Исследования на городище Караспантобе
В 2009 году Караспанским отрядом Южно-Казахстанской комплексной археологической экспедицией были продолжены исследовательские работы на городище Караспантобе. Всего было заложено шесть раскопов, из которых три (Р-1, Р- 2, Р-3) были стратиграфическими. Р-1 - на южном склоне цитадели Караспантобе, Р- 2 - на южном склоне кольцевого рабада, Р-3 - на тобе, расположенном в 900 м к югу от городища, называемого исследователями Малым Караспаном. Четвертый раскоп (Р-4) был устроен в 200 м к востоку от Р-3 на длинной стене, которая окружала городище с южной, западной и восточной стороны. Пятый раскоп (Р-5) располагался на восточной части кольцевого рабада городища Караспан. Шестым раскопом (Р-6) было вскрыто погребение, расположенное в 70 метрах к юго-востоку от Р-3, за внешней стеной городища.
Раскоп-1 шириной 2 м, длиной 24 м располагался от верхнего края цитадели до основания склона. Он стратиграфический был прирезан к верхней площадке цитадели (географические координаты - 42 Т 503806 UTM 4703783.), где ранее отрядом ЮККАЭ были проведены археологические исследования, в результате которых были вскрыты три строительных горизонта. Вскрытые помещения, по первому и второму горизонтам датированы XVII-XVIII вв. По поводу третьего горизонта, раскопанного 2006 году, у Д.А. Танеева имеется разночтение. В одной работе он относит третий горизонт, по керамическому материалу, к XI-XII вв., а в другой, данный горизонт датирует XV-XVI вв. Однако, раскопками 2009 года четко установлено, что материалы с этого горизонта, в основном, относятся к XI-X1I вв.
В раскопе под дерновым слоем обнаружен плотный коричневый грунт, который тянется на 5 м ниже по склону. Начиная с середины III яруса идет комковатый слой с обломками сырцовых кирпичей. Весь этот слой ограничивается сплошной плотной заливкой толщиной около 60 см, который начиная с V яруса и доходя до середины VIII яруса на склоне цитадели сходит на нет. Ниже вплоть до нижнего края раскопа культурный слой состоит из плотного грунта вперемежку с кладкой из сырцовых кирпичей серого цвета. Ближе к северной части западного профиля фиксируются обломки сырцовых кирпичей и севернее от них идет коричневый грунт средней плотности вперемежку с рыхлой комковатой землей. Здесь на уровне X яруса наблюдается зольниковая линза толщиной около 20 см. Далее ниже по склону и до XXII яруса кладка сырцовых кирпичей чередуется с плотным грунтом. Отмечены разные размеры кирпича: 36x26x7-8,40x18x10,42x22x10, 50x25x8-10 см. Представляет интерес обнаруженный в XII ярусе очаг или кан, выложенный со всех сторон сырцовым кирпичом. Его размеры: высота 40 см, ширина 80 см, внутри следы обожженности. Кирпич на дне и на верху выложен пастельными рядами, а с боков вертикально. Ниже между XIV и XV ярусами идут зольниковые линзы толщиной 15-20 см и немногочисленные кости животных. С XXII и до XXIV яруса залегает слой гравия. Под ним фиксируется продолжение кладки сырцовых кирпичей с плотным грунтом.
Керамический материал I-VII ярусов относится к ХІ-ХІІ вв. Среди них встречены и немногочисленные фрагменты позднесредневековой глазурованной керамики, представленные блюдами и чашами с растительным орнаментом, выполненным синей или коричневой краской по белому фону, очевидно попавшие в слой из оплывов. На уровне IV яруса была найдена более ранняя керамика. Это фрагмент курильницы в виде округлой чашечки-резервуара на цилиндрической ножке с сажей внутри. Аналогичные курильницы были широко распространены в памятниках джетыасарской культуры в Ташкентском оазисе, в Таласской долине. Подобные находки известны из верхнего слоя Каунчи-тепе, Чага-тепе, Шаушукум-тепе, где они датированы VI-VIII вв.
