Исследования городища Жуантобе в 2009 г.

27.04.2022 10:54

Городище Жуантобе имеет двухчастную структуру: центральная часть в виде тобе с площадкой наверху и территория в виде «кольцевой застройки», отстоящей на расстоянии от 20 до 60 м от центральной части. Первая - это конической формы бугор с крутыми стенками и площадкой наверху. Размеры его в основании - 120x110 м и площадки наверху 75x85 м, высота тобе -17 м. На трех углах его (кроме северного), прослеживаются остатки башен. Вокруг, у подошвы прослеживается ров шириной до 40 м и глубиной 1,5-2 м, а за рвом застройка в виде кольцевого вала, шириной в среднем до 60 м и высотой 6-7 м. В восточном углу имеется разрыв шириной до 50 м. Общая площадь городища составляет около 14га (380x380 м).

В рамках программы «Культурное наследие» с 2004 г. ведутся масштабные раскопки на цитадели и в шахристане гор Жуантобе.

Основной раскоп был заложен на цитадели городища и явился продолжением раскопов, вскрывших верхние горизонты. Раскопами 2 и 4 была вскрыта площадь около 1000 кв. м. по уровню II строительного горизонта на пространстве между въездом, расположенном примерно по середине СЗ попавшем в стратиграфический шурф и большей части восточной стороны цитадели (т.е. большая часть восточной стороны цитадели).

В 2009 г. археологические работы по вскрытию уровней помещения выполнялись на широкой площади (около 1000 кв. м). Интересны, в частности, помещения жилого квартала на востоке цитадели. Например, помещения 3 ряда. В пом. 15, расположенном на гребне восточной стены (в юго-восточном углу раскопа) цитадели были зачищены пол, суфа, пристенный очаг, так как помещение имеет лишь один уровень пола и было обжито лишь в поздний период жизни на городище. В пом. 16 был вскрыт и зачищен нижний уровень пола с частично сохранившейся обмазкой и уплотненной поверхностью. В полу были устроены две ямки, заполненные крупной галькой и керамикой (в большинстве венчиками хумов), вероятно, устроенных для сбора жидкостей хозяйственно-бытового назначения. В центре комнаты обнаружено место с прокатом, куда устанавливался (переносной) очаг. В помещении два входа: из коридора в юго-западном углу, где в западной стенке был устроен пристенный очаг, севернее которого начиналась суфа высотой 30-35 см, устроенная «Г»-образно вдоль всей северной и частично западной стенки. Очевидно, именно на этом этапе в северо-восточном углу был устроен выход, а соответственно суфа подрезана. План пом. на 2 уровне практически повторял верхний уровень, относящийся к III стратиграфическому горизонту, после выемки заполнения глубиной около 40 см и, соответственно относится к III стратиграфическому горизонту.

Перейдем к описанию помещении 17 и 18. Здесь после снятия заполнения толщиной 40-45 см также был зачищены полы, суфы со всеми характерными признаками жилых помещений: пристенными очагами, расположенными при входе ямками. В пом. также были зачищены мусорные ямы с большим содержанием золы, где встречались мелкие фрагменты керамики и кости животных. Если в помещении 18 поверхности суф пола сохранились достаточно хорошо, то в 17 заметны следы разрушений, в частности передние кирпичи суфы поменяли свое положение, верх практически не сохранился, повсюду имелись следы крупного пожара, в основном угли от сгоревших деревянных частей перекрытия крыши помещения. Именно здесь были найдены интересные находки: тюргешская монета, способная пролить свет на точную датировку слоя и разрушитльных событий, светильник, богато орнаментированный резным орнаментом, небольшая лепная 236 кружка - уникальные артефакты, сохранившиеся благодаря неким трагическим собятиям, восстановить ход которых и призвана археология.

В раскопанных помещениях квартала собрана достаточно богатая коллекция артефактов: орнаментированная керамика, монеты, бронзовое зеркало, ювелирные украшения, сурьматаши, терракота.

В жилом помещении на полу у суфы была найдена терракотовая фигурка скульптурное изображение мужчины (мужского божества?). Видимо, в основе образа лежит идеализированный образ царя или мифологизированного предка. Изделия из терракоты встречались и ранее при раскопках на городище. Подобная терракота достаточно широко известна в коропластике Средней Азии и относится к тюрко-эфталитскому кругу и датируется V - VII вв.

