Археология и культурное наследие Казахстана: Государственная программа «Культурное наследие»

30.03.2022 12:30

Многообразие и богатство культурного наследия являются основополагающим при­знаком цивилизованного общества, интегра­ционным компонентом национального и го­сударственного самосознания. Широкое по­нятие «культурное наследие» включает в себя и менталитет, определяющий и нравствен­ные нормы, и стереотип поведения, и фольк­лорные системы от мира образов и «бродя­чих сюжетов» до музыкального лада. Веще­ственный блок культурного наследия пред­ставляет собой как бы материализованную память народа. Важную часть этого блока со­ставляет археологическое культурное насле­дие. Оно охватывает все виды археологичес­ких памятников: руины замков и крепостей, оплывшие погребальные курганы, остатки древних стойбищ и городов, эффектные мо­нументальные строения. Должным образом раскопанные и музеефицированные, исследо­ванные профессионалами, они зримо несут информацию об ушедших веках и народах. Памятники, еще не изученные, представля­ют собой бесценный информационный фонд человечества, его нерушимую материаль­ную память.

В XX столетии сложилось такое понятие, как археологическое наследие и связанный с ним весь блок организационных мероприятий (archaeological heritage managment) - руковод­ство археологическим наследием.

Исключительное значение приобретает весь блок культурного наследия для совре­менных обществ. Он получает особое звуча­ние в эпоху научно-технической революции и электронных средств информации, когда утверждаются новые массовые стереотипы, ведущие к своего рода глобальной стандар­тизации, размыванию индивидуальности как отдельных личностей, так и целых народов. Утрачиваются многие сложившиеся веками культурные традиции, в том числе поведен­ческие и моральные.

Цивилизованные страны все с большим вниманием относятся к проблемам сохра­нения и использования культурного насле­дия. В развитых странах повышение уровня благосостояния способствовало развитию массового туризма, формированию целой туристской индустрии, что экономически стимулирует внимание к культурному на­следию. Совершенствуется соответствую­щее законодательство, идут поиски наибо­лее эффективных форм организации. В мире первым соответствующим законодательным актом считается указ короля Швеции 1666 г., объявляющий все объекты древности соб­ственностью короны. С тех пор базовые юридические разработки по проблемам культурного наследия, в том числе и архео­логического, превратились чуть ли не в це­лое направление законотворческой деятель­ности. Встающие проблемы стали объектом внимания и организационной деятельности международной общественности, прежде всего по линии ЮНЕСКО.

Практически культурное наследие и ра­зумное отношение к нему в современном мире выступают как показатель цивилизо­ванного общества. Это касается и законо­творческой ситуации, и нравственного на­строя. В этом отношении достаточно пока­зателен пример Дании. Здесь в серии зако­нов об охране археологического наследия особое значение имеет Государственный акт, принятый в 1969 г., четко трактующий вопросы его охраны и финансирование. На этой правовой и финансовой основе в Да­нии в зоне хозяйственной деятельности еже­годно осуществляется от 400 до 500 охран­ных раскопок, различных по масштабам, но в равной мере способствующих сохранению и изучению национального достояния стра­ны. Весьма примечательны нравственные установки, утвердившиеся в психологии общества. Этому способствовала и широкая демонстрация достижений археологии. Ар­хеологические экспозиции имеются в 48 музеях Дании, широко ведется популяриза­торская деятельность, издается специаль­ный археологический журнал для школ. Древности стали предметом национальной гордости, а необходимость их сбережения вошла интеграционным компонентом в об­щественный менталитет.

Культурное наследие является предме­том пристального внимания и в Казахстане.

2003 г. стал этапным в развитии куль­туры. Важное событие года - ежегодное Послание Президента страны народу, в ко­тором в числе неотложных задач, стоящих перед страной, определены вопросы изу­чения и сохранения историко-культурно­го наследия.

