Исследования в Казахстане
Центральноказахстанская экспедиция Института истории, археологии и этнографии АН Казахской ССР под руководством А.Х. Маргулана в составе трех отрядов проводила раскопки в Карагандинской, Кокчетавской и Павлодарской областях.
В течение последних лет Чаглинский отряд (руководитель А.М. Оразбаев) производил раскопки поселения эпохи бронзы Чаглинка. Поселение находится в Красноармейском районе Кокчетавской обл., в 3 км к югу от с. Октябрьское, на правом берегу р. Чаглинки. Здесь в жилище 3 четырехугольной формы вдоль стен были видны следы от столбов и остатки сгнившего дерева. На полу находились обломки семи раздавленных горшков. Расчищено два очага, сложенных из небольших камней. Найдены каменные и костяные орудия: мотыга, песты, рудодробилки, трепало, тупики, проколки, и кремневые и костяные наконечники стрел; изделия из бронзы: двупарные наконечники стрел, нож восточноказахстанского типа с прорезной ручкой, характерный для поздней бронзы Казахстана. При зачистке пола жилища обнаружены две глубокие ямы, одна из которых была, по-видимому, колодцем; на дне колодца сохранилась плетеная обшивка.
Жилище 4 также имело четырехугольную форму и было ориентировано с запада на восток. Вдоль его стен прослежены ямы от столбов Жилище, очевидно, имело перегородку, на что указывали ямы от столбов, шедшие поперек жилища. В восточной части его находилось скопление золы, тут же лежали обломки керамики. Возможно, здесь лепили горшки и обжигали их на костре. На полу в западной половине обнаружены две ямы, одна из которых оказалась колодцем, а другая - очагом. В жилище найдено много керамики, кости животных и костяные орудия.
Жилище 14 в плане напоминало цифру 8, что указывало на двукамерность. В культурном слое найдены обломки глиняных горшков, кости мелкого и рогатого скота. В южной половине жилища обнаружено темное пятно - возможно, место очага. Жилище 9 имело форму овальной западины, ориентированной с запада на восток. Восточная его часть разрушена размывом берега во время весенних разливов в р. Чаглинки. Со стороны обрыва четко вырисовывался поперечный профиль жилища. При раскопках найдены обломки глиняных сосудов, костяная проколка, позвонок рыбы (?), шлак, кости животных, каменный пест, трепало из челюсти коровы, каменная терка. В западной половине обнаружено темное золотистое пятно - очевидно, место очага. Раскопки жилища будут завершены в следующем полевом сезоне.
Археологический материал, полученный при раскопках жилищ, позволяет полагать, что древние обитатели поселения Чаглинка в начале I тысячелетия до н. э. занимались скотоводством, мотыжным земледелием, ткачеством и металлургией.
В 0,5 км к северо-западу от поселения расположен могильник эпохи бронзы, состоящий из небольших земляных курганов. Под насыпью курганов на древнем горизонте имелись ограды из сланцевых плит, вкопанных ребром. Внутри находились грунтовые могильные ямы, иногда в яме встречался сруб в несколько венцов. Обряд захоронения - трупо-положение. В погребениях, кроме скелета или отдельных костей человека, были обломки горшков, бронзовые бусы и бронзовые кинжалы с выемками по бокам.
Поселение и могильник относятся к замараевской культуре.
Курганный отряд (руководитель М. К. Кадырбаев) основное внимание уделил изучению малоизвестных памятников второй половины Iтысячелетия до н.э. и I тысячелетия н.э.