Керамика IX-XIV ярусов смешанная, наряду со средневековой керамикой присутствует и ранняя керамика, среди которой имеются фрагменты кувшинов с ободком по краю венчика, покрытые серым или светло-серым ангобом. Подобные кувшины на городище Ханабад Шашаского оазиса встречены по второму культурному горизонту, датированный VII-VIII вв. Также имеются венчики толстостенных хумов, фрагменты широкогорлых водоносных кувшинов, венчик красноангобированной кружки и т.п. происходящие из зольниковой линзы по уровню XIV-XV ярусов. Аналогии этим сосудам встречаются в керамике каунчинской культуры II этапа, датирующиеся IV-V вв. н.э.
Раскоп-2 был заложен на южной части рабада. Его географические координаты - 42 Т 503762 UTM 4703565. В 15 метрах к северо-востоку от Р-2 располагался стратиграфический раскоп 2004 года, который дал материалы, позволившие исследователям выделить 5 этапов обживания пригорода, начиная с I тысячелетия н.э. и до XII в. включительно.
Ниже дернового слоя почти до IV яруса идет рыхлый грунт коричневого цвета. Следует отметить, что по уровню II яруса, почти на краю склона было вскрыто детское захоронение. По данному уровню в ходе работ еще встречались отдельные части человеческих костей. По всем признакам это поздние захоронения. Севернее от костяка на уровне П-Ш ярусов перпендикулярно к бровкам была выявлена кладка из сырцовых кирпичей, выложенная в один ряд, размеры кирпича - 32x20x12 см. Ниже IV яруса идет грунт средней плотности с обломками сырцовых кирпичей, который тянется вплоть до IX яруса. Местами встречаются прослойки зеленоватой земли со слабым уклоном, опускающиеся в южную сторону, а также светло-серые и серые прослойки разной плотности. Среди обломков кирпичей встречаются и целые формы размерами 28x12x18 см. По западному профилю на уровне VIII-IX ярусов зафиксирована кладка из сырцовых кирпичей в два ряда, шириной около 1 м. Проследить ее было невозможно, так как она тянется к западу, уходя под бровку. Кирпичи здесь другого размера, более крупные - 40x20x7-10 см. Далее с X и до XIII яруса культурный слой состоит из отдельных зольных слоев и зеленоватых прослоек. Нижний предматериковый слой состоял из серого грунта с мелкими угольками.
Керамический материал из верхних слоев (I-IV яруса) можно отнести к Х-ХII вв., и они представлены неглазурованными фрагментами донец от водоносных кувшинов, ручками от горшков, блюд и т.п. Керамический материал из IV-IX ярусов относится к более раннему периоду (VII-IX вв.). Основная их масса выявлена в VI-VII ярусах, где они идут вперемежку с многочисленными костями животных. Это фрагменты толстостенных хумов с черными ангобными потеками по светло-серому фону, обломки тагор, лепных котлов. В нижних ярусах встречено довольно большое количество керамического материала, представленные венчиками и стенками хумов, лепными кувшинами грушевидной формы, кружками, покрытые красным ангобом и крышками, большинство из которых происходят из зольных слоев (Х-ХШ яруса). Эти материалы находят свои ближайшие аналогии в памятниках Отрарского оазиса, среднего и верхнего течения р. Арысь, где они датированы I-IV и IV-VI вв.
В 700 м к юго-востоку от цитадели городища Караспан расположен Малый Караспан
- памятник типа «тобе с площадкой». Он представляет из себя бугор диаметром около 80 м, высотой 10-12 м, с западной стороны которого примыкает небольшая площадка.