Самым распространенным артефактом, полученным в ходе раскопок является керамика: столовая, хозяйственная и тарная. Столовая керамика, изготовленная из тонкого теста, с хорошим обжигом, имеет особый характер внешней отделки. Снаружи сосуды покрыты густым красным ангобом, ярким; есть светлые и черные пятна на ангобе, говорящие об интенсивном обжиге после окраски сосудов. Интересен ритуальный горшочек (сохранившаяся высота 17,5 см, диаметр тулова 13,5 см). Горловина поставлена прямо, венчик слегка отогнут наружу. От венчика на плечико опущена небольшая кольцевая подпрямоугольная в сечении ручка.

Верхняя часть тулова покрыта густым красным ангобом прорезным орнаментом в четыре пояса горизонтальных полос. По бортику под венчиком пояс из двойных косых линий, ограниченных сверху и снизу прямыми линиями. Создается рисунок в виде треугольников вершинами вниз и вверх. Второй пояс, отделенный с обеих сторон двойными горизонтальными линиями, образован двойными дугами. Третий пояс ограничен с обеих сторон двойными горизонтальными полосами и представлен крупными двойными пересекающимися линиями, образующими ромбы и треугольники.

Четвертый ряд представлен крупными двойными полукружьями, отделенными двойной горизонтальной линией лишь сверху. В целом этот тип сосудов характерен для VII-VIII вв.н.э.

К этому же комплексу керамики относится плоская крышка диаметром 42 см, Она орнаментирована ямками - перлами и врезными полосками - лучами, расходящимися радиально от центра.

Найдена курильница, конструктивно состоящая из круглой неглубокой чаши, края которой сделаны в форме зубчиков на устойчивом коническом, расширяющемся к низу основании, полом, но с достаточно толстыми стенками. Переход от основания к резервуару выделен традиционным дія выступом. Внутри курильница закопчена. Вся поверхность поддона покрыта резным орнаментом, а вся курильница светло-коричневым ангобом. Высота ее 18,2 см, диаметр дна 10, 7 см, верхней части, который может быть восстановлен по радиусу около 13 см.

Исходя из объема проведенных работ (раскопки и разведки), их качества, в том числе проведения документации архитектурных конструкций, фиксации артефактов. Последующей обработке материала нами был получен материал для научного анализа, тем самым, достигнуты желаемый результат исследования и основные цели исследований.

Был вскрыт большой объем заполнения жилых и хозяйственных помещений третьего культурного горизонта на цитадели городища Жуантобе на площади около 1000 кв.м, на глубину 0,7-2 м, в зависимости от глубины слоя строительного горизонта. Получены данные по планировке помещений, особенностям строительства. Собрана большая коллекция артефактов, в том числе и уникальных для региона монет Саманидского времени, которые не только укажут на внешние торгово-экономические связи, но и в значигельной мере уточнят датировку культурных слоев этого крупного городища Средней Арыси, поскольку для абсолютного большинства городищ этого времени подобные находки единичны, зачастую случайны. Имеются и другие уникальные находки, например импортная курильница (см. в приложении), другие находки, наоборот, очень типичны, например кружка с тамгой под ручкой, характерны кувшины или горшки с кангарским орнаментом.

Таким образом, результаты работ 2009 г., значительно дополнили взгляды на материальную и духовную культуру населения Средней Арыси, периода второй половины УП- начала УШ вв. Период второй половины У - начала УШ вв., представляет крайний интерес для исследователей, благодаря своей малой изученности, в этом и заключается долговременное влияние проекта, способного заполнить пробелы в истории кангаро- тюрко-эфталитского периода, когда в один век сменяли друг друга великие империи, занимавшие территории и Южного Казахстана, а исторические источники, описывающие эти процессы, крайне скудны. Реконструкция этнополитических и культурно- идеологических процессов в период VII-нач. УVШ вв. прольет свет на пробелы знаний, связанных с исламизацией региона в IX в., темное пятно культурной истории региона периода между арабскими походами 30-х гг. IX в. и процессом исламизации в Саманидском государстве, во второй четверти IX в. Очевидно, в этот период длиной в столетие, происходила адаптация ислама и миграционные процессы оттока местного населения - носителей старой идеологии. Однако, археологических данных, свидетельствующих об этих процессах, пока явно недостаточно.