Исследования памятников Отрарского оазиса

В полевом сезоне 2009 года были продолжены работы по расчистке завала сырцовой стены во рву с внешней стороны южной башни.

Перед началом археологических раскопок на городище Отрар проведено раскрытие стен и крепостных башен: сняты камышовые щиты и удален мусор с мест будущих раскопок. На территории шахристана в районе жилых кварталов XI-ХІІ и ХУ-ХУІ веков проведены ремонтно-реставрационные работы. Кроме упомянутых работ проведен ремонт и восстановление разрушающихся сырцовых кладок. Произведена прополка и удаление растительности с территории кварталов.

Рабочими экспедиции была произведена прополка травы, очистка мусора. Побелены и заменены кирпичные бордюры, ведущие от ворот, вдоль дороги, на городище Отрар и далее, вплоть до раскопочной площадки. Работы проводились на площади около 2500 кв. метров.

Башни крепости, фланкировавшие въезд в крепость, расположены на линии север- юг, под углом 45° по отношению к крепостной стене. Северная башня вынесена на 23 м, южная на 32 м от крепостной стены и построены уже за бермой. Они сохранились по уровню фундамента находящегося во рву, на глубине 4,1м. Башни облицованы кладкой из жженого кирпича квадратной формы, размером 27,5x27,5x6 см. Толщина кладки 1 м. Внутренняя часть заполнена строительным мусором. Отстоят друг от друга на 3,8 м. Башни построены впритык к стенкам рва, также облицованной кладкой из жженого кирпича и не связаны с ней. Фундамент южной башни построен полукругом, далее он переходит в стенку рва, под углом, идущую в направлении крепостных стен. Наземная часть южной башни построена из сырца, в плане круглая, диаметром 7 м. На южной башне производились несколько раз ремонтные работы, внесшие изменения в ее параметры. Ремонтная кладка сырцовой стены южной башни производилась небрежно, зачастую битыми кирпичами. Об этом можно судить по завалу сырцовой стены, первого строительного горизонта, где наряду с сырцовыми кирпичами в кладке присутствуют половинки или битые кирпичи. Сырцовая стена сильно деформирована вследствие обрушения. На юго-восточной стороне ремонтная кладка прослежена на глубину 1,5 м. При расчистке сырцовой стены на поверхности встречена облицовочная терракота с глубоким резным орнаментом, а также пятигранная терракотовая плитка-кирпич. Такая терракота была ранее обнаружена при раскопках мечети Отрара ХVІ века. Таким образом, можно предположить, что ремонт входной группы производился неоднократно в конце ХVІ - начале ХVІІ вв.

Последняя надстройка производилась в конце ХVІ - начале ХVІІ вв. когда в кладке использовалась, как и на башне, резная терракота. Фрагменты резной терракотовой плитки, обнаруженные при раскопках крепостного рва, предположительно из мечети ХV века. Оттуда же брались жженые кирпичи для ремонта крепостных башен и стен.

В крепостном рву, при его расчистке найдены в большом количестве фрагменты красноглиняной и сероглиняной станковой, глазурованной и ангобированной керамики.

При раскопках с внешней стороны башни, найденных в процессе раскопок в заполнении рва из металлических изделий, отметим ювелирные изделия, выполненные из меди бронзы: кольца, перстни и серёжки. Кроме упомянутых ювелирных изделий отметим украшения из разноцветного стекла и агата: бусины, вставка перстня, подвески от серьги и колье.

Из предметов вооружения отметим бронзовые пластины от ламинарного доспеха и проржавевший железный наконечник стрелы, найденный на дне крепостного рва у южной башни крепостных ворот.

Между башней, перед стенкой рва на глубине более 5 м, расчищен завал сырцовых кирпичей, мощностью слоя более 1 м. Кирпичи сильно прокалены. Возможно, ворота и башни были штурмованы, в результате чего произошло возгорание, и обрушение в ров наземной части ворот, сложенной из сырцовых кирпичей.