Были проведены работы на могильнике Кызыл-кой, состоявшем из 18 курганов. Четко наблюдалась концентрация 15 земляных насыпей вокруг трех больших каменных курганов, вытянутых по длинной оси с севера на юг. Раскопано семь курганов, из них один большой - диаметром 36 м, высотой 2 м. Катакомбная камера большого кургана и большинство других погребений оказались ограбленными. Оставшиеся бронзовая прямоугольная пряжка с неподвижным язычком, роговая ворворка со спиралеобразными углублениями, окрашенными охрой, и золотая ребристая пронизь позволяют отнести исследованные курганы к концу I тысячелетия до н.э. Вызывает интерес впервые обнаруженное в Центральном Казахстане погребение юноши с игральными костями. Его скелет находился в грунтовой яме овальной формы, покрытой каменными плитами, и был обращен головой на северо-запад. 11 игральных костей - астралогов лежали кучкой у левого локтевого сустава. Четыре из них сохранили следы красной краски.
При раскопках на могильнике Корган-тас был поучен материал, относящийся к двум историческим периодам. Ранний период, соответствующий V - IV вв. до н.э., наиболее полно представлен погребением воина из кургана "с усами". Среди находок выделяются железный акинак и золотая накладка с изображением тигра. Акинак, сохраняя традиционные формы сердцевидного перекрестия савроматских и южносибирских акинаков середины I тысячелетия до н.э., отличается формой навершия. Оно близко по форме усть-буконьскому навершию бронзового кинжала. На Алтае (Башадар) имеются аналогии и золотой бляшке с изображением тигра, туловище которого покрыто зигзагообразными линиями. Помимо этих предметов к раннему периоду относятся бронзовые трехгранные втульчатые наконечники стрел, двудырчатый бронзовый псалий, точильный камень, большое количество каменных бус и бисера из голубой пасты.
Ко второму периоду следует отнеси три погребения, резко выделявшихся особенностями погребального обряда. В них северо-восточная часть грунтовой могильной ямы, за изголовьем погребенных, была отгорожена вертикально поставленной каменной плитой. Здесь лежали головы лошадей и баранов. Количество ритуальной пищи и видовой состав жертвенных животных в погребениях неодинаковы. Чаще всего это лошади и бараны, реже – козы и только в одном случае – крупный рогатый скот. Существенной особенностью ритуала является также положение на грудь погребенному лопатки лошади. Судя по набору железных трехперых черешковых наконечников стрел, эти погребения следует отнести к рубежу нашей эры. Из другой вещей обращает на себя внимание бронзовая рамковидная пряжка, заключающая сильно стилизованную сцену нападения фантастического зверя на оленя. Кроме того, найдены бронзовые наременные бляхи, железные ножи с выделенной рукояткой, бусы из стекловидной массы синего цвета, поделки из трубчатых костей лошади и барана, подвески из золотой проволки.
Следующим объектом работ являлся могильник Кара-оба, расположенный в 27 км от совхоза Аркалык от гор Эдрей. Могильник насчитывал 87 курганов с каменной и смешанной насыпями.
Большинство из них сгруппированы в две цепочки, вытянутые с севера на юг. Центральную часть могильника занимал большой курган «с усами», окруженный прямоугольной площадкой из одного ряда плашмя положенных каменных плит. Насыпи 15 исследованных курганов представляли собой естественный развал широких колец из мелкого камня. Могильные ямы грунтовые, овальной формы и перекрыты каменными плитами. Скелеты лежали в вытянутом положении головой на запад. Сопровождающий инвентарь невелик и состоит из бронзового зеркала с прямоугольным ушком по краю диска, каменного жертвенника овальной формы, костяной иглы и проколок.
Весьма интересным оказался курган, расположенный несколько особняком от раскопанной группы. Под каменной насыпью находились две грунтовые могилы, повторяющие вариант погребального обряда из Корган-таса. Оба погребенных лежали на спине, головой на северо-восток. Одинаковыми оказались инвентарь (железные трехперые черешкотс наконечники стрел, ножи) и ритуальная пища у изголовья (головы лошадей и баранов). Однако юго-восточное погребение было совершено, как показывает стратиграфия, несколько позже основного. Причиной этого «незапланированного» погребения явилась гибель одного из воинов. На его черепе остались следы двух ран: первая на лобной, а вторая на теменной костях. Судя по пробоинам, орудие (возможно, чекан), которым был нанесен удар, имело прямоугольный стержень.
