Археологические раскопки могильника Новоильиновский в 2021 году
В полевом сезоне 2021 года на месте фиксации погребального сооружения-14 в виде земляного кургана был разбит раскоп размером 24х16 м, который вплотную примыкал к площади раскопа сооружения 5.
Насыпь кургана-14 фиксировалась на поверхности по высоте 30-40 см. Диаметр кургана по насыпи – 10 м, в плане округлой формы. Насыпь кургана представляет собой плотную супесь однородного коричневого цвета с включениями супеси линз светло-желтого цвета. При зачистке профиля в районе центрального кола на глубине – 15 см от поверхности были найдены пряслице и лощило.
После зачистки центральной части площадки были обнаружены очертания темно-коричневого цвета могильной ямы – погребение 1 (- 45 см -50 см) в плане неправильной прямоугольной формы с округленными углами, размером 1,6х1,4 м, ориентирована по линии С-Ю.
В квадрате Б-5 подошвы кургана были отмечены очертания темно- коричневого цвета в плане узкой прямоугольной формы с округленными углами размером 1,1 х 0,25 м. ориентированы по линии СВ-ЮЗ – погребение 2. В центре пятна очертаний был вкопан вертикально камень, квадратной формы размером 0,25 х 0,25 м, подпертый для фиксации мелким булыжником.
Вскрытие погребения-1 было начато со снятия центральной части бровки, чтобы полностью освободить площадку. На глубине – 150 см по направлению к восточной стороне по границам бокового заполнения предположительно была конструкция могильной ямы с подбоем. При выборке грунта из подбоя на глубине -160 см был обнаружен костяк погребенного, плохой сохранности, так как находился в песчаном грунте.
Погребенный лежал на спине, ориентирован по линии ССВ-ЮЮЗ. Череп повернут лицевой частью в западную сторону. Находки на костяке отсутствовали. Общая длина костяка – 170 см, ширина в области грудины – 45- 50 см.
Для выемки песка из заполнения подбоя пришлось убрать останки скелета. Череп был взят монолитом вместе с грунтом, чтобы расчистить его в стационарных условиях. При дальнейшей расчистке подбоя, в его восточной части были обнаружены два сосуда, стоящих на дне уровня нахождения скелета (- 160 см -170 см). Сосуд горшечной формы 1, сосуд 2 кувшинообразной формы.
Погребение 2 в плане прямоугольной формы с округленными углами длиной 1,2 м, шириной 0,3-0,4 м, ориентировано по линии СВ-ЮЗ. Заполнение – плотная супесь коричневого цвета. Была выявлена следующая конструктивная особенность в центре этой небольшой ямы на глубине 10-15 см в виде выкладки антропоморфной формы. Она была выбрана на основании плотного суглинка белесого цвета, отличного от заполнения могильной ямы. Размеры выкладки: длина – 40 см, ширина – 35-40 см, длина условной «головы» – 15 см, ширина – 15 см, в разрезе сегментовидной формы, толщиной 3-4 см, ориентирована по длинной линии ЮЗ-СВ.
В южном конце погребения стоял сосуд (- 35 см) – кувшин с зооморфной ручкой, обращенной к западной стенке. Рядом с ним, с северной стороны на дне четко фиксировалось пятно округлой формы размером – 15 см, толщиной – 1 см, почти чёрного цвета, по всей видимости, органического происхождения. Костяк ребенка располагался по всей длине дна могильной ямы, лежал на спине, ориентирован по линии СВ-ЮЗ, кости ног и рук вытянуты, лицевая
часть черепа повернута в западную сторону (- 40 см). Общая длина костяка – 100 см. На дне в области лобной части лежала бронзовая пронизь. С правой стороны в области ушной впадины находилась стеклянная полуразрушенная бусина. Глубина погребения – 0,4-0,45 м.
Таким образом, предварительно на основании погребального обряда, предметной коллекции можно отнести погребальное сооружение-14 к позднесарматскому времени II–III вв. н.э. На связь степных сарматских племен с кочевыми и оседлыми культура Средней Азии указывает сосуд с зооморфной ручкой, скорее всего, среднеазиатского происхождения. Индикатором таких межкультурных контактов является также стеклянная бусина, скорее всего, хорезмийского происхождения. Пока это единственный курган на погребальном поле раннего железного века. Погребения могильника Новоильновский, главным образом, относятся к культурам эпохи бронзы и наличие жертвенной ямы с содержанием фрагментов керамики алакульской культуры подтверждает об обрядовых ситуациях, которые происходили здесь. Скорее всего, фрагменты керамики были привнесены с места поселения от разбитых во время хозяйственной деятельности сосудов. Тем самым устанавливалась символическая связь мира живых с миром мертвых.