В процессе раскопок крепостного рва были найдены многочисленные фрагменты станковой красноглиняной и разноцветной глазурованной керамики Х1У-ХУ1 веков. Кроме керамики, обнаружены фрагменты резной терракотовой плитки, предположительно из мечети ХУ века. Наряду с керамикой и терракотой, во рву крепости найдены в большом количестве железные крицы и шлак, свидетельствующие о развитии металлургии и кузнечного ремесла на городище в период позднего средневековья.

После разрушения входной группы на месте башен появились жилые помещения и мастерские. Остатки металлургической печи были обнаружены на месте южной башни. Зафиксировано скопление зольников с древесными угольками, а также железный шлак и крица, которые в большом количестве были найдены, как внутри южной башни, так и за её пределами, в заполнении крепостного рва.

Можно предположить, что территория крепости неоднократно подвергалась наводнению вышедшей из берегов реки Арысь. Об этом говорят три лёссовые линзы, простирающиеся на многие метры, которые мы встретили в слоях при раскопках завала сырцовой стены в крепостном рве у южной стены и далее.

В завершающий период жизни шахристана Отрара, входная группа перестала существовать, завалы из бытового и строительного мусора, а также лёсс заполнили ров, образовав пандус. Пандус был вымощен битыми кирпичами.

Артефакты и керамический комплекс, раскопанные в районе южной башни, обрабатываются в лабораторных условиях. Делается зарисовка и описание находок. В последующем, весь найденный материал и результаты экспедиции будут опубликованы в научных изданиях.

Исследование городища Весидж.

В 2009 году на территории цитадели средневекового городища Весидж на раскопе 1986 года (исследовались археологом Грошевым В.А.) проводились дальнейшие раскопочные работы.

Целью дальнейшего исследования было выявить культурные слои, которые можно отнести к домонголо-татарскому периоду развития города.

У северной стенки раскопа при расчистке оплывшего сырца, обнаружены и раскопаны две могилы, в которых были захоронены мужчина преклонных лет и подросток. Захоронения производились в северной части городища, на территории помещений XIV-XVI веков. Во время рытья могилы был разобран кирпичный пол помещений и пробит культурный слой XIII-XVI веков. В этих слоях и было произведено погребение усопших по мусульманской традиции. По всей видимости, захоронение было произведено в XVIII веке.

Упавшие сырцовые стены перекрывали площадку и остатки сырцовой стены, располагающейся в западной части раскопа. При разборке завала обнаружены следы пожара: прокаленные сырцовые кирпичи, слой золы, пепла и древесных углей. В разбираемом слое, среди золы и пепла и прокаленного сырца обнаружены фрагменты станковой красноглиняной керамики, черепки, покрытые ангобом красного и белого цветов, орнаментированная керамика. Орнамент выполнен в виде разнообразного штампа, прочерчен горизонтальными и волнистыми линиями. Поливная керамика, найденная в раскапываемом слое, представлена чирагами, фрагментами донцев, стенок и венчиков от горшков, чаш и кесе, украшенная разнообразным орнаментом на глазури белого и салатного цветов. На поливных фрагментах виден растительный и геометрический орнамент. Такая поливная керамика встречается в слоях караханидско-хорезмийского времени, датированного ХІІ-ХІІІ веками, на городищах Южного Казахстана. Вполне возможно, что часть поливной керамики изготавливалась и привозилась из-за пределов Отрарского оазиса, что свидетельствует о налаженной торговле между отдельными регионами Казахстана и Средней Азии.

Ювелирные украшения представлены стеклянной пастовой бусиной белого цвета, а также медной цилиндрической трубкой.

Следы пожара, обрушения сырцовых стен помещений, прокала сырца, пепла и золы могут свидетельствовать об одном: в раскапываемой северной части шахристана на территории помещения наблюдаются следы пожара, а затем и разрушения конструкций. Пожар произошел, по-видимому, в конце XII -начале XIII веков. После чего, по прошествии определенного времени, на территории помещения произошла перестройка и перепланировка комнат. Сырцовые стены помещений были нивелированы и утрамбованы, а на их месте возвели новые стены.