Джезказганский отряд (руководитель А.Х. Маргулан) раскопал большой, «царский», и несколько более мелких курганов сакского времени и произвел архитектурное изучение ряда мавзолеев, расположенных в северо-западной Бетпак-дале.
Семиреченская экспедиция (руководитель К.А. Акишев) в составе четырех отряцов провела разведки и раскопки памятников разных эпох в долинах рек Кегень, Талас и Арысь и в Алакульской впадине. Кегеньский отряд (руководитель К. А. Акишев) проводил свои работы в два этапа: 1) в долине р. Арысь в Южном Казахстане и 2) в долине р. Кегень в Восточном Семиречье.
В многочисленных ущельях южных склонов гор Кетмень (правобережье р. Кегень) был проведен последний полевой сезон, завершивший многолетние исследовательские работы. В четырех могильниках было раскопано 35 курганов и каменных оград, датируемых позднеусуньским временем (IV-VI вв. н.э.). Погребения совершались в грунтовых могилах, иногда с подбоем в северной стене, ориентированных длинной осью с запада на восток. Покойника хоронили в вытянутом положении, на спине, головой на запад. Новым в изученных могильниках в отличие от сотен курганов, раскопанных в разных районах Семиречья, является резкое увеличение числа глиняных сосудов, находившихся в одной могиле, и обнаружение ранее не известных погребений «на помосте». Вся глиняная посуда по форме, тесту и технике лепки аналогична известной сако-усуньской посуде Семиречья. Появились новой формы горшки с ломаным туловом и веревочным орнаментом, имитирующие кожаные сосуды. Думается, что эта особенность – явление хронологического порядка, так как сосуды описанной формы характерны для тюркского времени.
Погребения «на помосте» - новый тип могильного сооружения. Покойника клали на жерди, уложенные на две каменные плиты, помещенные на дне глубокой могильной ямы у поперечных стен. В момент захоронения, таким образом, труп лежал на помосте, возвышающемся над дном могилы. Сосуды с заупокойной пищей находились над помостом.
Происхождение погребения «на помосте» пока неясно, не исключено влияние пришлой (гуннской) культуры. Возможно, что прототипом помоста послужили погребальные носилки кенкольского типа.
В долине р. Арыси отрядом проводились работы по регистрации и топографическому изучению следов средневековой земледельческой культуры. Хотя и раньше предполагалось, что здесь имеются остатки ряда городов, однако работы привели к совершенно неожиданным результатам: на небольшом участке в 35-40 км по среднему течению реки от с. Обручевка до с. Чубар были обнаружены руины 25 укрепленных поселений, городов и сторожевых башен, относящихся к VI – XI Iвв. н.э.
Остатки средневековых сельских поселений и городов встречались на расстоянии 2 - 3 км один от другого в низкой пойме реки, т. е. на участках, куда можно было подводить воду для орошения полей и подавать ее для нужд жителей города.
На место некогда цветущих городов ныне указывают бугры высотой до 20 м. Такая высота свидетельствует о мощности культурных напластований, о многовековой толще остатков строительных конструкций.
Топография размещения сторожевых башен совершенно необычна. Они расположены на высокой террасе левого берега реки в 8 -10 км одна от другой и все вместе составляют систему сторожевых укреплений, сигнализации и оповещения жителей городов об угрозе нападения неприятеля.
Таласский отряд (руководитель А. Г. Максимова) проводил работы к югу и юго-востоку от развалин Акыр-Таш, расположенных в 7 км к югу от станции Ак-Чулак (Свердловский район Джамбульской обл.).
В урочище Узун-Булак раскопано 25 курганов. По основанию они были обложены крупными камнями, насыпь сверху тоже выложена камнем. Иногда они обозначены кругом из камней, поверхность внутри которого покрыта камнем.