Следующие 2004-2006 гг. определены временем выполнения Государственной про­граммы «Культурное наследие», которая дол­жна совершить прорыв в изучении, сохране­нии и использовании историко-культурного наследия.

Это только начальный этап постоянной многолетней работы.

Археологические объекты согласно про­грамме, предлагаемые для изучения, в том числе и масштабные раскопки, выбирались с учетом их значимости и наличия опреде­ленного задела в предыдущих изысканиях. Это, по сути дела, эталонные памятники, не­сущие важную историко-культурную нагруз­ку и являющиеся знаковыми для генетичес­кой памяти народа, и те, которые вошли в список будущих номинантов Всемирного культурного наследия.

Безусловно, исследования по Программе должны вестись комплексно, вслед за раскопочными работами и параллельно им следова­ли мероприятия, связанные с подготовкой про­екта, затем консервацией и восстановлением раскопанных объектов и их музеефикацией.

Музеефицированные памятники должны быть включены и уже включаются в систему казахстанских государственных и междуна­родных туристических маршрутов, стать своеобразными узлами развивающейся тури­стической инфраструктуры.

Для выполнения Программы определе­ны следующие концептуальные положения: считать культурное наследие важным фак­тором интегрирующих процессов в стране, компонентом формирования национально­го и государственного самосознания; воспи­тывать народ Казахстана в духе любви к родной истории, ее культурному наследию, трепетному отношению к нему, его береж­ному сохранению; памятники археологии, архитектуры, древнего искусства должны быть народными святынями, ибо сохраня­ют духовность нации.

Именно в разрезе этих положений прово­дились научные раскопки и исследования; ана­лизировался накопленный материал и выраба­тывались рекомендации и программы по кон­сервации и музеефикации поселения металлур­гов Аксу, протогорода эпохи бронзы Кента, сакского города Чирик-рабат, Береля, тюркско­го святилища Мерке, городищ Отрар и Каялык, начаты значительные работы на археологичес­ких памятниках Алматы и Шымкента.

Проводились консервационные работы по международным программам с участием ЮНЕСКО на городище Отрар и комплексе пет­роглифов Тамгалы. Отдельно принят проект «Возрождение древнего Отрара».

Несомненно, одной из главнейших задач Программы является подготовка издания Сво­да памятников истории и культуры, строгий учет и ревизия историко-культурного насле­дия. Свод - это фундамент всей работы по изучению и охране памятников. Пока изда­ны лишь два тома по Шымкентской и Жамбылской областям.

Начаты активные исследования по подго­товке томов Свода по Алматинской, Кызылординской, Северо-Казахстанской областям.

Ведутся работы по уточнению Сводов, уже изданных. Выполнение работ по Своду ведется на новом уровне с использованием компьютерных технологий и системы гло­бального позиционирования.

Некоторые итоги работ по программе, выполненные в 2004 г., публикуются в свод­ном отчете.

На могильнике Берель, на Алтае, где сде­лано в 1999 г. открытие мирового уровня - раскопки и изучение так называемых «замо­роженных» могил, продолжены работы по раскопкам курганов и захоронений в вечной мерзлоте.

Продолжаются работы на могильнике Чиликты в Зайсанской котловине, где в про­шлом году обнаружены остатки погребения «золотого» человека в царском кургане.

На городище Каялык в Жетысу, средне­вековом центре Карлукского государства, бывшего своеобразным местом встречи и сосуществования мировых религий - буддиз­ма, христианства и ислама, открыта собор­ная мечеть ХП-ХШ вв. и мавзолей ХІ-ХИ вв., облицованный резным кирпичом. Это один из новых ярких памятников исламской архи­тектуры Казахстана.

В списке исследуемых памятников горо­дище Бузук в черте столицы страны города Астаны, где в итоге по программе будет со­здан Археологический парк, позволяющий по­лучить представление о многовековой истории Астаны, истоках урбанизации в регионе.

