного периода и на иных пространствах обитания. К примеру, на территории южнорусских степей, на степной полосе к западу от Волги до Дона и Днепра с конца IX в. кочевники тюрки (огузы), печенеги и половцы также сооружали храмы со статуями предков. Ритуальные конструкции представляли собой сооружения курганного типа. Одним из главных атрибутов западных тюркских изваяний также являлся сосуд. Манера держать сосуд в обеих полусогнутых руках и расположение их на уровне живота, идентичны с описанными памятниками из святилища Мерке.
В связи со сходством культовых памятников святилища Мерке с более западными аналогами монументального искусства необходимо отметить, что ритуальные храмы кочевников, населявших долину Жайсан, типологически близки мемориальным памятникам, распространенным на территории восточного ареала тюркской кочевой культуры. Нельзя не заметить также, что в различных по типу конструкциях каждого из тюркских святилищ отражены идеологические представления двух тюркских миров: восточного и западного ареалов тюркской культуры.
С другой стороны, памятники святилищ позволяют проследить процесс историко-культурной взаимосвязи кочевых племен. Среди курганных конструкций святилища Мерке выявлено несколько ритуальных оград со стелами и изваянием, которое было полностью скрыто в пристройке к ограде. Наряду с мужскими статуями на памятниках святилища Жайсан стоят и женские скульптуры. На аналогичных ритуальных сооружениях Алтая, Тувы и Монголии женские изваяния не встречаются (за исключением храмового комплекса Культегина).
Работа с наскальными рисунками обоих святилищ - Мерке и Жайсан - позволяет уже сейчас наметить кардинальные различия петроглифов, нашедшие отражение в стиле изображений и тематике рисунков. На скалах святилища Мерке, в основном, изображены таутеке, солярные тамги в форме крестов в круге, круги, которые не встречаются на скалах святилища Жайсан. Вероятно, тамгами являются многочисленные изображения тау-теке, выполненные схематично, на самых вершинах гор. Стиль изображения тау-теке близок изображениям горных козлов на каганских тамгах. В Мерке нет подобных сцен охоты на горных козлов. Тамги в виде кругов с точкой в центре и отходящими от круга тремя лучами выбиты на скалах Мерке дважды, тамга в форме треугольника, с точечным углублением в центре зафиксирована один раз. Работа по изучению тюркских родовых тамг и памятников наскального искусства обоих святилищ ведется параллельно со сравнительно-сопоставительным анализом материалов мемориальных комплексов с изваяниями и стелами. Комплексные исследования включают в себя и научные изыскания в области этнографии коренного населения, проживающего в районе локализации тюркских святилищ.
Краткие итоги археологического исследования позволяют со всей убедительностью отметить перспективность изучения эталонных тюркских культово-мемориальных ком плексов Жайсан и Мерке. Особое значение имеет постановка проблемы о развитии и формировании на территории казахских степей центра тюркского культурогенеза, отчетливо прослеженного по материалам святилища Мерке, аналогичными комплексами Сарыарки и данными этнографических источников. Исследование тюркских памятников актуально и важно в контексте реконструкции историко-культурного процесса этногенеза тюркских кочевников, заложивших основу генезиса казахского народа.