Археология и культурное наследие Казахстана: Государственная программа «Культурное наследие»

Многообразие и богатство культурного наследия являются основополагающим признаком цивилизованного общества, интеграционным компонентом национального и государственного самосознания. Широкое понятие «культурное наследие» включает в себя и менталитет, определяющий и нравственные нормы, и стереотип поведения, и фольклорные системы от мира образов и «бродячих сюжетов» до музыкального лада. Вещественный блок культурного наследия представляет собой как бы материализованную память народа. Важную часть этого блока составляет археологическое культурное наследие. Оно охватывает все виды археологических памятников: руины замков и крепостей, оплывшие погребальные курганы, остатки древних стойбищ и городов, эффектные монументальные строения. Должным образом раскопанные и музеефицированные, исследованные профессионалами, они зримо несут информацию об ушедших веках и народах. Памятники, еще не изученные, представляют собой бесценный информационный фонд человечества, его нерушимую материальную память.
В XX столетии сложилось такое понятие, как археологическое наследие и связанный с ним весь блок организационных мероприятий (archaeological heritage managment) - руководство археологическим наследием.
Исключительное значение приобретает весь блок культурного наследия для современных обществ. Он получает особое звучание в эпоху научно-технической революции и электронных средств информации, когда утверждаются новые массовые стереотипы, ведущие к своего рода глобальной стандартизации, размыванию индивидуальности как отдельных личностей, так и целых народов. Утрачиваются многие сложившиеся веками культурные традиции, в том числе поведенческие и моральные.
Цивилизованные страны все с большим вниманием относятся к проблемам сохранения и использования культурного наследия. В развитых странах повышение уровня благосостояния способствовало развитию массового туризма, формированию целой туристской индустрии, что экономически стимулирует внимание к культурному наследию. Совершенствуется соответствующее законодательство, идут поиски наиболее эффективных форм организации. В мире первым соответствующим законодательным актом считается указ короля Швеции 1666 г., объявляющий все объекты древности собственностью короны. С тех пор базовые юридические разработки по проблемам культурного наследия, в том числе и археологического, превратились чуть ли не в целое направление законотворческой деятельности. Встающие проблемы стали объектом внимания и организационной деятельности международной общественности, прежде всего по линии ЮНЕСКО.
Практически культурное наследие и разумное отношение к нему в современном мире выступают как показатель цивилизованного общества. Это касается и законотворческой ситуации, и нравственного настроя. В этом отношении достаточно показателен пример Дании. Здесь в серии законов об охране археологического наследия особое значение имеет Государственный акт, принятый в 1969 г., четко трактующий вопросы его охраны и финансирование. На этой правовой и финансовой основе в Дании в зоне хозяйственной деятельности ежегодно осуществляется от 400 до 500 охранных раскопок, различных по масштабам, но в равной мере способствующих сохранению и изучению национального достояния страны. Весьма примечательны нравственные установки, утвердившиеся в психологии общества. Этому способствовала и широкая демонстрация достижений археологии. Археологические экспозиции имеются в 48 музеях Дании, широко ведется популяризаторская деятельность, издается специальный археологический журнал для школ. Древности стали предметом национальной гордости, а необходимость их сбережения вошла интеграционным компонентом в общественный менталитет.
Культурное наследие является предметом пристального внимания и в Казахстане.
2003 г. стал этапным в развитии культуры. Важное событие года - ежегодное Послание Президента страны народу, в котором в числе неотложных задач, стоящих перед страной, определены вопросы изучения и сохранения историко-культурного наследия.
Следующие 2004-2006 гг. определены временем выполнения Государственной программы «Культурное наследие», которая должна совершить прорыв в изучении, сохранении и использовании историко-культурного наследия.
Это только начальный этап постоянной многолетней работы.
Археологические объекты согласно программе, предлагаемые для изучения, в том числе и масштабные раскопки, выбирались с учетом их значимости и наличия определенного задела в предыдущих изысканиях. Это, по сути дела, эталонные памятники, несущие важную историко-культурную нагрузку и являющиеся знаковыми для генетической памяти народа, и те, которые вошли в список будущих номинантов Всемирного культурного наследия.
Безусловно, исследования по Программе должны вестись комплексно, вслед за раскопочными работами и параллельно им следовали мероприятия, связанные с подготовкой проекта, затем консервацией и восстановлением раскопанных объектов и их музеефикацией.
Музеефицированные памятники должны быть включены и уже включаются в систему казахстанских государственных и международных туристических маршрутов, стать своеобразными узлами развивающейся туристической инфраструктуры.
Для выполнения Программы определены следующие концептуальные положения: считать культурное наследие важным фактором интегрирующих процессов в стране, компонентом формирования национального и государственного самосознания; воспитывать народ Казахстана в духе любви к родной истории, ее культурному наследию, трепетному отношению к нему, его бережному сохранению; памятники археологии, архитектуры, древнего искусства должны быть народными святынями, ибо сохраняют духовность нации.