Захоронения совершены в грунтовых ямах, ориентированных в основном с запада на восток с небольшим отклонением. Погребенные лежали на спине в вытянутом положении, головой на запад, запад – северо-запад, запад – юго-запад. В юго-западном углу некоторых могильных ям имелись небольшие ниши, в которых стояли лепные глиняные сосуды (миски, чаши, кружки) с округлым дном (с ручкой и без нее). К сожалению, погребения ограблены и оставшийся инвентарь представлен небольшими железными ножичками, положенными на погребальную пищу (курдюки баранов), бусинами из стекловидной массы железными шпильками.
В урочище Караша раскопано 23 кургана. По внешнему виду и обряду захоронения они очень близки раскопанным в урочище Узун-Булак. Погребальный инвентарь в основном представлен лепными глиняными сосудами, с округлым, уплощенным и плоским дном (миски, чаши, кувшины), найден обломок зернотерки и терка.
Интересны два захоронения: одно в каменном ящике, другое в грунтовой могильной яме. Около плеча правой руки погребенного в каменном ящике стоял глиняный плоскодонный сосуд (кувшин) с высокой шейкой, изготовленный на гончарном круге. Погребенный в грунтовой, почти квадратной могильной яме, ориентированной с запада – северо-запада на восток - юго-восток, тоже лежал на спине в вытянутом положении, головой на запад. Около бедренной кости правой ноги была положена туша барана.
В урочище Кызыл-Кайнар могильник состоял из двух групп курганов: северной – девять курганов, расположенных цепочкой, и южной – 14 курганов, расположенных в беспорядке, с каменными насыпями и без них (на поверхности обозначены камнями). Под курганами с каменной насыпью встречены погребения в грунтовых могильных ямах (одно – в каменном ящике), относящиеся к усуням и тюркам. Из бескурганных захоронений исследовано одно эпохи бронзы, а остальные – усуней в грунтовых могильных ямах, перекрытых поперек каменными плитами. Погребенный в эпоху бронзы лежал на спине в вытянутом положении, головой на запад – северо-запад. Кисть правой руки находилась на тазовых костях, около нее обнаружен плоскодонный глиняный сосуд баночной формы, орнаментированный ломаной линией, нанесенной палочкой. Найден обломок бронзовог ножа. Погребальный инвентарь усуней представлен глиняными сосудами, близкими по форме и технике изготовления найденным в урочищах Узун-Булак и Караша.
Погребения в каменных ящиках оставлены пришельцами, возможно, из Восточного Казахстана.
Чольтобинский отряд (руководитель М. С. Мерщиев) продолжил раскопки поселения на северном склоне Киргизского Ала-Тау (Джамбульская обл., вблизи железнодорожной станции Ак-Чулак). До раскопок это был небольшой пологий бугор, покрытый густыми зарослями колючек и полыни. Местные жители называют его Чоль-Тобе, что означает сухой, безводный, безжизненный бугор. Он расположен в месте слияния двух сухих саев и состоит как бы из двух частей: центральной возвышенной площадки до 3 м, диаметром около 80 м и примыкающей к ней полукольцом с юга заниженной площадки высотой до 1,5 м.
Раскопана большая часть поселения, в основном на возвышенной площадке. Здесь выявлен архитектурный комплекс с близкой по форме к квадрату планировкой. Комплекс насчитывал несколько четырехугольных примыкающих одно к другому помещений, вытянутых по внешнему контуру и образующих замкнутый квадратный двор. На каждой стороне находилось по два-три помещения типа коридора. Почти все они имели один или два дверных проема, ведущих во внутренний двор, а помещения западной стороны – дополнительно еще и выход наружу.
Помещения были перекрыты коробовым сводом, сложенным из крупных сырцовых кирпичей трапециевидной формы. Часто в стенках на уровне пола имелись небольшие печи в виде каминов, служившие, вероятно, для варки пищи и обогрева.
В помещениях найдены фрагменты лепных глиняных сосудов, керамические и каменные пряслица, каменные зернотерки, песты, точила, терки, лощила и различные поделки из кости. Собрано немало костей домашних животных.