На восточном склоне малого Караспана был заложен стратиграфический разрез шириной 1,5 м, длиной до основания тобе -16 м (Р-3). Его географические координаты
- 42 Т 504193 UTM 4702984. Раскоп 2009 года был привязан раскопу 2008 года, заложенного Д.А. Танеевым, где он был доведен до VII яруса. Поэтому характеристика слоев и находок началась именно с VII яруса. По уровню VII яруса идет рыхлый слой, в котором встречены обломки и целые формы сырцовых кирпичей размером 42x20x10 см. Ниже с VIII-IX яруса идет плотный коричневый грунт толщиной 50-60 см, который под уклоном продолжается в восточную сторону на 3 м. В начале XII яруса выявлена пахсовая стена, основание которого залегает на уровне XV яруса. Сохранившаяся высота стены около 1,5 м. По уровню XVI яруса был выявлен очаг плохой сохранности, приблизительный диаметр 40 см. Внутренность очага заполнена золой, где встречена пару невыразительных фрагментов кувшина. Ниже, начиная с середины XVI яруса с восточной стороны стены, имеется пристенная площадка шириной 6 м и она с другой стороны ограничивается кладкой из сырцовых кирпичей, которая уходит вниз до середины XXIV яруса. Размеры кирпича 30x12x10 см. К востоку от данной кладки характер культурных отложений таковы. С XVII до середины XXII яруса идут рыхлые слои с золисто-углистыми прослойками с включением обломков керамики, костей животных. На краю шурфа по уровню XVII яруса был зафиксирован материковый слой, однако древняя дневная поверхность идет с резким понижением в сторону запада, доходя до XXVII яруса. Это ров глубиной около 3 м. С середины XXII и до конца XXVII яруса ров был заполнен последовательно расположенными слоями: в верхней части - зеленоватый грунт толщиной 1,8 м, который круто поднимается над рвом утончаясь до 20 см. Ниже этого слоя более плотный грунт коричневого цвета круто опускающийся с восточной стороны к западной. Еще ниже - зеленоватый грунт толщиной около 10-20 см. Под ним залегает более плотный грунт коричневого цвета, который покрывает дно рва. На дне также зафиксирована золисто-углистая прослойка с включением керамики.
Керамический материал из IX-XVI ярусов немногочислен и был выделен в отдельный комплекс, датируемый IV-V вв. Они, в основном, представлены характерными для этого времени венчиками и боковинами массивных хумов с потеками ангоба по тулову, а также фрагментами водоносных кувшинов с цилиндрической горловиной и дуговидной вертикальной ручкой, редкими фрагментами петлевидных ручек от красноангобированных кружек. В отдельный комплекс были выделены материалы с XVIII-XXVII ярусов, которые происходят из зольниковых прослоек. Это фрагменты хумов с овальными или прямоугольными в сечении венчиками, фрагменты горшков и ручки от них, венчики и боковины водоносных кувшинов, покрытые светло¬серым или светло-коричневым ангобом и на которых имеется прорезной волнистый орнамент, нанесенный по сырой глине. Подобные сосуды в ранней керамике бассейна р. Арысь датируются I-IV вв.
Раскоп-4 устроен на расстоянии около 200 м к юго-востоку от малого Караспана, на стене, которая окружает городище с южной стороны. Географические координаты - 42 Т 504389 UTM 4702866. К северу от стены, судя по микрорельефу, была расположена густая застройка. К югу вдоль стены проходит ров. Основной целью раскопок было выявление структуры крепостной стены, глубины и ширины рва. Для этого был сделан разрез шириной 1 м, длиной 32 м, охвативший стену и ров. По мере углубления раскопа оставлялись ступеньки.
В результате раскопок на Р-4 установлено, что крепостная стена имела толщину более 9 м, с внутренней и внешней стороны имелись пристенные площадки. С внешней стороны сохранившаяся высота стены 4,5 м. Здесь она не вертикальная, с некоторым уклоном и уступом у подножья стены. Немногочисленный керамический материал, в основном, происходит из рыхлых отложении над рвом. Это пята чирага подтреугольной формы со штампованным орнаментом и покрытый темно-зеленой глазурью, венчики котлов с отогнутым наружу с прямым верхним краем, ручка водоносного кувшина коленчатой формы, фрагмент крышки с гребенчатым орнаментом в виде наколов, небольшое пряслице дисковидной формы, сделанное из стенки сосуда.