Именно в разрезе этих положений проводились научные раскопки и исследования; анализировался накопленный материал и вырабатывались рекомендации и программы по консервации и музеефикации поселения металлургов Аксу, протогорода эпохи бронзы Кента, сакского города Чирик-рабат, Береля, тюркского святилища Мерке, городищ Отрар и Каялык, начаты значительные работы на археологических памятниках Алматы и Шымкента.
Проводились консервационные работы по международным программам с участием ЮНЕСКО на городище Отрар и комплексе петроглифов Тамгалы. Отдельно принят проект «Возрождение древнего Отрара».
Несомненно, одной из главнейших задач Программы является подготовка издания Свода памятников истории и культуры, строгий учет и ревизия историко-культурного наследия. Свод - это фундамент всей работы по изучению и охране памятников. Пока изданы лишь два тома по Шымкентской и Жамбылской областям.
Начаты активные исследования по подготовке томов Свода по Алматинской, Кызылординской, Северо-Казахстанской областям.
Ведутся работы по уточнению Сводов, уже изданных. Выполнение работ по Своду ведется на новом уровне с использованием компьютерных технологий и системы глобального позиционирования.
Некоторые итоги работ по программе, выполненные в 2004 г., публикуются в сводном отчете.
На могильнике Берель, на Алтае, где сделано в 1999 г. открытие мирового уровня - раскопки и изучение так называемых «замороженных» могил, продолжены работы по раскопкам курганов и захоронений в вечной мерзлоте.
Продолжаются работы на могильнике Чиликты в Зайсанской котловине, где в прошлом году обнаружены остатки погребения «золотого» человека в царском кургане.
На городище Каялык в Жетысу, средневековом центре Карлукского государства, бывшего своеобразным местом встречи и сосуществования мировых религий - буддизма, христианства и ислама, открыта соборная мечеть ХП-ХШ вв. и мавзолей ХІ-ХИ вв., облицованный резным кирпичом. Это один из новых ярких памятников исламской архитектуры Казахстана.
В списке исследуемых памятников городище Бузук в черте столицы страны города Астаны, где в итоге по программе будет создан Археологический парк, позволяющий получить представление о многовековой истории Астаны, истоках урбанизации в регионе.
Рядом с Алматы продолжается изучение могильника Иссык и городища Талгар (средневековый город Тальхир), вошедших в недавно созданный музей-заповедник.
Появляется все больше материалов, доказывающих, что Тальхир был одним из центров железоделательного производства Центральной Азии, мастера которого в средневековье умели варить булатную сталь.
Археологические раскопки на территории Алматы дают картину заселения этого региона с эпохи древнекаменного века до формирования средневекового города в X-XI вв. Как крупный политический, экономический, культурный и торговый город на Великом Шелковом пути Алматы сформировался тысячу лет назад, а в XIII в. в Алматы чеканились монеты на собственном монетном дворе. На монетах, и это показательно, читается надпись - «монета выпущена в городе Алматы». Город в XIII в. уже назывался Алматы.
Ведутся археологические и консервационные работы на комплексе Акыртас недалеко от Тараза. Это единственное в Казахстане сооружение из камня - грандиозный дворец, достроенный арабскими зодчими, которых пригласили тюрки-карлуки после Таласской битвы в 751 г.
Археологические исследования развернуты на городищах Шымкента и Сайрама. На основе археологических и исторических материалов разрабатывается научная концепция до консервации раскопок на городищах, созданию музейных комплексов и включению их в систему сейчас наиболее оживленного туристического маршрута Шымкент - Сайрам - Отрар - Туркестан - Сауран.
На средней Арыси начаты и проведены раскопки городища Караспан - известного города Арсубаникет и позднесредневекового Караспана.
На городище Отрар завершена работа по международному проекту «ЮНЕСКО - Казахстан - Япония» и начат проект в рамках культурного наследия - «Возрождение древнего Отрара». Проводятся археологические и консервационные работы на памятниках оазиса - Алтынтобе, Мардан-Куик, Куйруктобе.
Отрар и расположенный рядом мавзолей Арстан-Баб уже сейчас посещают не менее ста тысяч туристов в год и поток их резко растет.
Разработана концепция создания на Отраре центра научных и консервационных исследований всего Центрально азиатского региона и организации инфраструктуры туризма.
Вблизи Туркестана раскапывается городище Сидак, один из крупнейших центров Казахстана в раннем средневековье.
Начаты работы на городище Сауран - уникальном памятнике средневековой истории, археологии и архитектуры. Раскапывается медресе со знаменитыми минаретами, описанными автором XVII в. Васифи. Изучается кяризная система водоснабжения города.
В Западном Казахстане на р. Урал, рядом с г. Уральском, изучается городище Жайык, возникшее в середине XIV в., - это предтеча Уральска XVII-XVIII вв. Раскопки Сарайшыка и Жайыка дали материал об уральском отрезке Великого Шелкового пути.
