Тюркские культово-мемориальные комплексы. Святилище Мерке

Комплексные археологические исследо­вания по проекту изучения и сохранения тюркских памятников сосредоточены на куль­тово-мемориальных комплексах святилища Мерке. Святилище расположено на террито­рии Меркенского района Жамбылской обла­сти и в целом локализовано в долине р. Чу. Ландшафтно-топографическое районирова­ние в географическом микрорайоне долины показывает кардинальное различие в место­положении каждого из культовых комплексов: Мерке и Жайсан. Святилище Мерке рас­положено на высокогорных альпийских лугах верховий реки Мерке, святилище Жай­сан находится в 120-140 км к северу от свя­тилища Мерке в низинной, степной части северо-западных склонов Чу-Илийских гор.

Различия в ландшафтно-топографическом районировании двух эталонных тюркских комплексов отражены и в дифференциации основных типов мемориальных памятников с каменными изваяниями и стелами. На од­ ном пространстве и в непосредственной связи с названными культовыми объектами находят­ся петроглифы, тамги, каменные алтари и ру­ническая письменность, основные темы кото­рых также отличаются друг от друга.

В связи с открытием и изучением эталон­ных древнетюркских культово-мемориальных комплексов святилища Жайсан и локализа­цией их в долине р. Чу, на земле, которая являлась центром Западнотюркского кагана­та, не менее важным является вопрос о со­отношении разноплановых культовых памят­ников, расположенных на этом же простран­стве. Наряду с ритуальными конструкциями - оградами в долине р. Чу получили распрост­ранение иные по типу и содержанию мемо­риальные комплексы - курганы с каменны­ми изваяниями. В качестве другого эталон­ного комплекса необходимо назвать памят­ники святилища Мерке, в составе которого до современности сохранились сотни мемо­риальных конструкций и сегодня более 70 каменных статуй стоят in situ.

Результаты типологической классифика­ции курганных комплексов с изваяниями свя­тилища Мерке показали, что основу культо­вых памятников составляют парные мужские и женские изваяния, одиночные женские, оди­ночные мужские, а также парные мужские и женские изваяния, стоящие на насыпях кур­ганов или в пристройках к курганам. Иконографической особенностью каменных статуй святилища является изображение сосуда, расположенного на уровне живота и пока­занного в обеих руках изваяний (фото 1). Сравнительный анализ культовых конструк­ций святилища Мерке с мемориальными же памятниками святилища Жайсан свидетельствует о коренных различиях двух уникаль­ных эталонных тюркских культово-мемориальных комплексов, расположенных в доли­не р. Чу. Применение определений уникаль­ный и эталонный не случайно, термины адек­ватно отражают культовое содержание па­мятников, уровень сохранности мемориаль­ных сооружений, количественную и каче­ственную представительность всех типов культовых конструкций: каждый из комплек­сов насчитывает десятки ритуальных и сот­ни погребальных памятников. Неотъемле­мой частью святилищ являются не только культовые памятники с изваяниями, но и пет­роглифы, руническая письменность, родовые тамги и каменные алтари.

На террасах горной р. Тогансай, на од­ном пространстве с памятниками со статуя­ми и петроглифами выявлено большое коли­чество каменных алтарей, представляющих собой большие глыбы, на поверхности кото­рых нанесены многочисленные чашечные уг­лубления. На некоторых из них рядом с уг­лублениями, по центру камня или же на одной из сторон высечена тамга. Интересен крупный округлой формы каменный алтарь диаметром около 3 м, возвышающийся со стороны левого берега реки в высоту до 1 м и сходящий вплотную к земле с северной сто­роны террасы. Поверхность камня выровне­на, в самом центре камня высечена округлая выемка размером в диаметре до 0,5 м и глу­биной до 0,1 м. Поверхность выемки изнут­ри окрашена клейким маслянистым раство­ром черного цвета. Чашечные углубления выдолблены по периметру всего края камня и на поверхности от основной выемки. Мно­жественные углубления нанесены на возвы­шающихся конгломератах светлого цвета, которые сцементированы на каменном алта­ре вдоль центрального округлого углубления черного цвета.