В середине внутреннего двора находилось монументальное сооружение с округлым контурным контуром стен с внешней стороны (вероятно, оно имело крестообразную планировку).
Центральным зданием являлось прямоугольное в плане коридорообразное помещение длиной в 11 м и шириной около 2 м. Оно также было перекрыто коробовым сводом, возведенным из сырцовых трапециевидной формы кирпичей. В южной стене на высоте 1 м от пола имелась ниша со следами прокалины. Две почти трехметровой глубины ямы в полу были заполнены совершенно чистой золой. На полу найдены обломки керамической жаровни и сосудов, более богато орнаментированных по сравнению с сосудами из других помещений поселения.
Это сооружение уникально для территории Казахстана. Суды по центральному положению в комплексе, монументальности, своеобразию планировки, обособленности от жилых помещений, находкам внутри него, оно было храмом. Наличие на поселения большого количества зернотерок, пестов, остатков полусгоревших зерен проса, соломы, злаков в сырцовых кирпичах свидетельствует о большой роли земледелия в хозяйстве населения. Однако, судя по большому количеству костей домашних животных, значительное место занимало и скотоводство.
Глиняная посуда (горшки, кувшины, кружки, жаровни) по технике изготовления, качеству материала, формам, мотивам и приемам нанесения орнамента находит ближайшие аналоги в материалах поселения Ак-Тобе.
Имеется сходство также в архитектуре сооружений, в элементах планировки и конструкции, в частности в расположении в центральной части поселения монументального комплекса с округлым сооружением и примыкающим хозяйственным двором.
Однако перекрытие помещений в поселении Чоль-Тобе говорит о несколько более позднем времени его возникновения по сравнению с Ак-Тобе. Такого размера и формы сырцовые кирпичи в кладке сводов широко известны в памятниках третьей четверти І тысячелетия н.э., что дает право описываемое поселение отнести к этому периоду.
Алакульский отряд (руководитель Г.А. Кушаев) установил, что Алакульская впадина – долины рек Каратала, Сарканда, Лепсы, Тентека и побережье оз. Алаколь – изобилует памятниками самых различных типов, относящихся к разным историческим периодам.
Наиболее древними памятниками следует считать местонахождения кремневых орудий – ножевидных пластин, концевых скребков, многочисленных сколов, мелких обломков керамики, обнаруженных на такырах песчаных дюн правого берега по среднему течению р. Каратал и на склонах песчаных барханов вдоль правого берега р. Чоган-Тогай.
Следующий период древней истории отражают памятники эпохи бронзы в урочище Он-Агаш на южном берегу оз. Алаколь и отдельные погребения в районе с. Капал. Раскопанное в урочище Он-Агаш погребение эпохи бронзы было обнаружено случайно. Скелет лежал в грунтовой яме в сильно скорченном положении, на левом боку, головой на запад. Инвентарь погребения – бронзовые серьги с раструбом, бусы, подвески, обломки браслета, обломок глиняного сосуда – позволяет отнести его к алакульскому этапу андроновской культуры. Здесь же была проведена расчистка двух полуземлянок. Найденные при этом мелкие обломки керамики, кости животных позволят предварительно отнести их к тому же этапу эпохи бронзы.
Самыми многочисленными оказались памятники раннего железного века – курганные могильники. Особенно большой интерес представляют курганы в урочище Кок-Сай, сооруженные из окатанной речной гальки, известные среди населения под названием «Койтас», и погребения квадратных оградках могильника Арасан ІІ.
Непосредственную связь с тюркским периодом имеют открытые памятники городской оседлоземледельческой культуры на северо-востоке Семиречья. Городища в долинах рек Каратал, Сарканд, Лепса, Тентек являются новыми свидетельствами былой городской культуры в Алакульской впадине. Детальное изучение этих новых памятников позволит внести серьезные коррективы в гипотезы о путях становления и особенностях развития оседлоземледельческой культуры Семиречья.
Отрядом собраны также новые данные о наскальных изображениях и древних выработках в Алакульской впадине.