Исследуются памятники Мангышлака - поселение Токсанбай - город эпохи ранней бронзы, сарматское святилище Кызыл-Уик.
В Жетысу исследуются святилища древних тюрок - Мерке и Жайсан; в Сары-Арке протогород эпохи бронзы Кент, поселение металлургов Атасу.
Возобновлены раскопки с целью их последующей консервации и музеефикации на поселении первых коневодов Ботай, возникшем в эпоху энеолита. Доказано, что Казахстан входил в зону одомашнивания лошади - этого выдающегося для истории человека процесса.
Древнейшее прошлое Казахстана станет более известным благодаря работам на уникальных палеолитических памятниках Шоктас и Кошкурган.
Наряду с публикацией отчета на казахском, русском и английском языках готовятся к изданию монографии, посвященные городам Сауран и Каялык, городищу Жайык, комплексу Акыртас, петроглифам Ешки-Ольмес. Каждому памятнику, включенному в программу «Культурное наследие», планируется посвятить отдельные монографии, альбомы, буклеты. Разрабатываются рекомендации для туристических маршрутов.
За 2004 г. работы по программе «Культурное наследие» благодаря резкому увеличению финансирования получен огромный материал, который позволит аргументированно решать многие дискуссионные вопросы культурогенеза Казахстана.
В связи с разработкой вопросов динамики культурного наследия народов Казахстана можно высказать некоторые соображения.
Исходный пласт этого культурного наследия, безусловно, восходит к энеолиту и бронзовому веку, когда на евразийских просторах прочно утвердился степной образ жизни. В пределах микрозон формируются отдельные культурные блоки, один из которых по наиболее яркому археологическому комплексу может носить наименование андроновского.
Второй пласт культурного наследия относится к эпохе ранних кочевников. В это время в Казахстане формируется блок культурного наследия, который можно назвать сако-усуньским и кангюйско-сарматским. Ряд черт этого пласта характерен для многих народов степной зоны Азии. В это время сложился устойчивый образ жизни номадов со всеми его проявлениями в хозяйственной, бытовой и поведенческой сферах. Могут быть отмечены и цепочки соответствий в культурной сфере, начиная с орнаментальных узоров, явно выработанных в процессе изготовления ковровых изделий и художественно орнаментированных кошм.
Весьма важно сакское, усуньское и кангюйское политическое наследие. В обществе шло формирование структуры принципиально нового типа политической организации - государства.
Очень важен для разработок и следующий пласт культурного наследия, который можно назвать тюрко-согдийским. Здесь сближались и взаимодействовали несколько потоков культурного развития. Тенденции к оседлому образу жизни, наличествовавшие во многих кочевых обществах, в том числе усуньском, в постусуньское время, скорее всего, способствовали частичному переходу от кочевий к поселениям долговременного обитания. Одновременно с юга шел мощный импульс согдийской цивилизации, бывшей в VI-VIII вв. эталоном урбанизированной культуры Центральной Азии. В пору тюркского каганата и последующих образований с тюркоязычной политической доминантой этот процесс все более усиливался.
В домонгольскую эпоху здесь прочно складывается местный урбанистический культурный комплекс с общемусульманскими стандартами и эталонами в его средневековом воплощении в рамках Караханидского государства.
Важный пласт культурного наследия связан с Казахским ханством, его культурой, базировавшейся на традициях кочевого быта и культуре городов и селений сырдарьинско-семиреченского региона. Взаимодействие культуры города и степи в Казахском ханстве - одно из ярких явлений культурогенеза Казахстана. Изучение этих слоев культуры является одним из направлений современной археологии.
В выполнении работ программы «Культурное наследие» принимали участие сотрудники Института археологии им. А.Х. Маргулана МОН РК (Алматы), ведущие археологи государственных университетов страны: Национального университета им. Л.Н. Гумилева (Астана), Национального университета им. аль-Фараби (Алматы). Карагандинского государственного университета им. Е. Букетова (Караганда), Кокшетауского государственного Университета им. Ш.Ш. Валиханова (Кокшетау), Южно- Казахстанского государственного университета им. М.О. Ауэзова (Шымкент), Международного казахско-турецкого университета им. Х.А. Ясави (Туркестан), Северо- Казахстанского государственного Университета им. М.К. Козыбаева (Петропавловск), Отрарского музея-заповедника (Шаульдер), Государственного музея-заповедника «Азрет Султан» (Туркестан). В археологических исследованиях участвовали специалисты из Российской Федерации, Pecп. блики Узбекистан, США, Италии, ФРГ, Великобритании.
Организация работ осуществлялась Министерством культуры, информации и спорта РК, Министерством образования и науки РК; координационным центром являлся Общественный совет по выполнению Государственной программы «Культурное наследие».