Рядом с Алматы продолжается изучение могильника Иссык и городища Талгар (сред­невековый город Тальхир), вошедших в не­давно созданный музей-заповедник.

Появляется все больше материалов, до­казывающих, что Тальхир был одним из цен­тров железоделательного производства Цен­тральной Азии, мастера которого в средне­вековье умели варить булатную сталь.

Археологические раскопки на территории Алматы дают картину заселения этого регио­на с эпохи древнекаменного века до форми­рования средневекового города в X-XI вв. Как крупный политический, экономический, культурный и торговый город на Великом Шелковом пути Алматы сформировался ты­сячу лет назад, а в XIII в. в Алматы чекани­лись монеты на собственном монетном дво­ре. На монетах, и это показательно, читается надпись - «монета выпущена в городе Алма­ты». Город в XIII в. уже назывался Алматы.

Ведутся археологические и консерваци­онные работы на комплексе Акыртас недалеко от Тараза. Это единственное в Казахстане сооружение из камня - грандиозный дворец, достроенный арабскими зодчими, которых пригласили тюрки-карлуки после Таласской битвы в 751 г.

Археологические исследования разверну­ты на городищах Шымкента и Сайрама. На основе археологических и исторических ма­териалов разрабатывается научная концепция до консервации раскопок на городищах, со­зданию музейных комплексов и включению их в систему сейчас наиболее оживленного туристического маршрута Шымкент - Сай­рам - Отрар - Туркестан - Сауран.

На средней Арыси начаты и проведены раскопки городища Караспан - известного города Арсубаникет и позднесредневеково­го Караспана.

На городище Отрар завершена работа по международному проекту «ЮНЕСКО - Казах­стан - Япония» и начат проект в рамках куль­турного наследия - «Возрождение древнего Отрара». Проводятся археологические и консервационные работы на памятниках оазиса - Алтынтобе, Мардан-Куик, Куйруктобе.

Отрар и расположенный рядом мавзо­лей Арстан-Баб уже сейчас посещают не менее ста тысяч туристов в год и поток их резко растет.

Разработана концепция создания на Отраре центра научных и консервационных иссле­дований всего Центрально азиатского региона и организации инфраструктуры туризма.

Вблизи Туркестана раскапывается горо­дище Сидак, один из крупнейших центров Казахстана в раннем средневековье.

Начаты работы на городище Сауран - уни­кальном памятнике средневековой истории, археологии и архитектуры. Раскапывается медресе со знаменитыми минаретами, описан­ными автором XVII в. Васифи. Изучается кяризная система водоснабжения города.

В Западном Казахстане на р. Урал, ря­дом с г. Уральском, изучается городище Жайык, возникшее в середине XIV в., - это пред­теча Уральска XVII-XVIII вв. Раскопки Сарайшыка и Жайыка дали материал об ураль­ском отрезке Великого Шелкового пути.

Исследуются памятники Мангышлака - поселение Токсанбай - город эпохи ранней бронзы, сарматское святилище Кызыл-Уик.

В Жетысу исследуются святилища древ­них тюрок - Мерке и Жайсан; в Сары-Арке протогород эпохи бронзы Кент, поселение металлургов Атасу.

Возобновлены раскопки с целью их пос­ледующей консервации и музеефикации на по­селении первых коневодов Ботай, возникшем в эпоху энеолита. Доказано, что Казахстан вхо­дил в зону одомашнивания лошади - этого вы­дающегося для истории человека процесса.

Древнейшее прошлое Казахстана станет более известным благодаря работам на уни­кальных палеолитических памятниках Шоктас и Кошкурган.

Наряду с публикацией отчета на казах­ском, русском и английском языках готовят­ся к изданию монографии, посвященные го­родам Сауран и Каялык, городищу Жайык, комплексу Акыртас, петроглифам Ешки-Ольмес. Каждому памятнику, включенному в про­грамму «Культурное наследие», планирует­ся посвятить отдельные монографии, альбо­мы, буклеты. Разрабатываются рекомендации для туристических маршрутов.