Кратко описанный керамический материал характерен для ХІ-ХІІ - началу XIII вв. Здесь следует отметить, что среди материалов имеется и более ранняя керамика, представленная венчиками толстостенных хумов в виде отогнутого наружу валика, стенками хумов с черными ангобными потеками по светлому фону, а также с плоскими донцами от них. Присутствие более ранней керамики скорее объясняется тем, что при строительстве стены был использован грунт из разрушенных наземных склепов, попавших в зону строительства стены.
Из всего этого стоит предположить, что возведение самой стены относится к саманидско му времени, а ее активное функционирование происходило в ХІ-ХІІ вв, Д.А Талеев, проводивший ранее раскопки на внешней стене городища, датирует материалы VII-IX вв., при этом не приводит характеристику датирующих комплексов находок, которые подтвердили бы данное заявление.
Пятый раскоп (Р-5) размерами 10x4,5 м был заложен на расстоянии 400 м к востоку от цитадели на территории рабада. В ходе работ раскоп был расширен с южной стороны, где была заложена траншея общей длиной 18 м, шириной 1 м, с целью выявления архитектурных конструкции.
В результате раскопок вскрыты внутренние контуры двух помещений и внешние стены - восточная и западная. Они возведены из пахсы. Восточная стена, которая ближе к краю бугра сильно оплыла, покато спускаясь вниз. Западная стена тоже оплывшая, край его отмечен на уровне V яруса, где продолжается пристенная площадка. Она представляет собой горизонтальную поверхность, сделанную из плотной пахсы. Над площадкой отмечен толстый (20 см) горелый слой.
Первое помещение (пом. 1) расположено в южной части раскопа. Стена его с некоторым отклонением в юго-западную сторону сохранилась на незначительную высоту-10 см, шириной - 60 см, длиной - 6,5 м во вскрытой части. В северо-восточном углу помещения по уровню пола были выявлены большие камни. Ближе к центру южной бровки был вскрыт тандыр средней сохранности диаметром 60 см. Вскрыта юго- западная часть второго помещения. Его юго-восточная часть смежена с пом.1. Керамический материал, полученный из рыхлого грунта в помещениях, в основном характерен для Х-ХИ вв. Он представлен фрагментами горшков с округлым туловом и с пластинчатой ручкой, ручками от узкогорлых кувшинов, стенками толстостенных хумов, миской. Среди материалов в незначительном количестве имеется и керамика, относящаяся XVII-XVIII вв. Это стенка горшка, имеющий орнамент, выполненный марганцевой в сочетаний с голубой поливой по белому фону, фрагмент блюда, дно которого украшена прочерченной вихревой розеткой под голубой глухой глазурью, носик чирага, внешняя сторона которого вертикально-ребристая, тоже покрытая голубой глухой глазурью.
Судя по незначительному найденному керамическому материалу, данная территория рабада в позднесредневековый период обживалась слабо.
К югу от городища Караспан, в основном, за пределами «длинных стен» расположена небольшая группа погребении, которые являются продолжением Борижарского некрополя. Небольшая часть их имеется и внутри длинной стены.
Раскоп (Р-6) был заложен на одном из погребений, представляющий собой округлый в плане бугор диаметром около 18 м и высотой 1,5 м, расположенный в 70 метрах к юго-востоку от малого Караспана. Географические координаты - 42 Т 504280 НТМ 4702788. Насыпь бугра имеет следующую структуру. Под тонким дерновым слоем идет мягкий коричневый рыхлый грунт. Под ним залегает неравномерный горизонт плотной светло-серой земли толщиной 20-50 см. В самом низу насыпи залегал твердый грунт серой глины. На глубине 90-120 см от нулевой отметки обнаружены человеческие кости. Несомненно, захоронение грабленое. Череп обнаружен в углу северо-восточного сектора, лицом обращен на север и верхней частью к востоку. Он имеет следы искусственной деформации. Отдельные части костей были разбросаны вокруг черепа. А также фрагментами были выявлены в юго-восточной, юго-западной и северо- западной секторах в разной глубине.