Наблюдения над топографией и планиграфией культовых памятников, в большом количестве сконцентрированных по руслу р; Тогансай, показывают на вероятность того, что здесь мог располагаться центр ри­туальных действий и обрядов. У истоков реки, на самой вершине на скалах, а также на ска­лах левого берега выбиты петроглифы. По обеим сторонам береговых террас находят­ся каменные алтари с тамгами и чашевидны­ми углублениями. В непосредственной близости от них расположены курганы с камен­ными статуями тюрков. В иконографии муж­ских и женских статуй основной, характер­ной деталью является сосуд, который держат изваяния в обеих, полусогнутых на уровне живота руках. Сосуд является атрибутом жречества. Жреческий характер памятников монументального искусства является особен­ностью статуй, получивших распростране­ние преимущественно на территории казах­ских степей. Аналогичные культово-мемори­альные комплексы с типичными изваяниями, в руках которых находится только сосуд, расположены и в степях Сарыарки. Привер­женность тюркских племен исконной миро­воззренческой традиции подчеркнуто выде­лялась на протяжении длительного периода и на иных пространствах обитания. К при­меру, на территории южнорусских степей, на степной полосе к западу от Волги до Дона и Днепра с конца IX в. кочевники тюрки (огузы), печенеги и половцы также сооружали храмы со статуями предков. Ритуальные кон­струкции представляли собой сооружения курганного типа. Одним из главных атрибу­тов западных тюркских изваяний также яв­лялся сосуд. Манера держать сосуд в обеих полусогнутых руках и расположение их на уровне живота, идентичны с описанными памятниками из святилища Мерке.

В связи со сходством культовых памят­ников святилища Мерке с более западными аналогами монументального искусства необ­ходимо отметить, что ритуальные храмы кочевников, населявших долину Жайсан, ти­пологически близки мемориальным памятни­кам, распространенным на территории вос­точного ареала тюркской кочевой культуры. Нельзя не заметить также, что в различных по типу конструкциях каждого из тюркских святилищ отражены идеологические пред­ставления двух тюркских миров: восточного и западного ареалов тюркской культуры.

С другой стороны, памятники святилищ по­зволяют проследить процесс историко-культурной взаимосвязи кочевых племен. Среди курганных конструкций святилища Мерке выявлено несколько ритуальных оград со сте­лами и изваянием, которое было полностью скрыто в пристройке к ограде. Наряду с муж­скими статуями на памятниках святилища Жайсан стоят и женские скульптуры. На ана­логичных ритуальных сооружениях Алтая, Тувы и Монголии женские изваяния не встре­чаются (за исключением храмового комплек­са Культегина).

Работа с наскальными рисунками обоих святилищ - Мерке и Жайсан - позволяет уже сейчас наметить кардинальные различия пет­роглифов, нашедшие отражение в стиле изоб­ражений и тематике рисунков. На скалах свя­тилища Мерке, в основном, изображены тау­теке, солярные тамги в форме крестов в кру­ге, круги, которые не встречаются на скалах святилища Жайсан. Вероятно, тамгами явля­ются многочисленные изображения тау-теке, выполненные схематично, на самых верши­нах гор. Стиль изображения тау-теке бли­зок изображениям горных козлов на каганских тамгах. В Мерке нет подобных сцен охоты на горных козлов. Тамги в виде кру­гов с точкой в центре и отходящими от кру­га тремя лучами выбиты на скалах Мерке дважды, тамга в форме треугольника, с то­чечным углублением в центре зафиксирова­на один раз. Работа по изучению тюркских родовых тамг и памятников наскального ис­кусства обоих святилищ ведется параллель­но со сравнительно-сопоставительным ана­лизом материалов мемориальных комплек­сов с изваяниями и стелами. Комплексные исследования включают в себя и научные изыскания в области этнографии коренного населения, проживающего в районе локали­зации тюркских святилищ.

Краткие итоги археологического иссле­дования позволяют со всей убедительностью отметить перспективность изучения эталон­ных тюркских культово-мемориальных ком­ плексов Жайсан и Мерке. Особое значение имеет постановка проблемы о развитии и формировании на территории казахских сте­пей центра тюркского культурогенеза, отчет­ливо прослеженного по материалам святи­лища Мерке, аналогичными комплексами Сарыарки и данными этнографических источ­ников. Исследование тюркских памятников актуально и важно в контексте реконструк­ции историко-культурного процесса этноге­неза тюркских кочевников, заложивших ос­нову генезиса казахского народа.







­