За 2004 г. работы по программе «Куль­турное наследие» благодаря резкому увеличению финансирования получен огромный материал, который позволит аргументиро­ванно решать многие дискуссионные вопро­сы культурогенеза Казахстана.

В связи с разработкой вопросов динами­ки культурного наследия народов Казахста­на можно высказать некоторые соображения.

Исходный пласт этого культурного на­следия, безусловно, восходит к энеолиту и бронзовому веку, когда на евразийских про­сторах прочно утвердился степной образ жизни. В пределах микрозон формируются отдельные культурные блоки, один из кото­рых по наиболее яркому археологическому комплексу может носить наименование андроновского.

Второй пласт культурного наследия от­носится к эпохе ранних кочевников. В это время в Казахстане формируется блок куль­турного наследия, который можно назвать сако-усуньским и кангюйско-сарматским. Ряд черт этого пласта характерен для многих народов степной зоны Азии. В это время сло­жился устойчивый образ жизни номадов со всеми его проявлениями в хозяйственной, бытовой и поведенческой сферах. Могут быть отмечены и цепочки соответствий в культурной сфере, начиная с орнаменталь­ных узоров, явно выработанных в процессе изготовления ковровых изделий и художе­ственно орнаментированных кошм.

Весьма важно сакское, усуньское и кангюйское политическое наследие. В обществе шло формирование структуры принципиаль­но нового типа политической организации - государства.

Очень важен для разработок и следую­щий пласт культурного наследия, который можно назвать тюрко-согдийским. Здесь сближались и взаимодействовали несколько потоков культурного развития. Тенденции к оседлому образу жизни, наличествовавшие во многих кочевых обществах, в том числе усуньском, в постусуньское время, скорее всего, способствовали частичному переходу от кочевий к поселениям долговременного обитания. Одновременно с юга шел мощный импульс согдийской цивилизации, бывшей в VI-VIII вв. эталоном урбанизированной культуры Центральной Азии. В пору тюрк­ского каганата и последующих образований с тюркоязычной политической доминантой этот процесс все более усиливался.

В домонгольскую эпоху здесь прочно складывается местный урбанистический культурный комплекс с общемусульмански­ми стандартами и эталонами в его средневе­ковом воплощении в рамках Караханидского государства.

Важный пласт культурного наследия свя­зан с Казахским ханством, его культурой, базировавшейся на традициях кочевого быта и культуре городов и селений сырдарьинско-семиреченского региона. Взаимодействие культуры города и степи в Казахском хан­стве - одно из ярких явлений культурогенеза Казахстана. Изучение этих слоев культуры является одним из направлений современ­ной археологии.

В выполнении работ программы «Куль­турное наследие» принимали участие сотруд­ники Института археологии им. А.Х. Маргулана МОН РК (Алматы), ведущие архе­ологи государственных университетов страны: Национального университета им. Л.Н. Гумилева (Астана), Национального университета им. аль-Фараби (Алматы). Карагандинского государственного уни­верситета им. Е. Букетова (Караганда), Кокшетауского государственного Университета им. Ш.Ш. Валиханова (Кокшетау), Южно- Казахстанского государственного универ­ситета им. М.О. Ауэзова (Шымкент), Меж­дународного казахско-турецкого универси­тета им. Х.А. Ясави (Туркестан), Северо- Казахстанского государственного Универ­ситета им. М.К. Козыбаева (Петропав­ловск), Отрарского музея-заповедника (Шаульдер), Государственного музея-заповедни­ка «Азрет Султан» (Туркестан). В археоло­гических исследованиях участвовали специалисты из Российской Федерации, Pecп. блики Узбекистан, США, Италии, ФРГ, Великобритании.

Организация работ осуществлялась Ми­нистерством культуры, информации и спорта РК, Министерством образования и науки РК; координационным центром яв­лялся Общественный совет по выполнению Государственной программы «Культурное наследие».