На глубине 120 см от нулевой отметки был выявлен уровень пола склепа, вымощенный битой керамикой, представленной обломками толстостенных хумов, фрагментами венчиков водоносных кувшинов. В центре камеры в направлении ЮВ- СЗ фиксируется линия в виде полуовала, выложенная из ряда небольших камней. Вход в камеру находился с юго-восточной стороны и был забутован сырцовым кирпичом. У входа располагался остаток сырцового кирпича размерами 53x25 см. Высота не определена, так как кирпич плохой сохранности. Стены погребения толщиной 110 см тоже плохой сохранности, почти разрушены до основания. Размеры его по внешним контурам около 4,5x5 м (рис. 1). Несомненно, данное погребальное сооружение является наземным склепом - наусом.
Из интересных находок следует отметить круглое бронзовое изделие, возможно пуговица от кафтана, найденное под костяком. На ее обороте имеется характерная для пуговиц маленькая дуговидная петля. На лицевой стороне рельефно изображен силуэт человека, головой повернутый к право. Заметны контуры косы. Над головой изображен нимб. Складками выделена одежда. Возможно, это силуэт женщины (?). В профиле рисунка можно разглядеть искусственную деформацию черепа.
Из других находок отметим сурматаш, железные изделия, представленные обломками ножей, бляхой, а также двумя трехлопастными наконечниками стрел.
Аналогии к этим находкам имеются в погребальных инвентарях некрополя городища Жуантобе VI-VII вв. и некрополя городища Сидак VI-VIII вв. Весь комплекс находок, позволяет датировать погребение VI-VIII вв.
Шербаев Р.К , Дудаков С.А. Археологические исследования на городище Караспантобе // Отчет об археологических исследованиях по государственной программе «Культурное наследие 2004 ».-Алматы, 2005. -С. 168-170; Байпаков К.М., Шербаев Р.К. Археологические исследования на городище Караспантобе И Отчет об археологических исследованиях по Государственной программе «Культурное наследие» в 2005 году.- Алматы, 2005.- С.309-311;
Талеев Д.А.Итоги исследования городища Караспантобе// Отчет об археологических исследованиях по
Государственной программе «Культурное наследие» в 2006 году.- Алматы, 2007. -С. 149
Талеев Д.А. Қараспан қалашыгындагы зерттеулер қорытындысы // Древняя и средневековая урбанизация Евразии и возраст города Шымкент.- Шымкент, 2008.- С.133-135
Левина Л.М. Керамика Нижней и Средней Сырдарьи в I тысячелетии н.э. - Москва, 1971. - С. 150-152, рис.52. 35 , рис.59. 313.
Брусенко Л.Г. Глазурованная керамика Чача ІХ-ХІІ веков,- Ташкент, 1986.- С.16-17, табл. 2, рис. 2
Левина Л.М. Керамика Нижней и Средней... Указ.соч.- С.181-184, рис.59
Шербаев Р.К , Дудаков С.А. Археологические исследования на городище Караспантобе... Указ.соч,- С. 169-170
Байпаков K.M., Подушкин А.Н. Памятники земледельческо-скотоводческой культуры Южного Казахстана (I тыс.н.э.).- Алма-Ата, 1989.- С.160 с.
’ Материалы не опубликованы.
Байпаков К.М., Подушкин А.Н. Памятники земледельческо-скотоводческой культуры... Указ, соч,- С. 127, табл.У, 57, 59;
Талеев Д.А. Қараспантрбе кешеніндегі 2007 ж. ж%оргізілген зерттеуднь т%ойіні П Известия НАН РК. Серия общественных наук.- Алматы, 2008.- №1.- С. 178-190
Байпаков К.М.,Смагулов Е.А.,Ержигитова А.А. Раннесредневековые некрополи Южного Казахстана.-Алматы, 2005.- С.122, рис.3.23
Там же.- С.129-133, рис.3.2< 3.25, 3.27